Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 350-а

1774 г. января 17. – РЕСКРИПТ ЕКАТЕРИНЫ II П. А. РУМЯНЦЕВУ С ОДОБРЕНИЕМ ЕГО ПЛАНА КАМПАНИИ НА 1774 г.

С.-Петербург.

Мы читали и рассматривали с особливым благоволением представленное нам при реляции от 28-го ноября мнение ваше о военных действиях будущей кампании 1. Положенные в оном основания повсеместной связи частных пособий свидетельствуют с одной стороны попечительную вашу прозорливость, а с другой предвещают нам со многою вероятностию прямую от исполнения их пользу. Мы потому всемилостивейше приемля сии основания и сообразуя оные с приуготовленным количеством сил наших и и их настоящего употребления, купно с другими предметами, хотим только преподать вам здесь от сего результата точную стезю к учреждению от ныне собственных ваших мер по степеням тех способствований, которые мы в общественном нашем окообъятии на разные части вашей как первой и главной почитаем быть возможными от прочих.

Достижение мира на честных и полезных отечеству условиях есть единый предмет желаний наших 2. Настоящая зимняя пора дает правда теперь место политическим негоциациям. Но как в оных равно щастливого конца сколько и неудачи ожидать [698] должно, то и требует от нас долг, вверенной нам от промысла божия государственной стражи, приготовить и устроить заранее сильнейшие средства к вынуждению сего драгоценного блага силою оружия и новыми его успехами. Могут ли же оные по существу своему неприятелю нашему, где в другом месте прямо чувствительны быть, как единственно в той стороне, где есть его средина, ведущая до самой его столицы? Вследствие сего не перестаем мы признавать за необходимо нужно, чтоб порученная предводительству вашему армия перенесла в будущую кампанию наступательные свои действия на супротивной берег реки Дуная, как для наведения страха в самых цареградских жителях, так и для содержания здешнего нашего соседа в респекте, мнением, что переход чрез Дунай сделает уже скорой конец войне.

Не скрыты от нас все трудности такового подвига, но в то же время усматриваем мы с удовольствием из собственного вашего мнения, что могут тут с пользою употреблены быть важные облегчительные способы, как разделением неприятельского внимания, так и маскированием прямого нашего намерения.

Удобнейшее повсеместно сообразование сих-то самых способов к единой цели, то-есть во всевозможное облегчение ваших главных и для мира прямо решительных операций в предстоящую кампанию, видится нам теперь столько уже исполненным, колико оное быть может по свойству толь обширного ополчения нашего.

В Архипелаг отправлена уже новая эскадра в четырех линейных кораблях и в двух фрегатах. Соединясь с оною, найдется тамошней наш флот в довольных силах делать неприятелю частую и сильную диверсии), следовательно же, по пространству берегов его и упражнять знатную часть азиатских войск.

Азовская флотилия будет равномерно к весне совершенно исправлена и по возможности усилена как для охранения крымских берегов, так и отвлечения на себя турецких в Черном море сил.

Для вящего Порте с других сторон внимания, желали б мы действия второй нашей армии распространить в будущую кампанию Крымского полуострова и всего пространства Кубанской степи, где теперь в собрании находится такое множество диких и легкомысленных орд татарских, но в настоящем оных положении не усматриваем к тому способности, особливо же при открывшемся от некоторого времени внутреннем и вам известном уже неустройстве в Оренбургской губернии 3.

Тем не меньше надобно ожидать, что и в настоящем своем положении вторая армия будет отвлекать на себя немалую часть сил неприятельских, как в рассуждении известных намерений Порты Оттоманской на Крым, так и по близости ее к крепости Очаковской. [699]

Несмотря на встречающиеся теперь затруднения, не упускаем мы однакож из вида действительного на сию крепость предприятия, сколь скоро обстоятельства откроют к тому некоторую удобность. Чего ради и для лучшего маскирования перехода первой армии за Дунай повелели уже мы снарядить и заготовить с большею огласкою к действительному отправлению знатное количество осадной артиллерии.

Весть о том, конечно, везде разнесется, и Порта ей тем легче поверит, что услышит потом о разных оборотах второй армии, приличествующих открытию от нее кампании Очаковскою осадою.

Что с собственной вашей стороны принадлежит до разглашения и подания вида, что действия будут ограничиваться в одном охранении находящихся уже во владении нашем неприятельских земель, оное поручаем мы с полною доверенностию собственному вашему на месте лучшему усмотрению и благоизобретению, как полководцу, коего искусство и патриотическое усердие к службе нашей и отечества доказаны уже в толиких случаях и толикими опытами, довольствуясь только изъявить желание наше, от желания скорейшего мира проистекающее, чтоб меры ваши в сем случае к приведению неприятеля на ложные мысли и заключения о будущем устроены были таким образом, дабы оные нимало не могли препятствовать действительному перенесению театра войны на супротивной берег Дунайской. Но чтоб паче вы по вашему в военном деле искусству привели себя в состояние поставить твердую ногу в Булгарии, сколь скоро случай и удобность к тому изыщете.

Кроме сего единого предмета на будущую кампанию, не хотим мы входить здесь в частные и подробные предписания, оставляя по справедливости вашему проницанию, вашей к службе ревности и собственной вашей славе руководствовать вас в оных и в избрании места и времени, как, где и когда перенестись за Дунай с достаточными силами, на поражение встречающегося неприятеля.

Нельзя теперь наперед знать будущего положения его, как и по каким местам он к отверстию кампании расположится против вас на своем берегу Дуная и где тогда займет свои твердые и важные посты. Но естьли судить о будущем по-настоящему, овладение Варны и прогнание визиря из Шумлы могут тогда представиться вам первыми стезями к приближению вожделенного мира.

От благости всевышнего, от разумного вашего предводительства и от храбрости вверенных вам войск, несумненно, ожидаем мы щастливых успехов, коим не предел Балканские горы при всех их трудностях, естьли только мужественной ваш дух в течение побед усмотрит и найдет некоторую возможность к преодолению их по мере неприятельского ослабления и уныния. [700]

Построенные на реке Дунае шкуны имеют остаться в полной вашей диспозиции, естьли оные для армии нужны, а в противном тому случае рекомендуем мы вам отослать их в команду нашего вице-адмирала Сенявина для усиления Азовской флотилии, снабдя и сна рядя их всеми нужными припасами, а особливо пушками, выливая чрез зиму сии последние из взятых у неприятеля, естьли инако изворотиться нельзя.

Впрочем с совершенным удостоверением, что вы к пользе и славе любезного отечества все то тщательно исполните, в чем только некоторая возможность быть может, пребываем мы вам императорскою нашею милостию благосклонны.

Екатерина.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 2011, л. 8-13. Копия. Опубликовано в книге А. Петрова «Война России с Турцией и польскими конфедератами 1769-1774 гг.», т. V, СПБ, 1874, стр. 115-118.


Комментарии

1. См. документ № 348.

2. Основной причиной стремления к скорейшему заключению мира с турками был страх Екатерины II перед восстанием Пугачева, в борьбе о которым правительственные войска в это время терпели поражения.

3. Имеется в виду начало крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева.