Преследование проституток в царствование Императора Павла I-го.

По-современному — “проституция”, по-старинному — “распутство” оставило по себе память в делах архива Московского губернского правления, где в Никольской башне, на полке 822-й, хранится под № 181 — 206, от 3-го октября 1800 года, “Дело по Высочайшему повелению о распутных женщинах”.

По каким причинам и мотивам верховная власть в лице Императора Павла Петровича обратила внимание “на распутных женщин”, из дела не видно. Но думать можно, что Император Павел, выметая из своего царства “дух” своей покойной родительницы, в продолжительное царствование которой все классы и особы русского общества, с верха до низа, не отличались строгостью соблюдения седьмой заповеди, обратил на это свое внимание, что и вызвало суровую меру против явных нарушительниц этой заповеди. Так, по указу Императора Павла, последовавшему 26-го сентября 1800 года, женщины “обращающиеся в пьянстве, непотребстве и распутной жизни, какие есть и впредь оказываться будут в столицах, отныне отсылать прямо на Иркутские фабрики, доставляя об них сведения управляющему сими фабриками генерал-майору Новицкому”.

Этот строгий царский указ заставил подлежащих властей заняться “поимкой женщин, обращающихся в пьянстве, непосредстве и распутной жизни”. Таких “блудниц” по списку от 22 ноября 1800 года в Москве обнаружено было 69 “душ”.

Все они обер-полициймейстером переданы были коменданту, заключены в тюрьму, где и содержались все время собирания о них справок. Некоторые из задержанных женщин заявили, что они замужние. Заявления этого рода усложняли дело, и власти, задержавшие этих замужних распутниц, не знали, как с ними поступить. [364]

За указанием рапортами “по команде” обращались к генерал-губернатору Салтыкову, а он к генерал-прокурору Обольянинову.

В разрешение этого вопроса, в январе 1801 года Обольянинов писал Салтыкову:


“Милостивый Государь, граф Иван Петрович. На отношение вашего сиятельства, подлежать ли к отсылке, на основании Высочайшего повеления от 26-го сентября минувшего 1800 года, в Иркутск на суконную фабрику, замужние женщины, оказавшаяся в непотребстве, честь имею вам, милостивый государь, ответствовать, что в случае изобличения замужней женщины в непотребстве, нужно предварительно истребовать от мужа отзыв: желает ли он взять жену свою по-прежнему к себе в сожитие, и ежели не захочет, то предоставить рассмотрение и определение о таковой духовному правительству; когда же сим развод определен будет, тогда и она, яко непотребная и от законного супружества навсегда отлученная, следует несомнительно к отсылке на фабрику.

Впрочем с совершенным почтением имею честь быть всегда вашего сиятельства, милостивого государя покорнейший слуга Петр Обольянинов.

№ 493. Января 11 дня, 1801 года.


По разборе дела, признаны были, из 69-ти подлежащими ссылке из Москвы “на Иркутские суконные фабрики" — 19 женщин, которые и отправлены были этапным порядком “по Володимировке" в места ссылки.

Из приложенного к делу списка сосланных видно, что это были по большей части “рекрутские” и “солдатские” женки. Но между “женками” были и девицы. Так в этом траурном списке значатся: “здешняя вечно цеховая девка Марфа Иванова”, “называющаяся вольноотпущенною от доктора Раушерта девка Аксинья Афанасьева”. Есть здесь и иностранка “Христина Этнель” и “типографской конторы умершего батырщика Максима Федорова жена вдова Марья Родионова”.

Строгость верховной власти карает только “блудниц”, не касаясь их кавалеров, разделявших с ними грехопадение известного рода... Наказуемость за проституцию и в настоящее время касается только женского пола, не беспокоя мужской пол, разделящий эту преступность совместно с женским полом.

Н. И. Соловьев.

Текст воспроизведен по изданию: Преследование проституток в царствование Императора Павла I-го. // Русская старина, № 2. 1916

© текст - Соловьев Н. И. 1916
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1916