Описание торжества, бывшего при дворе по случаю рождения и крещения великого князя Павла Петровича.

1754 года, Сентября 20-го дня, пред полуднем в 10-м часу, всемогущая Божия благодать обрадовала Ее Императорское Величество, нашу всемилостивейшую Государыню и всю здешнюю империю младым Великим Князем, которым Всевышний супружество Их Императорских Высочеств благословил, и которому наречено имя Павел.

Сия всеобщая радость объявлена была того-же дня двести одним пушечным выстрелом с обеих здешних крепостей и в вечеру приносимы были Ее Императорскому Величеству от собравшихся ко двору обоего пола знатных персон всеподданнейшие поздравления о том благополучном и желанном происшествии.

На другой день по утру отправляемо было всем духовенством торжественное благодарное молебствие, а к вечеру паки приносимы были от всех Его Императорскому Высочеству Великому Князю нижайшие поздравления и того же дня обретающемуся здесь римско-императорскому послу графу Эстергазию сделано о сем формальное уведомление чрез обер-церемониймейстера графа Сантия, с таким присовокуплением, что Ее Императорское Величество, наша августейшая Самодержица, всевысочайше намерена обоих Римско-императорских Величеств пригласить быть [598] обще с Ее Величеством восприемниками новорожденному Великому Князю.

Следующего потом 22-го дня учинено равномерно же о сем благополучном происшествии уведомление чрез церемониймейстера Олсуфьева и прочим обретающимся здесь иностранным министрам.

А третьего дня пред полуднем, т. е. 25-го числа сего месяца, и действительно совершилось крещение высокопомянутого новорожденного Великого Князя, который в большую придворную церковь из комнат Ее Императорского Величества следующим порядком несен был:

1) Гоф-камерфурьер.

2) Камер-юнкеры и камергеры Их Императорских Высочеств по два в ряд.

3) Гофмаршал Ее Императорского Высочества Великие Княгини.

4) Камер-юнкеры Ее Императорского Величества по два в ряд.

5) Камергеры Ее Императорского Величества по два в ряд.

6) Обер-шталмейстер и шталмейстер.

7) Канцлер и с ним в ряд шли обер-егермейстер с правую сторону, а по левую вице-канцлер.

8) Обер-церемониймейстер и церемониймейстер, а за ними [599] обер-гофмаршал и гофмаршал с знаками их чинов.

9) Ее Императорское Величество; немного поодаль по сторонам шли Ее Императорского Величества два генерал-адъютанта.

10) Его Императорское Высочество Великий Князь.

11) Княгиня Гессенгомбургская, которая несла на подушке Его Императорское Высочество новорожденного Великого Князя Павла Петровича, а по сторонам при ее светлости шли и как подушку, так и покрывало поддерживали, с правую обер-гофмейстер, а с левую генерал-аншеф, граф Александр Иванович Шувалов.

12) Гофмейстерина, а потом штатс-дамы по две в ряд.

13) Фрейлины Ее Императорского Величества, а за ними фрейлины Ее Императорского Высочества по две в ряд.

Прочие четырех классов особы обоего пола пред выходом Ее Императорского Величества пошли в галлерею, что перед церковью; такожь бабушка, кормилица и мама наперед в церковь введены, где у правого крылоса поставлены были ширмы, канапе и стол. В галлерее, пред дверьми церкви поставлены были в два ряда Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств камерпажи и пажи с их гофмейстером.

Священнодействие святого крещения отправлял Ее Императорского Величества духовник Протопресвитер Дубенский, а высочайшею воспреемницею Ее Императорское Величество быть изволила, представляя при том же и Их Величества Римского императора и императрицу-королеву: причем все те персоны находились, кои в сем кортеже шли.

Потом следовало пение: Тебе Бога хвалим, и в тоже время производилась с здешних одних крепостей пушечная пальба тремя стами одним выстрелом и при всех церквах был колокольный звон. [600]

По окончании сего пения, началася божественная литургия и Его Императорское Высочество Великого Князя Павла Петровича к приобщению святых тайн Ее Императорское Величество сама подносить изволила.

После литургии было соборное молебное пение, отправленное членами святейшего синода и прочим бывшим знатным духовенством.

Между тем, как молебное пение продолжалось, четырех классов особы обоего пола пошли наперед в залу.

По окончании молебна, Преосвященный Сильверст, архиепископ С. Петербургский и Шлюссельбургский держал к Ее Императорскому Величеству краткую поздравительную речь и потом как он и члены святейшего синода, так и прочее духовенство приносили всеподданнейшие поздравления Ее Императорскому Величеству и Его Императорскому Высочеству.

Ее Императорское Величество возложила потом на Его Императорское Высочество новокрещенного Великого Князя Павла Петровича орден св. апостола Андрея Первозванного; прежним же порядком из церкви в первую за залою комнату возвратиться и там от ожидавших как от посла, чужестранных министров, так и от здешних четырех классов персон поздравления принимать и в руке всемилостивейше жаловать изволила.

Его же Императорское Высочество, Великий Князь Павел Петрович пронесен был во внутренние Ее Императорского Величества покои.

По выходе Ее Императорского Величества, в той же комнате и Его императорскому Высочеству от посла, чужестранных министров и от здешних четырех классов особ принесены были всенижайшие поздравления.

При столе Ее Императорского Величества удержаны были кушать Его Императорское Высочество Великий Князь, княгиня Гессенгомбургская, [601] гофмейстерина, штатс-дамы и все первых двух классов персоны с их супругами.

Во время стола Ее Императорское Величество изволила зачать пить покалом за здоровье Его Высочества Великого Князя Павла Петровича, при чем тотчас выпалено из пятидесяти одной пушки.

Потом Его Императорское Высочество Великий Князь, испрося позволение от Ее Императорского Величества, зачал пить за Ее Высочайшее здравие, при стрелянии из ста одной пушки.

Ее Императорское Величество паки изволила пить за здоровья обоих Их Императорских Высочеств, при стрелянии из сорока одной пушки и заключить оное изволила питием за здоровье всех верных подданных, при чем также из тридцати одной пушки выпалено.

Того же дня всемилостивейше соизволила Ее Императорское Величество пожаловать Их Императорским Высочествам, Великому Князю сто тысяч рублен, а великой княгине сто же тысяч рублев, да брилиантовый богатый убор на шею и серьги; а при том еще повелеть изволила, чтобы всем лейб гвардии полков солдатам, матросам и другим им подобным, по рублю на человека роздано было. Дамы того дня были все в самарах, а кавалеры в богатом платье.

В вечеру все дома в городе илюминованы были.

Текст воспроизведен по изданию: Описание торжества, бывшего при дворе по случаю рождения и крещения великого князя Павла Петровича // Русская старина, № 12. Приложения. 1881

© текст - Семевский М. И. 1881
© сетевая версия - Тhietmar. 2018

© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1881