Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 171

1770 г. августа 18. – РЕЛЯЦИЯ П. А. РУМЯНЦЕВА ЕКАТЕРИНЕ II О ДЕЙСТВИЯХ 1-й АРМИИ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОДДЕРЖКИ ВОЙСКАМ АРМИИ П. И. ПАНИНА

№ 65

Лагерь при оз. Ялпух.

Вашему императорскому величеству всеподданнейше честь имею донести, что армия, моему предводительству вверенная, не переменяет еще своей позиции и стоит попрежнему при Елпухском озере в ожидании покорения Бендер. [371]

Генерал-порутчик князь Репнин и теперь с своим корпусом находится под Килиею. Случившийся во все сии дни дождь препятствует до конца привесть изготовляемые им батареи на атаку крепости, из которых дождевая вода уносит вседневно насыпку земляную, а засевшие в крепости турки отчаянно защищаются оружейным и пушечным огнем. Крепость Килийскую во место небольшого замка, каковым ее считали, князь Репнин находит подобною Хотину и с преимуществом еще тем пред последнею, что Килия к укреплению своему между каменными стенами имеет ров водяной, а во внутрь замок с четырьмя башнями.

Ваше императорское величество, всемилостивейше снизойдите признать, что к атаке формальной толь укрепленного места сия армия потребного снабдения не имеет, но я, несмотря на все трудности, поиск на ту крепость предпринял единственно на тот конец, чтоб всякую диверсию, которую иногда могли бы турки от Черного моря сделать осаждающей Бендеры армии, тем от оной отвратить 1, и тамо до сего времени посторонней помехи в своих действиях не имеет граф Панин, от которого я теперь получил уведомление, что он предосторожность своими легкими войски берет против части татар, остающихся с своим ханом, к коим якобы присоединилось турков до 20 000, но последним я не знаю откуду взяться, потому, что от преследования употребленных от меня войск все они убрались за Дунай, что и мы видели и все известия гласят, а одни только татары спаслись от меча нашего, взяв прибежище к средству союза 2.

Помянутый предводитель армии граф Панин требует напоследок, чтоб я с моей части отсюду послал в подкрепление его войск пехотных шесть полков, считая необходимую нужду в такой помощи себе, когда он дойдет до штурму крепости по окончании всех своих работ. Хотя толикое пространство по берегу Дуная, что я объемлю стражею ныне, ради пресечения всякой удобности пробраться неприятелю в помощь Бендерам, ослабляет меня по раздроблению на дальную дистанцию войск, но во удовлетворение и сей нужды я теперь отрядил от армии генерал-порутчика и кавалера графа Брюса с второю дивизиею, состоящею с пяти полков пехотных Астраханского, Муромского, Бутырского, четвертого гранодерского и первого Московского, повелев ему итти со всяким поспешением к стороне Бендер, предполагая в случае нужды, естьли бы неприятельские от реки Серет произошли сильные покушения на Молдавию, о чем дошли еще, однакож, недостоверные известия, якобы неприятельские показываются партии и великие в той стороне собираются их силы, то он при Фальчах, перешед Прут, должен будет [372] встретить сего неприятеля, соединясь с темя войски, что уже в Молдавии к отражению таковому от меня приготовлены, а при том как уже довольно тратится время удобное к перенесению военных действий между Прута и Серета и до реки Ольты, и наступает пора о помещении войск на зимние квартиры сделать предположение, то для условия и отобрания в том взаимного согласия сей день поутру отправил я во вторую армию к предводителю оной графу Панину генерал-квартермистра и кавалера Боура, и поелику уведомил меня помянутый генерал, что к наибольшей его заботе капитан минерный Жардон ранен, которому отдает он справедливость, что он от всех прочих больше знал практики и теории в рассуждении осады, да я и сам согласен будучи с его мнением, что у нас такого искусства редки люди, препроводил вместе с Боуром к Бендерам находящегося при здешней армии волонтером прусской службы инженер-майора Гаса, который в прошедшей прусской и Брабанской войне осадою и защищением крепостей весьма известным учинил свое искусство; он охотно схотел употребиться и при действии на Бендеры, а я имел смелость обнадежить его высочайшею милостию вашего императорского величества, естьли он своими трудами полезным службе вашей себя учинит.

Граф Петр Румянцов.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1868, л. 341-343 об. Подлинник.


Комментарии

1. С падением крепости Килии турецкий флот не мог использовать устье Дуная в качестве своей базы.

2. Разбитые на р. Кагул буджакские ногаи прекратили военные действия. Крымский хан Каплан-Гирей начал мирные переговоры о Россией.