Третий том сборника документов "П. А. Румянцев"

В 1959 году вышел в свет III том сборника документов “П. А. Румянцев”, которым была завершена многолетняя работа Главного архивного управления, Центрального государственного военноисторического архива и Института истории Академии наук СССР по изданию серии публикаций, посвященных жизни и деятельности великих русских полководцев и военных деятелей П. А. Румянцева, А. В. Суворова и М. И. Кутузова 1.

Документы III тома отражают военную и дипломатическую деятельность Румянцева в период с 1775 по 1796 год, т.е. в период присоединения Крыма к России, русско-турецкой войны 1787-1791 годов и военных действий в Польше в 1792-1794 годах. [100]

В сборник включены: планы кампаний; донесения Румянцева Екатерине II и Павлу I; ордера и предписания командующим подчиненных Румянцеву войсковых частей; журналы военных действий; письма П. А. Румянцева Г. А. Потемкину, А. В. Суворову, А. А. Безбородко, а также государственным и военным деятелям Австрии, Турции, Крыма и Молдавии; документы о болезни и смерти П. А. Румянцева.

Большинство включенных в сборник документов публикуется впервые. В то же время в него вошли документы, напечатанные ранее в монографиях, журналах и сборниках, многие из которых стали библиографической редкостью. Кроме того, в прежних публикациях документов Румянцева допускались серьезные ошибки и искажения в передаче текста. (Все материалы III тома за исключением документов № 33, 38, 39, 42-44, 46-48, 364, оригиналы которых не удалось обнаружить, воспроизведены по архивным материалам, что позволило устранить ряд ошибок и искажений, имеющихся в прежних публикациях.

Основная масса помещенных в сборнике документов взята из Центрального государственного военно-исторического архива. Отдельные документы, вошедшие в сборник, хранятся в Центральном государственном архиве древних актов.

В приложении к сборнику даны документы, относящиеся к 1764-1774 годам, выявленные после выхода в свет первого и : второго томов. Сборник снабжен указателями (предметно-тематическим, именным и географических названий); терминологическим словарем; библиографией русской литературы о П. А. Румянцеве, которая дает довольно полное представление об изданиях сочинений, переписки и документов П. А. Румянцева и о литературе, отражающей его жизнь и деятельность; алфавитным указателем к библиографии и перечнем документов, опубликованных в нем. Тому предпослано обстоятельное введение, написанное доктором исторических наук Л. Г. Бескровным.

Глава I “Командование войсками на юге России (июнь 1775 г. — март 1787 г.)” содержит документы (№ 1-62), характеризующие деятельность П. А. Румянцева в период присоединения Крыма и организации обороны юга России. Из опубликованных документов видно, что Румянцев внимательно следил за происками Турции в Крыму (№ 2-4, 7, 11, 17, 42, 47 и др.), заботился о боеспособности войск (№ 4-6 40 и др.), заблаговременно готовил базы для обеспечения войск продовольствием и боеприпасами (№ 18, 32, 51, 58).

Важное место среди документов I главы занимает доклад П. А. Румянцева Екатерине II, известный под названием “Мысль” (№ 14). В нем изложены некоторые военно-теоретические передовые для того времени положения, выдвинутые Румянцевым. Борясь с вредным влиянием прусской военной системы, П. А. Румянцев обосновал самостоятельный путь развития русской армии и разработал принципы организации и устройства вооруженных сил России.

В целях упорядочения системы организации и устройства войск и для укрепления “внутренней и внешней безопасности и экономии” он предложил ввести четыре армии: Поморскую, Украинскую, Низовую и Резервную (статья I). Войска этих армий Румянцев считал необходимым расположить следующим образом: “I. Поморскую: в Новгородской, Финляндской, Ингермонландской, Эстландской, Лифляндской, Псковской и Полоцкой губерниях. II. Украинскую: в Могилевской, Азовской, Воронежской, Слободской и Белогородской губерниях. III. Низовую: в Нижегородской, Казанской, Оренбургской и Астраханской губерниях. IV. Под титлом резервной: как в дешевом и выгодном месте государства, и оттуда пограничные подкреплять и усиливать равноудобно...” (стр. 20-21).

Вместо Военной коллегии Румянцев предложил создать “Главное воинских дел правительство”, или “Верховный воинский совет”, выполняющий функции Генерального штаба и непосредственно подчиненный императору. На время войны он рекомендовал представлять главнокомандующему свободу действий (статья XVI).

Румянцев стоял за возрождение окружной системы комплектования армии, которая существовала при Петре I. Он требовал, чтобы зачисление в различные роды войск производилось с учетом индивидуальных способностей каждого солдата. Так, в кавалерию Румянцев предлагал направлять рекрут из людей, привычных к верховой езде (казаков, татар и [101] др.) (статья II); в егерские части — “из тех провинций, где суть большие охотники и стрелки; в извощики или фурлейты всех извозом промышляющих и в ямах живущих людей; в мастеровые ремесленников по их ремеслам, а в пехоту весь остаток как равно употребительной” (более поздняя редакция “Мысли”, стр. 524).

Румянцев разработал основные принципы воспитания и обучения войск. В противоположность прусской системе муштры он считал необходимым обучать войска “всему до них принадлежащему”, обучать тому, что потребуется на войне. Командир был обязан так организовать обучение, “чтобы всякое с войсками предприятие им искусным образом вразумляемо и объясняемо было и чтобы иногда от их простого понятия или недостаточного доказательства надобное и полезное не показалось им в напрасную тягость, вовсе не событочным и не употребительным, и наконец не обратилось бы им в досаду и не навело отвращения” (стр. 28).

В “Мысли” имеются интересные статьи: о характере обороны (III), об организации военных школ (IV), о вооружении войск и уменьшении многокалиберности — в артиллерии (VI), о чистоте и лучшем уходе за больными (IX и X).

В приложении к третьему тому сборника помещена более поздняя редакция “Мысли”, в которой П. А. Румянцев высказывает свои взгляды по военно-административным вопросам. Сущность этих взглядов сводилась к следующему: 1. Устройство вооруженных сил государства должно строго соответствовать историческим и географическим особенностям России (стр. 523). 2. Благосостояние русской армии всецело зависит от благосостояния народа, дающего “и людей и деньги”. Поэтому особенно важно беречь народные силы, чтобы “неразмерным и безповоротным... взиманием не оскудеть и браться за средства такие, чтобы к поре грозящей и запас в деньгах иметь и силы свои не чувствительно для самих, а приметно для иных умножать можно” (стр. 523). 3. Строго соразмерять расходы на военные потребности с другими государственными надобностями и согласовывать действия разных управлений, “без чего всегда или часть воинская будет в нестроении и терпеть недостатки или другие от той угнетение” (стр. 523).

Румянцев придавал также большое значение практической работе по воспитанию и обучению войск и улучшению порядка в армии — на походе, в лагере, на зимних квартирах. Учебно-воспитательная система Румянцева очень близка к суворовской, хотя и не такая полная.

Глава II “Командование Украинской армией в русско-турецкой войне (август 1787 г. — июль 1790-г.)” — самая большая по объему. В нее включено 228 документов (№ 63-290).

В период русско-турецкой войны 1787-1791 годов на юге России действовали две армии: “главная (Екатеринославская) под командованием Потемкина и резервная (Украинская) под командованием Румянцева (№ 69). Румянцев разработал план организации Украинской армии, который отличался от плана организации армии Потемкина — и существовавших положений (№ 135-138). Проект Румянцева об организации армии, утвержденный Военной коллегией, оказал прямое влияние на развитие последующих законоположений и организации русской армии.

Украинская армия сковала турецкие войска, сосредоточенные в низовьях Дуная и Бессарабии, заняла, здесь несколько городов и вышла к Яссам, обеспечила возможность овладения Хотином и облегчила Екатеринославской армии занять Очаков (№ 143, 146, 151 и др.).

Помещенные в главе II сборника документы имеют большую ценность для исследования вопроса о разрыве отношений России с Турцией (№ 69, 89, 143 и др.), о действиях русских и австрийских войск и взаимоотношениях их командований (№ 100, 105, 108 и др.), об отношении, к России населения Молдавии (№ 102, 114 и др). В главе много интересных документов об укомплектовании и снабжении русских войск, об их стратегическом развертывании и боевых действиях.

В главе II опубликованы журналы военных действий Украинской армии. Эти документы дают много ценных сведений о военно-политической обстановке на театре военных действий и сложности взаимоотношений с союзной австрийской армией, о принимаемых П. А. Румянцевым решениях и боевых действиях Украинской армии.

В III главе сборника “Командование войсками в Польше. Болезнь и смерть [102] П. А. Румянцева (апрель 1794 г. — декабрь 1796 г.)” большой интерес представляют документы о боевых действиях русских войск под командованием А. В. Суворова. Из документов видно, что план действий против польских повстанцев Румянцев разработал совместно с Суворовым. Очень интересна оценка, которую дал Румянцев Суворову.

Таковы, на наш взгляд, достоинства III тома сборника документов. Редактор и составители его учли критические замечания и пожелания, высказанные в рецензиях на первые два тома сборника, и добились более высокого научного уровня публикации.

Однако настоящий сборник не лишен и некоторых недостатков.

Документы III тома неполно прокомментированы. В примечаниях следовало бы более подробно охарактеризовать политическую и стратегическую обстановку в России в последней четверти XVIII века. Для этого можно было бы использовать в примечаниях больше документов, выявленных составителями, но не включенных в рецензируемый сборник.

В III томе опубликованы документы, написанные П. А. Румянцевым, и только небольшая часть из них адресована ему: это главным образом указы и рескрипты Екатерины II и Павла I. В него следовало бы включить и те документы, которые исходили от других лиц и были посланы П. А. Румянцеву, a также материалы, характеризующие боевые качества солдат русской армии, документы о выполнении тактических планов П. А. Румянцева для проверки результативности замыслов полководца.

В сборник не включено “Наставление батарейным командирам”, написанное Румянцевым в 1788 году. Этот ценный документ нужно было бы поместить в сборнике, так как в нем содержатся важные правила об организации движения артиллерии на марше, о порядке ее расположения после марша, о ведении огня и предоставлении артиллерийским командирам свободы широкой инициативы.

Следовало бы включить в сборник и рескрипт Екатерины II П. А. Румянцеву от 25 апреля 1794 года о поручении ему главного начальства над войсками на границах (Польши и Турции и с него начать главу III “Командование войсками в Польше”.

В сборник не вошли: письмо Румянцева Суворову от 7 августа 1794 года о переходе в наступление русских войск против польских повстанцев и рескрипт Екатерины II Румянцеву от 16 мая 1794 года о поручении Суворову продолжать постройку укреплений на русско-турецкой границе. Эти документы опубликованы: в третьем томе сборника “А. В. Суворов”, и об этом авторы должны были сказать во введении или в разделе “От составителей”.

Заголовки ряда документов составлены не вполне удачно. Так, документ № 12 озаглавлен “Письмо П. А. Румянцева И. Г. Чернышеву о необходимости установить связь с русским флотом на случай враждебных действий Турции и о замене контр-адмирала Ф. А. Клокачева новым командующим”. В письме же Румянцев обращается к Чернышеву с просьбой доложить Государственной адмиралтейской коллегии о необходимости замены заболевшего контр-адмирала Клокачева новым командиром, который смог бы нанести поражение турецкому флоту.

Документу № 38 — “Рескрипт Екатерины II П. А. Румянцеву о требовании от Турции выполнения обязательств по отношению Крыма в соответствии с Кючюк-Кайнарджийским договором” — следовало бы дать заглавие: “Рескрипт Екатерины II П. А. Румянцеву с повелением решительного требования выполнения Турцией Кючюк-Кайнарджийского договора и отозвания из Турции посланника Стахиева в случае невыполнения ею условий договора”. Неудачно также составлены заголовки к документам № 13, 14, 25, 72, 83, 109 и некоторым другим.

В сборнике имеются отдельные опечатки. Так, на странице 260-261 в документе № 181 неправильно дана легенда — вместо фонда Военно-ученый архив (ВУА) указан фонд 2391.

Подполковник запаса Г. Волченков.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1. П. А. Румянцев. Сборник документов, том III, 1775-1796. Под редакцией доктора исторических наук Л. Г. Бескровного. Составители Е. П. Воронин и М. Д. Рабинович. М., Воениздат, 1959, 655 стр.

Текст воспроизведен по изданию: Третий том сборника документов "П. А. Румянцев" // Военно-исторический журнал, № 4. 1961

© текст -Волченков Г. 1961
© сетевая версия - Тhietmar. 2021

© OCR - Николаева Е. В. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военно-исторический журнал. 1961