Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 30

1768 г. декабря 30. – РАПОРТ П. А. РУМЯНЦЕВА В ВОЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ КОРДОННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЙСК ПРИ ОБОРОНЕ

№ 1326

Глухов.

Последние уведомления, что я вчерашний день от Сечи Запорожской получил о обращениях неприятельских, представляю в сказке купца Нежинского грека Константия Судаклея 1. По объезде генералом-порутчиком и кавалером фон-Эссеном линии нашел я из рапортов его, так как и генерала-майора фон-Штофельна, что они, стараясь заслонять необъятное пространство малым числом войска, растянули полки отделениями, которые не могут быть против нашествия неприятельского крепким кордоном, ниже в соединении его удерживать. Посему я, будучи во мнении, что расположение в степи малого числа войск сколько протяжнее, тем больше будет бессильнее, повелел генералу-порутчику Эссену, не раздробляя полки отнюдь на так малые части, содержать сколько можно целыми и расположить: Севской в Белевской или Ряжской крепости. Курской в Новых Водолагах, Тамбовской в Спеваковке, послав из оного по 100 человек в Изюм и Петровскую крепость, Володимирской в Торе и Багмуте, Старооскольской в Кобеляках, Воронежской в резерв, туда ж употребленные в Новых Санжарах и Беликах, куда я ему сего дня из Глухова прямо следовать и в бригаде господина генерала-майора Олсуфьева быть приказал, 2-й гранодерской в Полтаве, а прочие карабинерные и гусарские полки и третьятысячная донская команда в назначенных им по представленному от меня в Военную коллегию расписанию местах, употребляя последних в разъезды на посту от Трех буираков и по речке Самаре. Итак, по положению настоящем моих полков, предрассуждать могу о неприятельских движениях, назначая то на карте прилагаемой литерами 2. Ежели б неприятель пошел против всяких военных правил во вдавшись в нашу сторону углы под литерою «А», то-есть к крепостям на линии святой Параскевии, Тамбовской, Алексеевской и святого Петра, то он отрезан будет с обеих сторон – с правой под литерою «В» командою генерала-порутчика Эссена, с левой под литерою «С» донскими казаками. А буде бы он прямо на линию устремился против литеры «Д» и не могли бы его обдержать там расположенные войска, то по Ворскле реке под литерою «Е» [55] поставленные в резерв четыре полка встретить его могут и туда же обратится все наше правое крыло под литерою «Z»; когда же бы и на Новороссийскую губернию, то-есть против правого фланга пустился, то команда, по Днепру расположенная под литерою «Z». генерала-порутчика фон-Далке к защищению обратится, а в подкрепление оной и левое крыло быть может. По рассуждению сего приказал я на линии по крепостям иметь столько людей, сколько для караулов и обороны их надобно, смотря по ситуации, а редуты и реданты некоторые вовсе уничтожить, оставив только одни полезные, и чтоб во время тревоги чрез маяки и выстрелы по всей линии беспрерывно к обоим флангам знаки доходили и то бы одною двутысячною от полков пехотных командою содержать, а разъезды впереди линии малороссийскими казаками, коих там теперь 2500 находится.

Господин генерал-аншеф князь Долгоруков вчерашний день для принятия команды отправился в Полтаву; река Сейм, которая по оттепели случившейся невозможным делала чрез оную проезд, препятствовала со времени приезду скорее туда ему ехать. Я ему предложил осмотреть также линию, что и сам хотел бы учинить, но приключившаяся тяжкая боль в боку, при которой доктор опасным представляет всякую мне езду, к тому меня не допускает, сколько еще и не доконченные переписками внутренние для войны приготовления.

Касательно правого крыла до моей команды, то в Киеве расположенные три пехотные полка – Муромской и Ингерманландской и Ширванской, в Переяславле Астраханской и два Севской дивизии карабинерные полки Тобольской и Вятской к обороне сих мест на сей первой случай кажутся достаточны.

В первых числах сего месяца имел я рапорты так от князя Прозоровского, яко и от команд, остававшихся в Польше при границах наших для истребления остатков гайдамак, что вновь возродились многочисленные их артели в Смелянщизне и порутчиком Ямбургского полку Вепрейским взято из них человек до 300. Я по лучшей способности пребывания пред моим господина генерала-губернатора киевского Воейкова препоручил ему восприять по благоусмотрению все меры к искоренению сих обновившихся злодеев 3, чтоб они не пресекли нашим войскам коммуникации с Киевом, велевши по тому все его повеления исполнять господину генералу-порутчику и кавалеру Племянникову с своею командою.

Генерал г[раф] Румянцов.

ЦГВИА, ф. 20, оп. 1/47, св. 233, д. 1, л. 147-149 об. Подлинник. [56]


Комментарии

1. Не публикуется (см. ф. 20, оп. 1/47, св. 233, д. 1).

2. Карта не обнаружена.

3. Имеется в виду гайдамацкое движение.