№ 77

“МНЕНИЕ О РАСПОЛОЖЕНИИ ДЕЙСТВИЙ ПЕРВОЙ АРМИИ В КАМПАНИЮ 1771-го года” 1 (ПРЕДСТАВЛЕННОЕ П.А. РУМЯНЦЕВЫМ ЕКАТЕРИНЕ II 2)

28 января [8 февраля] 1771 г.

Яссы

Трудно предузнавать и верные вывесть заключения о будущих действиях такого неприятеля, коего доселе все бывшие являли одну предприимчивость без расположения примечательного. Судя однакож по образу военных правил о [194] намерениях своего противника, и если теперь турки не понесут перемены в своих предприятиях по случаям, могущим произойтить от внешних или внутренних дел, то по локальному положению в трояком виде воображению моему приходят их будущие действия, то-есть: или они восхотят покуситься посредством Черного моря, высадив на наш берег свою пехоту и переправясь с конницею чрез Дунай, на левой стороне Прута отбирать крепости, у них завоеванные: Аккерман, Килию и Бендеры, чтоб тем и диверсию сделать предприятиям второй нашей армии, или силы свои обратят к стороне Валахии, где река Дунай уже и переход чрез оную на обоих берегах удобнее, чтобы сей край, как довольно еще обитаемой и имеющей в себе выгоды пред другими здешними местами, впадением опустошить и затруднить наши действия, не меньше и пресекать сообщение с народами нам единоверными, о которых готовности и усердии к свержению с себя магометанского ига не могут турки не думать, или же напротив того положат на том едином свое намерение, чтоб только оборонительную вести войну, защищая сопротивной берег Дуная.

Вопреки сим намерениям вообще дабы показать существительные виды повсеместного на своем береге сопротивления, доколе в состоянии будем твердым образом перенести оружие за Дунай, предполагается:

1-е. Корпусу, правое крыло армии составляющему, быть в Валахии на Дунае и Олте или за Олтою по предусмотрению возможности.

2-е. Среднему, или кор де арме при Максимианах, где чрез Серет надежной мост иметь можно по слитии вод с [195] пристойным обережением; а другой, преодолевая все трудности, сделать чрез Прут при Водянах, или и ниже оных, чтобы на всякой случай обе сии стороны быть могли в обозрении, не меньше и корпусы за Серетом и Прутом за-временно подкреплятся.

Относительно к сему пункту, для приготовлений всего потребного, уже посланы офицеры, коим приказано изготовить довольное число фашин, чтоб помощию сего грузу утвердить путь на берегах речных широких и болотистых.

3-е. Корпус, левое крыло армии составляющий, возьмет свою позицию в вершине Елпуха, объемля своим бдением весь берег дунайской между Прута и Черного моря.

4-е. Все те места, где большими судами приставать можно, укреплением в оных отделенными от корпусов надежными постами из пехоты с артиллериею) достаточною обережены; и в резерве часть кавалерии, так как для патрулей по берегам легкие войска иметь будут; ради же скорейшего ознаменения о неприятельском сближении и в каком числе судов, построятся маяки.

5-е. Магазейны, превосходя все трудности подвозом из Польши, учредятся для действующего корпуса в Валахии и на случай переходу армии чрез Серет, в Фокшанах; а на таков же и для действующего корпуса в Бессарабии в Фалче, для крепостей: главной в Бендерах, откуда Аккерман, Килия и Измаил снабдеваться будут.

6-е. Обережение заводимых магазейнов в том краю, так как и крепости Бендерской от стороны Очаковской, полагая что вторая армия там действия свои иметь будет, предоставляется оной.

7-е. Для удержания возмутителей польских, в содействие с корпусом генерала-порутчика Веймарна, и на обеспечение магазейнов в Польше заводимых, расположатся деташаменты по местам, где больше предусмотрится надобность, а до времени в удобных, где прошлого года они коль в малом числе не были, находили себя в состоянии и оберегать магазейны и уничтожать замыслы возмутителей польских с авантажами.

Разделение армий на части, так, как выше изъясняю, располагаю я по настоящим токмо видам, знав, что визирь имеет свою квартиру в Бабадах и там же помещаются теперь и его войски. Число же полков для предположенных действий определить дело будет той поры, когда точно и в [196] которую сторону откроются склонения неприятельские, ибо, смотря по сопротивному усилию и на нашей стороне, одна часть другую подкреплять будет в том или другом краю.

К удержанию неприятеля от переправы на сей берег, взяты будут удобвероятные способы, оказывающие виды намерения нашего также перенести оружие на его берег, дабы сим обстоятельством не только преклонить его важнейшее внимание, но и разделить силы для стражи против многих мест.

Напоследок, как польза требует, дабы во всех частях военные действия сопрягались по общей связи между собою согласием и помогающим одни другим взаимством, то в сем только пункте коснуся я моим мнением ко второй армии. Ей должно заблаговременно принять свое движение за реку Днепр, во избежание тех трудностей, которые причинили прошлого года медление великое походу оной при разлитии сея реки. Также по видам своих операций надобно и сеи армии положения действующего до той поры не оставлять, пока не достигнет оружие в полном совершенстве своих успехов, из случаев полезных, могущих открыться.

Граф Петр Румянцов.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1925, л. 23—30. Подлинник.


Комментарии

1 Заголовок подлинника.

2 В кампании 1771 г. Румянцев имел армию численностью до 45 тыс. человек. Турецкая армия была значительно многочисленнее; важное значение имело и господство турок на Черном море, где русские еще не обладали сколько-нибудь значительным флотом. Эскадра Алексея Орлова, действовавшая в турецком тылу (в Архипелаге), одержала блистательную победу при Чесме, но не имела возможности оказать непосредственную помощь Румянцеву; кроме того, турки располагали сильной флотилией на Дунае, тогда как русские вовсе не имели здесь судов.

Учитывая эту обстановку и возможность для врага сосредоточить войска в любом пункте почти тысячеверстной линии фронта, Румянцев принял срочные меры к созданию речной флотилии, а свои войска расположил на левом берегу Дуная в трех сосредоточенных группах: 1) Олица, позднее Репнина и затем Эссена (правое крыло); 2) Центральной, под личным командованием Румянцева; 3) Вейсмана (левое крыло). Румянцев поставил перед войсками следующую задачу: истребление всех вражеских частей, переправившихся на левый берег Дуная, и энергичные действия отдельными партиями и целыми корпусами на правом берегу Дуная. Прим. ред.