КНЯЖЕНИЕ ОЛЕГА

Державствовав семнадцать лет в Новегороде, Рурик спокойно достиг кончины. Умирая, поручил сына, еще младенца, Игоря и с ним княжение сроднику своему Олегу. Сей, по смерти его, желая умножить наследство Игорю, и соединить единого племени Славянские народы под едино владение, собрал войско из Варяг, Славян и Чуди; взял некоторых Кривичей, и с ними пришел к Смоленску; город покорил себе с Кривическою землею, и посадил своих Правителей. Оттуда по Днепру вниз пустившись, взял Любеч, и правление поручил своим Воеводам. Приближась к Киеву, [313] где Оскольд и Дир княжили, скрыл в судах часть войска, назади оставил другую. И как подплыл под Угорское близ Киева, послал к Оскольду и Диру с вестию, что идут купцы в Грецию, от Олега и от Игоря; для того бы они повидались с своими однородцами. Оскольд и Дир, не имея ни какого подозрения, пришли к судам с малым числом людей, с тем может быть намерением, чтобы проезжих сих приласкать и присоединить к жителям Киевским. Внезапно закрытые в судах выскочили с ружьем, и окружили Оскольда и Дира. Тогда Олег, показав Игоря, объявил: сей есть сын и наследник Руриков; вы не Княжеского рода, и княжить вам не должно. И тут, по повелению Олегову, Оскольд и Дир убиты. Тела их взнесены на гору, что называется Угорское. На Оскольдовой могиле поставлена потом церковь Святого Николая. Дирова могила за Святою Ириною. По смерти их сел Олег на княжении в Киеве, и нарек столицею всех городов, обладаемых Россами. И сим именем прозвались Поляне и прочие окрестные Славяне его владения.

Олег, радея о благосостоянии себе порученных народов, начал строить города, и установлять порядочные дани. Во-первых, Варягам Россам на содержание учредил, чтобы [314] Новогородцы платили по триста гривен на год, что действительно производилось до смерти Великого Князя Ярослава первого. На Кривичах и на Мерях также дань была положена. Потом воевал Олег Древлян; и с диким сим народом поступил жестоко. Дань положил на них тяжкую: по черной кунице с дыму. Северяне и Радимичи данники еще тогда были Козарские; того ради Олег ходил с войском для освобождения Северян, и положил на них дань легкую. Радимичи чрез посланных от него пришли в подданство, и стали платить дань по шелеху; по чему прежде давали Козарам. Привел под власть свою Кривичей, Любчан, Полян, Древлян, Северян, и Радимичей, воевал на Суличан и на Тиверцев.

Около сего времени шли Угры мимо Киева чрез место, что ныне называется Угорское. При Днепре стояли вежами. Поход их был подобен Половецкому. Между тем Игорь пришел в мужество, ходил на войны под Олегом, и народ начал показывать ему послушание. Потом сочетался супружеством с Ольгою, приведенною от Пскова.

Уже полагая на Игоря надежду в правлении Государства, Олег принял намерение итти на Греков. Того ради набрал великое войско из Варяг, Славян Новогородских, Кривичей, [315] Древлян, Радимичей, Полян, Северян, Вятичей, Xорватов, Дулебов, Тиверцев и Чуди. Киев поручил Игорю; пошел под Царьград по сухому пути конницею, по воде на двух тысячах мелких судов. Греки, услышав его приближение, узкий проход из Черного моря заперли, и в городе затворились. Тогда, по выходе с моря на берег, устремись войско Олегово на грабление, по древнему военному обычаю, многие домы и церкви расхитили, пожгли; людей иных порубили, иных вешали, иных в воде топили, и мучили разными томлениями. Потом повелел Олег воинству своему сделать колеса, и суда на них поставить. Ветр восстал способный, и надув парусы, понес их к стенам Цареградским. Греки пришли в великий ужас, сие увидев, и с молением к нему послали, дабы не разорял города, но взял дань по своему желанию. Олег велел войску остановиться. Из города вынесли на встречу разные пищи и вина, но не приняты для опасности от яду. Греки в страхе и удивлении говорили: не Олег на нас воюет, но Святый Димитрий послан от Бога, для нашего наказания. Дани потребовано от них по двенадцати гривен на человека. Всех было восемьдесят тысяч, по сороку на судне. На требование согласились, просили мира и прекращения разорительных военных действий. [316]

Олег, отошед мало от города, начал вступать в мирный договор со Львом и Александром, Греческими Царями. Для сего послал к ним вельможей, которые с Греками согласились, дабы, сверх положенных двенадцати гривен на каждого человека, платить дань в каждые полгода на Российские города: во-первых на Киев, потом на Чернигов, на Переяславль, на Полотен, на Ростов, на Любеч, и на иные, в которых Великие Князи под Олегом владели. Приходящих Россиян за данью довольствовать по желанию их пищею и напитками. Для возвратного пути давать довольное пропитание, и потребные якори, верви и паруса. За шестимесячною данью не приходит Россиянам без торгу и товаров. Дабы Князь запрещал им словом своим в селах наносить обиды и с приезду стоять у Святого Маманта, пока по Царскому повелению всех поимянно не перепишут. В город входить по пятидесяти человек в одни ворота безоружным. За продажу и покупку товаров не платить пошлины.

Сей договор Цари крестным целованием утвердили. Олег клялся по Российскому тогдашнему закону своим оружием и богами, Перуном и Волосом, скотьим богом. И так с обеих сторон мир утвердили. Олег, повесив свой щит на воротах Цареградских в [317] знак победы, с великою корыстию в Россию обратно морем пустился. Россам велел поднять парусы наволочные, Славянам кропинные. С таким великолепием, со множеством богатства н узорочных вещей достиг Киева. От простого и суетного народа прозван чародеем, что дела его почитались невозможными человеку.

О смерти его дивное осталось повествование, вероятность по мере древности имеющее. Прежде войны на Греков, спросил Олег волхвов, от чего ему конец жизни приключится. Ответ дали, что от любимого своего коня умрет. Для того положил он, никогда на него не садиться, ниже к себе приводить, но поставить и кормить на особливом месте. Возвратясь из Греции, по четырех летах, во время осени, об оном вспомнил. Призвал старейшину конюхов, и жив ли оный конь, спросил. Услышав, что умер, волхвам посмеялся: «лживы, сказал, все ваши гадания; конь мертв, а я жив; хочу видеть кости его, и вам показать в обличение.» И так поехал на место, где лежали голые кости, и голый лоб увидев, сошел с коня, наступил на него, и молвил: от того ли мне смерть быть может? Внезапно змея, изо лба выникнув, в ногу ужалила, от чего разболелся и умер, княжив тридцать три года. Весь народ много [317] об нем плакал. Погребен на гор Щековице, и могила его видна была во время Летописателя Нестора.

ЛОМОНОСОВ. 1


Комментарии

1. Михаил Васильевич Ломоносов, Стат. Совет. п Профессор С. Петербургской Академии Наук, (род. 1711 г. близ Xолмогор, скон. 1765) сын крестьянина, промыслом рыбака, занимался в молодости ремеслом отца своего, но выучившись грамоте, почувствовал непреодолимое влечете к занятию Науками, ушел из дому родительского, обучался сперва в Московской и Киевской Духовных Академиях, потом в Санктпетербургской Академии Наук, а наконец в Марбургском Университете, и в последствии был Профессором Xимии при Академии Наук в Санктпетербурге. Собственно литературные его сочинения суть: В прозе: 1) Краткий Российский Летописец. 2) Древняя Российская История до 1054 г., из которой заимствован помещенный в этом нумере отрывок. 3) Российская Грамматика. 4) Краткое руководство к Красноречию, часть I, содержащая в себе Риторику. 5) Письмо о правилах Российского Стихотворства. 6) О пользе книг церковных 7) Похвальные слова: Императрице Елисавете I и Императору Петру Великому. 8) Письма к И. И. Шувалову; одно из них о смерти Профессора Рихмана было помещено в 4-й книжке этого Журнала. В стихах: 1) Петр Великий, Героическая Поэма, неконченная (написаны только две первые песни). 2) Тамара и Селим, Трагедия. 5) Демофонт, Трагедия. 4) Послание о пользе стекла. 5) 11 Од духовных. 6) 19 Од похвальных. 7) Надписи, Идилии и разные другие мелкие стихотворения. Рождением собственно Русского языка мы обязаны Ломоносову: он первый начал писать правильною, чистою Русскою прозою, ввел употребление размера, свойственного Лирической поэзии, и составил правила Русской Грамматики. В следующих нумерах будет помещена прекрасная статья о характере этого великого Писателя, сочиненная И. Батюшковым.

Текст воспроизведен по изданию: Княжение Олега // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 2. № 7. 1836

© текст - ??. 1836
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1836