№ 14

РАПОРТ П.А. РУМЯНЦЕВА С.Ф. АПРАКСИНУ О ВЫСТУПЛЕНИИ ПОРУЧЕННЫХ ЕМУ КАВАЛЕРИЙСКИХ ПОЛКОВ ИЗ КАНТОНИР-КВАРТИР 1

№ 55

25 апреля [6 мая] 1757 г.

На высокой ордер вашего высокопревосходительства от 14, которой я при самом прибытии из Люцина от осмотру полков 19 числа принять удостоился и вследствие того от 22 сего месяца пущенные, какое о выступлении [87] полков из кантонир-квартир расположение и впротчем в по слушание тех исполнение от меня сделаны рапортовать следующее честь имею.

О немедленном с получения ордеров из квартир полков выступлении и следовании всем трем кирасирским и Грузинскому гусарскому к Динабурху 20 числа наистрогие с нарочно посланными ордировано и в рассуждении, что от вашего высокопревосходительства одним или разными трактами полкам следовать по предусмотрению обстоятельств силою первого мне передано было ради нижеписанных обстоятельств:

1. Что во учрежденных магазеинах по тракту от Динабурха к Вилькомиру для кирасирского полку на одну, а казацкой команде на две тысячи лошадей фуража приуготовлено, о числе которого для лучшего предусмотрения табель к вашему превосходительству при сем подношу, которым все три кирасирские, за исключением из оных того числа людей, которые веденными из Воронежского гарнизонного драгунского полку из команды господина генерала графа Салтыкова переменены будут и Грузинской гусарской полк удовольствовать весьма возможно и что от Динабурха тракт ближе. 2. Что из оставших за расположением от вашего высокопревосходительства полковых обозов от одного полку взяв другой удовольствовать принужден в рассуждении, что в некоторых повозок по стату и по расположению вашего высокопревосходительства за прошествием сроков, а за неполучением по требованиям денег, построить было не на что. 3. Для лучшего предусмотрения и по обстоятельствам как о полках, так и об оставших здесь людях и лошадях пристального во всем на основании вашего высокопревосходительства высоких ордеров учреждения, чего всего по обширному оных расположению предусмотреть ныне при действительном выступлении за отдалением бы исполнить самым делом возможности не было, одним тем трактом, а Донской казацкой команде, которая всего того не требует, на Преславь следовать расположил, и по тем моим ордерам все полки действительно уже в движении состоят. Третей же тракт от Люксин-мызы оставлен, от меня нарочно на сие время празнен 2 для оставшей и следующей за [88] полками команды, дабы оная по недостатку фуража, вставшего по одному тракту, не принуждена была делитца на три же части. И как скоро все полки к Динабурху прибудут, нимало медля следовать имею, а Казанской кирасирской полк уже обозы чрез Двину действительно переправлять начал.

О содержании фуража в готовности, починке мостов и исправлении дорог к состоящим по трактам к Вилько-миру офицерам наистроже предписано и не сумневаюсь, чтобы по сие время в первом какой недостаток, а в последнем упущение были. Провианта ж из квартир на проход на полмесяца взять приказано.

Оставляющемуся в польской Лифляндии офицеру для принятия людей, веденных из Воронежского гарнизонного полку и из команды господина генерала графа Салтыкова и о следовании со оными на оставленных для тех лошадях, а о отправлении неспособных людей и лошадей в назначенные места без замедления наставления дать и о числе оных вашему высокопревосходительству донести должности моей не упущу.

До полковых же и партикулярных обозов что принадлежит, то во всех только то взято будет, что последним вашего высокопревосходительства расположением содержать повелено, а в гусарском полку и казацкой команде, чтоб ничего кроме самонужного не было, надзирать не оставлю. Излишнее же за тем от полков и две полковые церкви на оставших за тем расположением лошадях под конвоем от Молдавского гусарского полку в Ригу отправлены будут без задержания, а что именно, при действительном отправлении донесено будет.

О переправлении полков чрез реку и по действительном выступлении и в пути, где находиться буду, по прибытии в Вилькомир доносить и ордера вашего высокопревосходительства ожидать, а по тракту к Ковне до Шкоруля дорог о исправлении и потребного ко удовольствию полков в заготовлении должности моей не упущу.

По исправлении в польской Лифляндии магазеинов офицерам следовать за полками в Динабурх и в рассуждении, что от некоторых полков только одни рядовые, а от других офицеры состоят для лучшего к полкам их приведения, быть при команде моей, которые уповательно при тех и следуют, [89] а в случае остатка в магазеинах, которого хотя быть великого и не чаю, за неполучением без большого убытка в рассуждении ныне работных пор и видимой обывательми не весьма нам благосклонными надобности к перевозу подвод на оснозании вашего превосходительства первого ордера вверить по признанию из них наидоброжелатель-нейших, велено, а расчеты иногда, естли каковы будут, регулировать капитану Телегину препоручу.

Молдавскому гусарскому полку в Курляндию по маршруту и ассигнации данным следовать от меня с протчими единовременно велено, а в подтверждение того и вчерашнего числа в немедлении наистроже предписано было и в упреждение иногда по тракту в Курляндии, по отзыву от обывателей, на станциях недостатка в фураже определенным от земли комиссарам употреблять в то из ассигнованного в Крейцбургской магазеин, которого в тот за выступлением грузинского гусарского полку уже не потребно от меня велено и чтобы в том от них медленности не произошло на страх и ответ их оставлено.

Оставшая же команда здесь во всем может быть удовольствована из Динабургского магазеина, в которой по последнему моему отзыву с Курляндской стороны столько много фуража привозится, колико уже и не потребно.

Я не только отчаиваюсь, но обнадеживаю себя высокой апробацией вашего высокопревосходительства, что при наряжении до следования полков одним трактом, которого кроме вписанных и другие многие резоны на сие время требуют; ущерба же, медленности или затруднении из того никакого не последует.

Оригинал же Молдавского гусарского полку маршруту списав, копию в послушание вашего высокопревосходительства высокого ордера при сем подношу.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 58, л. 19 а—19 б об. “Черновой исходящий журнал предписаниям и рапортам бригадного командира графа Румянцева в 1757 г.”. Копия.


Комментарии

1 В начале войны русская кавалерия находилась в весьма неудовлетворительном состоянии. Когда Румянцев получил командование корпусом, расквартированным в польской Лифляндии, он провел здесь большую работу по обучению конницы, переформировал гусарские полки, заменив деление их на 10 рот делением на 5 эскадронов. Был пополнен конский состав; в результате корпус Румянцева оказался своевременно подготовленным к выступлению и всесторонне обеспеченным провиантом и фуражом. Прим. ред.

2 свободен.