Два благодарственных письма Императору Павлу I.

I.

Ваше величество, всемилостивейший государь!

При снисхождении от высокомонаршие вашего императоре кого величества десницы на мене единаго из верноподданных сугубые благодати, соделавшей мене в едино время и епископом и святая Анны 1-й степени кавалером, я, подобно Елисею, в совершенном надеянии торжественно пред вашим величеством исповедался, что милостию вашею, якоже Елисей милостию Илииною прешед воды, напишу на розех престола Господня в белорусской церкви имя Павла первого, первого от времен истории не российской точию, но и всего света, – первого по кроткой справедливости и по праведной кротости, первого по благочестию смиренном у и по смирению благочестивому, первого по мирному любомудрию и мирной любви мира, первому по воздаянию всякому, даже и последнейшему служителю, а потому первому даже от сущих млеко, величаемому хвалою и славою праведного воздаяния. С таковым столь же верноподданным признанием, как и истинным прославлением священного имени и добродетелей вас, помазанника Божие и нашего всемилостивейшего государя, облобызав утверждающее в чине кавалерства и к ревностнейшим подвигам милостиво возбуждающее имя, начертанное десницею, кою по высочайшему повелению и к особливому счастию моему толико кратко удостоивался лобызать устами, следующее повторяю и повторяя с верноподданническою верностию не престану молить Бога: император наш Павел Твой, о Царю царей, есть возлюбленный помазанник, – Павел посрамит неверия афинейского соньми, ввергнет ехидну в пламень и волнование морей и суш укротить. Приносят ему не Ликаонские люди, но самые цари жертву, однако он с кротостью вещает: «не нам, не нам, но имени истинного Бога, им же царие царствуют и коего благодатию и аз есмь, еже всем». Повергаюсь духом к священнейшим стопам.

Анастасий епископ Белорусский и Могилевский.

Февраля 17 дня 1799 года.
Могилев.
[664]

II.

Всемилостивейший государь!

Сей день, его же благослови Господь рождением твоим, августейший монарх! Приемлю смелость в священном благоговении принести в жертву всеподданнейшую мою благодарность за отеческое вашего Императорского величества прощение девятитысячного моего долгу двадцатилетнего банку и всемилостивейшее пожалование мне четырехъсот семидесяти душ в Литовской губернии, на оплату долгов моих и жены моей санктпетербургскому и московскому воспитательным домам. Всякое твое даяние для меня благо и всяк дар совершен, свыше и от тебя отец щедрот нисходяй.

Приими, всемилостивейший государь! сию всеподданнейшую благодарность, слабым пером изображенную; но в чувствах души твоего верноподданного священную и озари оную милосердным твоим воззрением.

Да продлит Всевышний дни твои, августейший монарх, далее границ естества и я не погибну, ибо праведный нелицеприятный суд твой исполняющему с верностью и правдою священную твою волю, крепость и защищение.

                                    всемилостивейший Государь!
                                                    вашего императорского величества
                                                                    верноподданнейший
                                                                                        Павел Рунич.

Двадесятого
сентября 1800 года.
Владимир.

Сообщил Д. Успенский.

Текст воспроизведен по изданию: Два благодарственных письма Императору Павлу I // Русская старина, № 3. 1908

© текст - Успенский Д. 1908
© сетевая версия - Thietmar. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1908