ТРИ ПИСЬМА ПЕТРА III-го ИЗ РОПШИ К ЕКАТЕРИНЕ ІІ-ой. 1

Мы уже имели случай заметить, что Петр III-й является как бы мздою за семейные безобразия Петра І-го: он чествуется у скопцов и оттеняет собою Екатерину Великую. В течении двадцати лет его имя в богослужебных книгах печаталось с прибавлением: «внук Петра І-го», но он не скрывал своей нелюбви к России, и еще в 1740 году, когда Швеция готовилась к войне с Россиею, он, конечно по приказу своих наставников, послал в Стокгольм враждебное к России заявление. Воцарившись, он показывал за обеднею язык священнику, уговаривал солдат есть в постные дни скоромное, приказал выносить иконы из домовых церквей, созвал к Пруссии конклав для обсуждения мер к объявлению в России лютеранства господствующею верою. В истории России С. М. Соловьева показано, как он охладил к себе сердца Русских людей даже и в отдаленных краях империи. Каждый лишний день его царствования становился бедствием для России, а предстоявший ненужный и ненавистный поход в Данию должен был сокрушить изменника на престоле. Екатерину же знали в Петербурге и Москве уже слишком 18 лет. «Норд седой ей удивился и обладать собой избрал», сказал Державин, один из участников ее избрания. Духовенство было все за нее, а в гвардии служили люди из всех сословий, так что ее воцарение было столь же законным избранием, как и царя Михаила Феодоровича. Как сего последнего, еще малолетнего, уже звали кое-где царем, так и при Елисавете кто-то из дьяконов провозглашал Екатерину Императрицею (о чем имеется дело в государственном архиве). В 1613 г. Россия избавилась от католичества и Поляков, в 1762-ом от лютеранства и Немцев. Началась новая династия, возвеличившая Россию, принесшая нам столько благодеяний и доселе, по милости Божией, ведущая наше отечество на пути к мирной гражданственности и к успехам здравого просвещения. П. Б.

Вот отречение Петра III-го;

В краткое время правительства моего самодержавного Российским государством самым делом узнал я тягость и бремя, силам моим несогласное, чтоб мне не токмо самодержавно, но и каким бы то ни было образом правительства, владеть Российским государством. Почему и [22] возчувствовал я внутреннюю оного перемену, наклоняющуюся к падению его целости и к приобретению себе вечного чрез то бесславия. Того ради, помыслив я сам в себе беспристрастно и непринужденно, чрез сие заявляю не токмо всему Российскому государству, но и целому свету торжественно, что от правительства Российским государством на весь век мой отрицаюсь, не желая ни самодержавным, ниже иным каким либо образом правительства во всю жизнь мою в Российском государстве владеть, ниже оного когда либо или чрез какую либо помощь себе искать, в чем клятву мою чистосердечную пред Богом и всецелым светом приношу нелицемерно, все сие отрицание написав и подписав моею собственною рукою. Июня 29. 1762. Петр 2.

I.

<…>

Перевод. Ваше Величество, если Вы решительно не хотите уморить человека, который уже довольно несчастлив, то сжальтесь надо мною и оставьте мне мое единственное утешение, которое есть Елисавета Романовна. Этим Вы сделаете одно из величайших милосердых дел Вашего царствования. Впрочем, если бы Ваше Величество захотели на минуту увидать меня, то это было бы верхом моих желаний. Ваш нижайший слуга Петр.

29-го Июня 1762 года.

Это первое письмо Петра III, доставленное Екатерине вице-канцлером князем А. М. Голицыным и полученное Екатериною в Стрельне. (См. Бильбасов, т. 2-й, стр. 62, 63). Примечание Н. К. Шильдера.

II.

Ваше Величество.

Я еще прошу меня которой ваше воле исполнял во всем, отпустить меня в чужие край стеми которые я Ваше Величество прежде просил и надеюсь на ваше великодушие что вы меня не оставите без пропитания верный слуга Петр.

29-го Июня 1762 года.

Это второе письмо, доставленное М. Л. Измайловым и полученное Екатериною в Петергофе. Примечание Н. К. Шильдера. [23]

III.

<…>

Перевод. Государыня. Я прошу Ваше Величество быть во мне вполне уверенною и благоволите приказать, чтобы отменили караулы у второй комнаты, ибо комната где я нахожусь до того мала, что я едва могу в ней двигаться. Вы знаете, что я всегда прохаживаюсь по комнате, и у меня вспухнут ноги. 3 Еще я Вас прошу, не приказывайте офицерам оставаться в той же комнате, так как мне невозможно обойтись с моею нуждою. Впрочем я прошу Ваше Величество обходиться со мною, по крайней мере, не как с величайшим преступником; не знаю, чтобы я когда-либо Вас оскорбил. Поручая себя Вашему великодушному вниманию, я прошу Вась отпустить меня скорее с назначенными лицами в Германию. Бог, конечно, вознаградит Вас за то, а я Ваш нижайший слуга Петр.

PS. Ваше Величество может быть во мне уверенною, я не подумаю и не сделаю ничего против Вашей особы и против Вашего царствования.

Это письмо должно быть от 30-го Июня 1762 года. Примечание П. К. Шильдера.

–––––––

В архивах морского ведомства могут сохраняться бумаги о приготовлении к плаванию судов, которые должны были перевезти герцога [24] Голштинского, бывшего Императора, с его прислугою и пожитками в Кильский прекрасный дворец, устроенный для его матери. Неужели канцелярия Голштинского герцогства не дала знать в Киль о возвращении Петра Федоровича из России после 20-тилетнего отсутствия? Не могла же эта канцелярия быть упразднена в царствование Петра III-го, который вероятно помышлял о месте своего рождения, собираясь в поход против Дании. Мы напрасно искали этих бумаг или указаний на них в архивах Берлинских и в архиве Ольденбургском. Может быть, они найдутся в городе Киле. П. Б.


Комментарии

1. Печатаются по спискам, сохранившимся в бумагах П. К. Шильдера, с соблюдением правописания подлинников. П. Б.

2. Напечатано было в С.-Петербургских Ведомостях и в сборниках узаконений Екатерины II-й, но в Полное Собрание законов не поступало, и когда мы перепечатали это отречение во 2-ой части сборника «ХVIII Век», то от министра двора, графа В. Ф. Адлерберга, пришла в Москву бумага об изъятии его из книги; но было уже поздно; цензурный срок миновал, и книга вышла. П. Б.

3. В академическом издании Записок Екатерины, стр. 101, сказано про Петра III-го, что он никогда не садился, и надо было ходить за ним по комнате взад и вперед; ходил же он скоро и большими шагами, так что было тяжело за ним поспевать. П. Б.

Текст воспроизведен по изданию: Три письма Петра III-го из Ропши к Екатерине II-ой // Русский архив, № 5. 1911

© текст - Бартенев П. И. 1911
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1911