Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 3

1768 г. октября 8. – ОРДЕР П. А. РУМЯНЦЕВА КИЕВСКОМУ И НОВОРОССИЙСКОМУ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ Ф. М. ВОЕЙКОВУ О ПРИСЫЛКЕ СВЕДЕНИЙ О РАСПОЛОЖЕНИИ ВОЙСК ДЛЯ ОБОРОНЫ ЮЖНЫХ ГРАНИЦ И ПЛАНЕ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ ТУРЦИИ

Лагерь под Полтавой.

Вашему высокопревосходительству угодно было, в ответ на мое сообщение от 5-го сего месяца, сослаться на прежние свои уведомления от 19-го и 6-го чисел истекшего сентября 1. Но того месяца в 19-й день вы меня осведомляли о заграничных обстоятельствах 2, а в 3-м сказали только, что от вас дан ордер г-ну генерал-майору и кавалеру Исакову все форпосты неприметным образом войсками приумножить и всем Новороссийской губернии полкам быть во всякой военной исправности, так как и кошевому атаману.

Сии, однакож, осведомления не могут удовольствовать моего последнего у вас прошения, которое о том идет, чтобы ваше высокопревосходительство не оставили дать мне знать объяснительно, как и где расположили вы части войск команды своей, и какую на оных в намерении своем полагаете оборону, ибо хотя я о некоторых из оных по крепостной команде получаю [8] рапорты, но оные показуют только число больных и здоровых, а прямого и на сей час нужного сведения о состоянии и расположении тамошних полков и поселенного воинства, кроме от вашего высокопревосходительства, ни откуда больше узнать мне не остается, потому наипаче, что вы, милостивый государь мой, почтили меня требованием моего совета, к чему их употребить. И сей совет столь вынуждает от меня ваше благосклонное взыскание, сколько и самая должность генерально о целости границ, на меня возложенных. Хотя я себя всегда меньше считаю, нежели бы мог, преподавать советы командиру, благоразумия и просвещения преисполненному, но из одной дружеской взаимности скажу вашему высокопревосходительству мои мнения.

Война оборонительная предприемлема быть должна двома образы: 1-й к тому способ, когда можно избрать одно такое место, где можно, укрепившись, остановить стремление противных; 2-й, ежели в силах покрыть воинством и защитить всю пространность границ своих, в тех местах, где вы считаете больше семидесяти тысяч поселенного народа. Но последнее всегда мне невозможным кажется, и я, однако, повиновался бы предначертаниям вашего высокопревосходительства, когда бы вы, по своему умению, к тому открыли мне дорогу возможности. Посему повторяю просить уведомления на случай о ваших специально распоряжениях, и в коем намерении оные предприняты, долженствуя по получении того со всеблагодарением споспешествовать моим признанием.

Г-н генерал-майор фон Штофельн, имевши в своем ведомстве по одной линии только форпосты, не объемлет с тем других никаких распоряжений, которые от вас зависимы в рассуждении поселенных там войск. Напоследок имею честь просить ваше высокопревосходительство известить меня, какие действия в соседях произвела, как я думаю, выполненная уже экзекуция над разбойниками 3, и на какой их обстоятельства после того мере, как вы имеете всю способность о сем наведаться. А я должен сказать, что наступившая суровая погода заставляет непременно дать уже покой, нужный полкам, держимым еще в лагерях, которые поднесь стесняются из предосторожности, чтоб иногда покушению противных изготовить скорое отражение.

Тем воспользоваться хочу обыкновенным моим удовольствием уверить о моем непременном высокопочитании, с которым пребыть честь имею.

«Чтения в Обществе истории и древностей российских», М., 1865 г., кн. 1. Архив военно-походной канцелярии Румянцева, ч. 1, стр. 65-67. [9]


Комментарии

1. Сообщение П. А. Румянцева и уведомления Ф. М. Воейкова не обнаружены.

2. Упоминаемые здесь «заграничные обстоятельства» – осложнения взаимоотношений России с Турцией, приведшие в этом же году к русско-турецкой войне 1766-1774 гг.

3. Имеются в виду действия русских войск под командованием генерал-майора Кречетникова против гайдамаков.