Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 122

1770 г. марта 13. – РЕЛЯЦИЯ П. А. РУМЯНЦЕВА ЕКАТЕРИНЕ II О ЗАТРУДНЕНИЯХ С ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И ФУРАЖОМ В МОЛДАВИИ И ВАЛАХИИ И О ВВЕДЕНИИ В АРМИИ ЕДИНОГО УСТАВА («ОБРЯДА СЛУЖБЫ»)

м. Летичев.

Чрез Военную коллегию получа повеление о всещедром от вашего императорского величества воздаяния войскам, что теперь в Молдавии и Валахии служат, выдачею им третного жалованья не в зачет, за долг себе приемлю всеподданнейше мое принесть к освященным стопам вашего императорского величества благодарение, что всемилостивейшое призрение явили на [257] мое об них всенижайшее ходатайство и таковою высочайшею щедротою ободрили не только ту часть, но и всю армию к наиусерднейшим подвигам, видев, что оные толико от вашего императорского величества награждаются.

От сих мест истощенных, где уже вовся недостает фуража, а паче сена, хотел бы я в теперь и ранее еще сего перенестись с армиею; но, к сожалеете, равная трудность предстоит для войск и впереди, ибо генерала-порутчика фон Штофельна уведомления и все прибывающие из Молдавии и Валахии гласят, что и тамо величайший недостаток в провианте и фураже. А в настоящее время все транспорты из Польши в Молдавию с провиантскими запасами за разлитием рек и ради топкой весняной дороги стали; не меньше же и по той еще нужде, что обывательские лошади, к сему употребляемые, от недостатка пищи при сих повозках и в самих домах погибают.

Однако же я стараюсь всеми образы преодолевать сии препятствия и чем можно скорее движение восприять. Для чего и отправлен уже от меня генерал-квартермистр Боур в Молдавию для освидетельствования положения мест, коими армия маршировать будет. О искусстве сего генерала в своем ремесле по одним начальным видам уже я осмеливаюсь вашему императорскому величеству донесть, что подобного ему наукою в сем чине и в мою службу у нас не было.

Распространяя порядок, споспешествующий службе, елико достает моих сил и возможности в войсках, которыми по высочайшей доверенности вашего императорского величества командую, должен я был теперь выдать во всю армию свое постановление, отрешая разновидные обряды, каковы я здесь нашел, что каждой полк свой имел образ, отличествующий от другого, исправлять службу, дабы введением для всех должности единообразной отдалить настоящее нестроение, яко полки одни пред другими не одинаковыми поступками представляют собою как бы иное войско, хотя всем есть один устав, каким образом делать службу.

Утверждаясь на том правиле, что ничто целое не может быть совершенно, естли части оного между собою не будут согласны, я всегда, где только употреблен был к командованию, приводил наиперьвее в одно стройное согласие войски; и осмеливаюсь от всеподданнейшего моего усердия представить вашему императорскому величеству видимую истинну и общее заключение, что в армиях вашего величества полки хорошими от полковников, следственно от особ, а не от уставу, как бы быть им должно; тогда бы они все были хороши и все бы текло в равномерном порядке до последнего пункта службы, как часы заведенные, от силы действующего устава.

Я только сие пишу, как я о всех моих делах предуведомлять имею смелость наиперьвее ваше императорское величество, надеясь твердо на высочайшую к себе милость вашего [258] императорского величества, что не в ином виде все мои действия приемлете, всемилостивейшая государыня, как только происходящими от рабского усердия и глубочайшего благоговения, с которыми имею щастие быть.

Граф Петр Румянцов.

ЦГАДА, ф. 5, д. 103, л. 94-95. Подлинник. Опубл. в сб. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», М., 1865 г., кн. 2, стр. 30-31.