Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 201

1771 г. января 7. – РЕЛЯЦИЯ П. А. РУМЯНЦЕВА ЕКАТЕРИНЕ II О ЗАНЯТИИ ВОЙСКАМИ ГЕНЕРАЛА П. И. ОЛИЦА КРАЙОВА И О ПОПЫТКАХ ТУРОК К АКТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В РАЙОНЕ ЖУРЖИ

№ 1

Главная квартира в г. Яссах.

Из предыдущих всеподданнейших донесений моих ваше императорское величество соизволите знать, что исполняя в одной части предположения мои генерал-аншеф и кавалер Олиц отделил корпус от Букарест под командою генерала-майора Кречетникова за реку Ольту для поиску на город Кранов.

Преодолев трудности, которые собою представляла река Ольта, широтою и течением своим подобная Днестру, при переправе чрез оную нашего корпуса, с которым, во-первых, перешед оную реченный генерал-майор подвинулся к местечку Бранковану, не застал уже тут неприятельского деташамента, в тысяче человек находившегося, который как только наши конные войска туда достигнули 23-го декабря, поспешно отступил к Крайову, потеряв в схватке с ними более сорока человек убитыми и одного пленным, а с нашей стороны в том случае убиты два казака и девять арнаутов, ранены три казака и арнаутов семь. [419]

В сем местечке, где есть замок с каменною стеною и в котором найдено неприятелем довольное число заготовленного фуража в до трехсот овец, генерал-майор Кречетников оставил весь свои обоз с прикрытием и поспешал своим походом далее к городу Крайову, пред которым в 28-й день декабря нашел неприятеля, приготовившегося к сопротивлению, и, рассыпав его произведенною атакою, овладел благополучно городом Крайовым.

Я честь имею к высочайшему усмотрению поднести при сем в подлиннике рапорт генерала-майора Кречетникова к генералу-аншефу Олицу 1 что вкратце только содержит сей успех, произведенный в той стороне оружием вашего императорского величества, отправляя с оным капитана князя Козловского, который, быв в той экспедиции, в состоянии подробности оной словесно дополнить, покудова я, отобрав потребные сведения о тамошней земле, поспею со всеподданнейшим моим донесением.

За долг свой приемлю, всемилостивейшая государыня, препоручить в высочайшую милость вашего императорского величества по сим успехам генерала-майора Кречетникова, как исполнявшего предположение мое о расширении действий оружия вашего к пользе службы.

Предприятия на Журжевскую крепость 2 еще не открыл генерал Олиц, но уверяет меня теперь своим письмом, что он пойдет вскоре атаковать оную, когда с другой стороны генерал-майор Кречетников устремит поиски на Турно. От сих распоряжений осталось мне ожидать благополучных следствий для донесения вашему императорскому величеству.

От Журжи в прошедшем декабре месяце 15-го, 16-го, 17-го и 18-го чисел неприятель показывал свои движения к реке Аргиш, но, встречая везде нашу стражу, ни на что серьезное не отважился, а в 20-й день того ж месяца, на пост, который содержал при монастыре Комине подполковник и кавалер Фабрициан, сделали было турки в числе до двух тысяч под командою Метрежды-паши сильное нападение и чрез два часа с половиною вели огонь с нашими егерями; но, не преодолев наглым своим стремлением твердого от наших войск отпору и паки ретировались к Журже, потеряв на месте до ста человек убитыми да одного пленным. Наших же только убит 1 егерь, 6 тяжело и 9 легко ранено, казаков 3 убито и 3 тяжело ранено. [420]

Пред сим получил я от генерала, командовавшего второю армиею, графа Панина письма от пленного Бендерского сераскира к верховному визирю и к его домашним, которых препровождением за Дунай старался я воспользоваться, в рассуждении осведомления о тамошних обстоятельствах, и для того послал я оные при своем письме с нарочным к верховному визирю, приказав прежде генералу-майору Вейсману испросить от Тулчинского коменданта, схотят ли они, чтоб мой посланной с письмом ехал сам к визирю, или же они для отсылки одно письмо только примут. На вопрос помянутого генерала Тульчинской комендант посылал в Бабаду доложиться визирю и потом прислан в Измаил один ага, чтоб моего посланного с письмом принять и препроводить в Бабады, куда майор Каспаров, которого я уже раз посылал к визирю, и отъехал с тем провожатым. Сей ага подтверждает прежней слух, что действительно теперь в Бабады приехал новой визирь Селиктар Мегмет паша, зять султанской, также и новой татарской хан близ Бабады свою квартиру имеет. Я, дождавшись с возвращением моего посланного обстоятельнейших известий, поспешу о том донести вашему императорскому величеству.

В протчем при армии вашего императорского величества все благополучно. Зараза, хотя не исчезает вовсе, однакож от сильного поражения в сей стороне везде бог охраняет войски, мне вверенные.

В сей день дошел ко мне рапорт от генерала-майора Вейсмана, что в местечке Тульче против 2-го числа сего месяца, в ночи была великая тревога, которую знаменовал слышанный долговременно огонь пушечный и оружейный. Приехавший в Измаил вышеписанный ага и два наши волоха сказали причину сего смятения, что две порожжие лодки сверху реки под Тульчу к берегу ночью приплыли. Турки оные приняли за вторичной поиск наших войск на их берег и в трепете перестреляли премножество зарядов, покудова не обозрели прямо пустого вида, их встревожившего.

Граф Петр Румянцов.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1925, л. 1-3. Подлинник.


Комментарии

1. Рапорт не публикуется (см. ф. ВУА, д. 1925, л. 4).

2. Еще в конце 1770 г. П. А. Румянцев поручил генерал-аншефу Олицу овладеть Журжей и Крайовой, но Олиц, не имея осадной артиллерии, не решился итти на Журжу, которую турки успели сильно укрепить. Журжевская крепость на левом берегу Дуная, вблизи Бухареста, могла служить противнику плацдармом для вторжения в Валахию. В связи с этим взятие Журжи было очень важно для последующих действий против турок. Генералу Олицу было послано Румянцевым девять предписаний ускорить про ведение экспедиции на Журжу, но Олиц продолжительное время находил невозможным ее провести.