Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 3

Перевод с писма барона Минниха к Ея Светлости принцесе Ангалт-Цербстской из С[анкт]-Петербурга от 25-го генваря [5 февраля] 1746.

Получ[ено] 28 генваря.

Понеже Ваша Высококняжеская Светлость мне знать дать изволили о имеющем Вашем намерении ехать в Берлин, дабы тамо некоторым образом при карнавале забавится, то мне видится, что сие писмо Вас найдет посреди забав и увеселеней. Да и резон есть на оные опустится при таком дворе, где государь тяжкую и кровопролитную войну толь нечаянным, коль усердно вожделенным миром и с толикою ползою, с коликою славою окончал. Ея Императорское Величество моя августейшая самодержица пример в том подала королю прускому с самого начала щастливаго своего государствования 1. Тишина, которою в сей обширной империи с того времяни наслаждаются, и благополучно совершившееся супружество 2, которое доволно ясно показует постояннейшее престола утверждение, нежели то, какова в сражениях и победах ищут, не меншую и здесь к тому подают притчину, а учреждение в здешнем городе маскарада, о чем я в предидущем моем упоминал, такое в забаве различие причиняет, какова в протчем не имели б, ежели б оные толко при дворе отправлялись.

Я имел честь упомянуть, что сей маскарадной бал 16 числа у канцлера 3 был. Я при том же засвидетелствовал и мое безпокойство, в котором я находился по притчине ассамблеи, которой у меня 20-го числа быть надлежало. Я равномерно тогда и те резоны означил, кои мне не позволяли доброго уповать успеха. Однакож претендуют, что мне весма хорошо в том удалося. Да и подлинно есть, что Ея Императорское Величество и Их Императорские Высочества тот вечер наилутче веселы были и удостоили не токмо до дву[х] часов за полночь у меня пробыть и танцовать, но и удоволствие свое мне при отъезде милостивыми целованиями засвидетелствовать. Супротив моих окошек иллюменация была, и во время ужина — концерт в каморе Ея Императорского Величества. Еже учинило сей бал отличным от прежде бывших. Да и болше на оном масок было, которых мне близ 400 сочли. Столы для ужина, может быть, лутче убраны были. Да и в доме толь наилутчее разпоряжение нашли, что того менше ожидали.

Я свободным себя чаял сам Вам то описывать, ибо Ея Императорское Высочество государыня великая княгиня мне сказать честь учинила, что она во вторник писать будет. Но не всегда можно исполнять добрые намерении. Я на другой день услышал, что времяни к тому не было. Так что Ваша Высококняжеская [65] Светлость на последней почте здешних ведомостей не получите. И тако надобно принятся за маленкие, кои мне поручено Вам знать дать.

После 18 числа, как мое предидущее писмо отправлено, 19-го числа вместо съезда при дворе была француская комедия или паче трагедия. И Друина 4 так хорошо Алзиру, а Серини 5 издыхающаго Гусмана представляли, что они зрителей плакать заставили.

В понеделник 20-го числа милорд Гиндфорт о полудни трактовал компанию дватцати персон по случаю дня рождения принца Валского. А ввечеру был у меня маскарад. Ея Императорское Величество повелела мне трех послов пригласить к ужину с нею. Но, понеже на бывших пред моим трех балах того не учинилось, потому Их Превосходителства уже ушли, когда я их для того искал.

21-го числа ввечеру Ея Императорское Величество изволила ездить смотреть те 18 камор, кои она совсем вновь и богато убрать велела в том доме, в котором будучи еще цесаревною жила 6. А притчина тому еще не известна.

В среду 22-го числа Ея Императорское Вел[ичеств]о ездила навещать Александра Лвовича Нарышкина, которой очень болен. Вчера его маслом соборовали и причащали. Сегодни мне сказано, что он от часу хуже становится. Так что, может быть, и дня не переживет. Долгоруки[й] и Бирон так же как и он, быв при смерти, хотя и выздоровели, однакож публично еще не являются. [66]

Писма к Ея Императорскому Высочеству государыне великой княгине, имея чрез мои руки переходить по данному о том почт-директору 7 указу, я 23-го числа болшой пакет к ней от Вашей Высококняжеской Светлости получил, и оной тотчас Ея Выс[очеств]у вручен. А болше того я донесть не могу. Того ж дня и от Воронцова из Флоренции были писма с такою ведомостью, что он туда 13/24 декабря приехал и путь свой чрез Рим в Неаполь немедленно продолжать будет. Но и в сем последнем гораздо долго пробыть не надеется. Он жалуется на худые дороги, от дождя непрестанного испорченные, и гораздо вскоре путь свой назад предприять обещает.

Жена моя 8 на сей четверговой почте ко мне пишет, что две сестры жены — Плессенова и Бухвалдова — родили, первая мертваго сына, чем она неутешна и очень болна, а другая — дочь, и что сноха господина Бредаля вскоре родит впервые по 8-ми годах ея замуж[е]ства. Того вечера был маскарадной бал у Куракина 9. Тамо было очень тесно, а особливо танцовалщикам. В протчем во всем — изрядной порядок. Ея Императорское Величество пополуночи в Царское село поехала, откуда возвращения сегодни ожидают.

Чоглоков 10 назначен в Вену ехать для поздравления императора. Но, понеже супруга его Марья Семеновна 11 не надеется, как толко 4 или 5 недель в беременности ходит, то, по-видимому, он прежде сего ожидать станет. В будущей понеделник маскарад будет у Румянцова 12, во вторник — у князь Никиты Юрьевича Трубецкого, а в среду у Нарышкина быть имел. Но когда сие распоряжение чинено было, то у смерти о том не спрашивались. Ибо, как я сие пишу, то мне сказано, что он умер. И тако уже весма иные приуготовлении чинить надобно, нежели к балу, которой в четверг 30-го числа у Салтыкова 13 будет. А после праздника Стретения по всякой день балы продолжатся будут, и кончится свадбою Семена Кириловича 14.

Их Императорские Высочества, слава Богу, в добром здравии находятся. Но, понеже Ея Императорское Величество в отсудствии, то и они во уединении пребывают. И я сегодни чести не имел у руки их быть. Однакож государыня великая княгиня мне чрез княжну Гагарину 15 сказать велела, что она сама к Вашей Высококняжеской Светлости писать будет. И так Вы, милостивая государыня, важнейшие чрез нее отсюда ведомости получите, нежели мои разговоры. X которым не могу обойтись, еще нечто малое прибавить для показания великодушнаго сердца Ея Императорского Высочества и той милости, с каковою она со мною поступать продолжает.

Ваша Высоконяжеская Светлость мне подарили домину голубую с серебром. И я другую такого ж цвета зделать уже велел. Желая сию одноцветность различить, дабы между частыми нашими маскарадами переменять, я пред тремя днями смелость принял у Ея Императорского Высочества с проста спросится, на какой цвет она лутче согласуется кружева положить с одной из двух домин. Сия милостивая и прекрасная принцеса вместо ответа прислала мне еще того ж дня 14 аршин тафты розоваго цвета. Вы согласны будете, милостивая государыня, что [67] такое предупреждение желаней болше стоит, нежели драгоценнейшие подарки. И Вам противно не будет чрез сие видеть совершенное сходство государыни великой княгини всероссийской с владеющею княгинею Ангалт-Цербстскою. Я за невозможно чаю справедливейшим и приятнейшим Вашей Высоконяжеской Светлости примечанием окончать, мне остается толко Вас просить о продолжении Вашей милости, пребывая Минних.

АВПРИ, ф. 6, оп. 6/1, д. 100, л. 29-34. Черновой вариант (французская копия с оригинала с пометкой («получ[ено] 28 генваря»), л. 23-28 об.).


Комментарии

1. Миних имеет в виду Абовский мир 1743 г., положивший конец войне России со Швецией.

2. Речь идет о бракосочетании великого князя Петра Федоровича и великой княжны Екатерины Алексеевны, состоявшемся в Санкт-Петербурге 21 августа 1745 г.

3. Бестужев-Рюмин Алексей Петрович (1693-1766), с 1741 г. вице-канцлер, с 1744 г. канцлер Российской империи.

4. Друэн Шарлота, французская актриса, с 1744 г. в составе французской труппы, работавшей по контракту в России с 1742 г.

5. Серинги де Шарль, французский актер, с 1742 г. первый комедиант и руководитель французской труппы, приехавшей работать по контракту в России.

6. До своего воцарения Елизавета Петровна жила в собственном дворце на набережной Красного канала, рядом с Миллионной улицей и напротив Царицына луга, нынешнего Марсова поля.

7. Аш Фридрих Юрьевич, с 1726 г. санкт-петербургский почт-директор.

8. Миних Елизавета, урожденная Вицендорф, жена обер-гофмейстера Христиана-Вильгельма Миниха. В 1742 г. после десяти лет проживания с мужем в России по причине недостатка средств выехала с детьми за границу, в Германию. Вернулась в 1749 г.

9. Куракин Александр Борисович (1697-1749), с 1736 г. обер-шталмейстер императрицы.

10. Чоглоков Николай Наумович (?-1754), с 1741 г. камер-юнкер, с 1744 г. камергер императрицы.

11. Чоглокова Мария Симоновна, урожденная Гендрикова (?-1756), двоюродная сестра императрицы, с августа 1742 г. жена H. H. Чоглокова.

12. Румянцев Александр Иванович (?-1749), граф Российской империи, с января 1737 г. генерал-аншеф, с июня 1742 г. подполковник л-гв. Преображенского полка, отец генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского (1725-1796).

13. Салтыков Василий Федорович (), с 1732 г. по 1740 г. генерал-полицмейстер, с 1741 г. по 1744 г. главный командир караула при принцессе Анне Леопольдовне и членах ее семьи, с 1744 г. генерал-адъютант императрицы.

14. Нарышкин Семен Кириллович (1710-1775), с 1742 г. по 1743 г. российский посланник при английском дворе, с 1744 г. гофмаршал императрицы. 2 февраля 1746 г. обвенчался с фрейлиной императрицы Марией Павловной Балк.

15. По-видимому, Гагарина Дарья Алексеевна, княжна, с октября 1744 г. фрейлина великой княгини Екатерины Алексеевны (см. письмо № 8). Ее родная сестра княжна Гагарина Анастасия Алексеевна (?-1746) тоже являлась фрейлиной великой княгини с октября 1744 г.