№ II.

Всепресветлейшей, Державнейшей, Великой Государыне, Императрице и Самодержице Всероссийской, Государыне Всемилостивейшей, от генералитетского и министерского собрания Всеподданнейший доклад 14.

По Всемилостивейшему Вашего Императорского Величества соизволению повелено генералитету и министрам о воинских действах иметь общее рассуждение, и потому Вашего Императорского Величества Высочайшему соизволению, в генералитетском и министерском собрании, сего февраля 11 числа, слушаны поданные от Военной коллегии о людях и лошадях, о провианте и о прочем - ведомости, и рассуждено генерал-фельдмаршалу графу Лессии учинить расписание в наступающую кампанию, которым полкам при армии и на галерах быть надлежит и подать свое мнение; а сего ж февраля 12 дня оный генерал-фельдмаршал в собрании ж генералитета и министров мнение свое подал, в котором представил следующее.

1-е. Чтоб всем, назначенным в кампанию, пехотным полкам быть к походу во всякой готовности, и из находящихся ныне: из Нарвы - Ярославскому Архангелогородскому, из Эстляндии-2-му Московскому, Смоленскому и Выборгскому потребно быть сюда в С.- Петербург, к половине апреля месяца; а на место второго Московского подвигнуть из Лифляндии: Бутырский, Муромский, Белозерский, на место же Бутырского и Муромского определить из состоящих около Великих Лук пехотные - Троицкий и Углицкий полки. Имеющимся ж в С.-Петербурге и около оного пехотным полкам: Ингерманландскому, Астраханскому, Киевскому, Казанскому, Воронежскому потому ж надлежит быть к походу на галерах, к половине апреля месяца, во всякой готовности ж; не беспотребно ж и стоящие в Выборге четыре полка: Псковский, Новгородский, Нарвский, Сибирский взять же сюда к Кронштату, для посажения на галеры к половине апреля месяца, а Невского полка батальон, который в Кексгольме, для содержания караулов и вспоможения гарнизонным полкам в работах, - взять в Выборг, а другому того ж полка баталиону быть в Нейшлоте; из гвардии же полков надлежит ли в [26] вышеписанную кампанию сухим путем или водою командировать и сколько числом людей оное предает в высочайшее соизволение Вашего Императорского Величества.

2-е. Отправленные из Финляндии для урекрутования восемь полков в Москву, которые ныне расположены тамо в разных местах, - Ростовский, Рязанский, Великолуцкий, Суздальский, Вятский, Ладожский, Низовский, Апшеронский, - за потребно ж рассуждает взять сюда ж и прибыть в С.-Петербург, мая к 1-му числу; а по прибытии оставить здесь из них для содержания караулов два полка: Ростовский и Рязанский, да в Кронштадте два ж: Великолуцкий и Суздальский; достальным же четырем полкам следовать сухим путем чрез Выборг в Фридрихсгам, а сверх того находящимся в Москве двум пехотным полкам, для содержания караулов, - быть в Москве.

3-е. Стоящим ныне в Финляндии как драгунским, так и пехотным полкам, таким же образом, как выше сего показано, надлежит подтверждение учинить, чтоб к походу, мая к первому числу, были во всякой же исправной готовности.

4-е. Драгунским полкам, стоящим около Новгорода: Казанскому, Ингерманландскому, Ямбургскому, Новгородскому, С.-Петербургскому - надлежит маршировать сухим путем по первой траве чрез Выборг в Финляндию и весьма б не худо, чтоб оные, мая месяца к 20-му числу, была уже в Выборге; а Олонецкому драгунскому полку, который ныне расположен в Выборгском и Кексгольмском уездах, подтвердить, чтоб к походу в мае месяце был уже во всякой готовности.

5-е. Лейб - Кирасирскому полку, да драгунским: Тверскому, Архангелогородскому, Луцкому стоять на Красной горке, где в прошедшую кампанию были для разъезда и для содержания маяков, и сколько потребно в С.-Петербурге для патрулей оным же и по морскому берегу, от Систех-Бека, содержать маяки и чинить разъезды, где в прошлом году были драгунские команды и казаки.

6-е. Кирасирскому Его Императорского Высочества государя великого князя Петра Феодоровича полку рассуждает быть в Лифляндии и стоять оному, когда летнее время приспеет, в лагере: половине в Дерпте, а другой в местечке Валках; а стоящим во Пскове, Пермскому и Тобольскому драгунским полкам, - быть в Лифляндии ж и стоять по морскому берегу от Риги до Пернова и до острова Эзеля для содержания форпостов и иметь разъезды где в прошлом году были. [27]

7-е. Бывшему Миниховскому Кирасирскому, да драгунскому Вологодскому, который тамо ныне стоит, да Каргопольскому драгунскому полкам быть в Эстляндии, и из оных драгунских полков надлежит командировать с добрым штаб-офицером для разъезда триста человек драгун на остров Эзель; а Московскому, Ревельскому и Троицкому драгунским же полкам быть около Великих Лук и для разъезда по Польской границе.

8-е. Донским казакам, состоящим под командою Ефремова и Эркашары и Чугуевским калмыкам следовать, по первой траве, Куле (sic) и к Вазам в Остерботию, которые могут тамо соединиться с находящимися ныне гусарскими полками; також и стоящему в Таваст-Густе Киевскому драгунскому полку - туда ж в Остерботию и к Вазам следовать, которым иметь к стороне Торна разъезды и употреблять для поиску противу неприятеля в партии, а по случаю могут употреблены быть и к Остерботской стороне ко учинению неприятелю диверсии.

9-е. В тех полках, которые имеют следовать чрез Выборг сухим путем, чтоб было положенное по штату число подъемных лошадей; буде же во оных полках тех лошадей не комплект, то могут употреблены быть от тех полков, которые на галеры посажены будут, а затем достальных подъемных лошадей содержать на кормах около Новгорода не в дальном расстоянии.

10-е. Галерам, которые здесь в Кронштате, тако ж и которые имеются в Фридригсгаме, когда имеют быть вооружены и на них люди будут посажены, то б, не упуская время, по вскрытия воды, следовали к Гельсинфорсу, а оттуда куда далее иттить имеют - ожидать указа, и с ними отправить довольное число на ластовых судах для солдат провианта и, для употребления больным, пристойное число простого вина; и при том подтвердить, чтоб во время их следования до означенного места, в шхерах, около финских берегов, в завоеванных в прошедшую кампанию местах обывателям, подданным Вашего Императорского Величества, разорения и грабежу не чинили, тако ж и деревень не жгли под опасением за преступление штрафа.

11-е. Для случающегося иногда неприятелю десанту надлежит взять с собою тем полкам, которые на галеры посадются, по две полковые пушки, со всеми к ним принадлежностями и патронными ящиками, а достальные от тех полков полковые пушки и патронные ящики и прочие тягости отдать здесь, в С.-Петербурге, под охранение в цейхаузы или где пристойно. [28]

12-е. Назначенные галеры в кампанию весьма осмотреть потребно, чтоб были к службе годные и безопасные и на них морские офицеры и служители были б добрые и во всем деле знающие; для провожания ж оных галер в шхерах до Гельсинфорса потребно старание приложить, чтоб лоцманы были добрые ж и знающие, дабы чрез незнающих лоцманов во время прохода галерам не могло б учинится какой гибели.

13-е. Которые полки действительно в будущую кампанию, как сухим путем, так и на галерах, будут определены, оные б как ружьем, так мундиром и обувью, драгунскими и подъемными лошадьми и что в комплект по последним ведомостям требуется рекрутами, не упуская время, - удовольствованы были.

14-е. Провианта как в Фридригсгаме, в Боргове, в Гельсинфорсе и в Абове приготовить довольное число, дабы во время кампании во оном никого солдатам недостатка последовать не могло; тако ж и в Вазы, буде же оного до Ваз от Абова, водою за каким-либо препятствием, отправить будет не можно, то старание приложить оной, как из Гельсинфорса, так и от Абова, отправить сухим путем на обывательских финских лошадях, и весьма б нехудо и не беспотребно, хотя б из Гельсинфорса и нынешним зимним путем, - в Вазы провианта на подводах для довольства стоящих тамо гусарских полков и казаков и драгунских полков и казаков же, которые будут командированы в нынешнюю кампанию, понеже как не без известно, что того провианта и ныне тамо не достаточно.

15-е. Обретающемуся ныне в Финляндии лант-гевдингу генерал-поручику фон-Компенгаузену, чрез имеющиеся реки и переправы, мосты заблаговременно велеть починить и в добрую исправность привесть чрез тамошних обывателей, понеже и в швецкое владение на них то было положено, дабы во время марширования полков ни малейшей остановки последовать не могло.

16-е. Корабельный флот, который в Кронштадте, весьма надобность требует, чтоб оный ни мало упуская время, по вскрытии воды, как скоро возможно, мог в повеленное место вступить и соединится с Ревельскою эскадрою до выступления неприятельского флота.

17-е. Оставшейся в Выборге и Фридригсгаме полевой артилерии и со всеми ее принадлежностями и артиллерийскими лошадьми быть к походу во всякой готовности, тож и в Лифляндской и Эстляндской корпус полевую артилерию, по востребованию нужды, без замедления ж [29] отправить и для того оной, потому ж, быть в готовности.

И собрание, слушав вышеписанного генерал-фельдмаршала мнение рассудили Вашему Императорскому Величеству подать сей всеподданнейший доклад, в котором представить следующее:

На 1-е. О бытии всем, назначенным в кампанию, пехотным полкам во всякой готовности и из оных, которому полку где быть и куда маршировать надлежит - собрание со мнением генерал-фельдмаршала согласны, при том же собрание рассуждает - не соизволено ль будет для наилучшей потребности на галеры посадить и Донских казаков триста человек, которых употребить из команды походного атамана Ефремова, доброконных и вооруженных при казацком же полковнике Себрякове, которым велеть прибыть в повеленное место в половине апреля месяца и для препровождения оных послать от сюда нарочно доброго штаб-офицера, которому велеть, обще с помянутым полковником Себряковым, выбрать из показанной команды казаков самых лучших, под таким подтверждением: ежели из них явятся, кои к службе неисправны или негодны, то взыскано будет на оном Себрякове жестоко; а для лучших противу неприятеля воинских действ и из полков лейб-гвардии в будущей кампании быть надлежит, а коликому числу людей - оное предает в высочайшее соизволение Вашего Императорского Величества.

На 3 и 13. О бытии стоящим ныне в Финляндии, как драгунским так и пехотным полкам к походу, мая к первому числу, во всякой исправной готовности и о удовольствовании всех тех полков, кои действительно в будущую кампанию, как сухим путем, так и на галерах будут определены, - ружьем, мундиром, обувью, драгунскими и подъемными лошадьми и что по последним ведомостям требуется в комплект рекрутами, не упуская время - собрание со мнением генерал-фельдмаршала согласны; но чтоб оные полки укомплектованы были рекрутами того не уповательно, понеже оные из некоторых провинций вскорости собраны и к полкам приведены быть не могут. Того ради собрание рассуждает: не соизволено-ль будет те полки ныне заблаговременно укомплектовать из Остзейских гарнизонов, по скольку из которого надлежит, кроме Рижского и Ревельского, или не повелено ль же будет вместо того комплектования взять из прочих Остзейских гарнизонов на время, пока сия кампания кончится, одне гренадерские роты с их офицерами, ружьем, мундиром и аммунициею, которые потом в те [30] полки по прежнему введены быть имеют, а к тому из полевых полков, кои останутся при Красной горке, тож и лошадьми из тех же Красногорских полков, укомплектовать, а те полки, также и гарнизоны, дополнить рекрутами, которые и воинской экзерции могут со временем обучится исправно.

На 12-е. Собрание со мнением генерал-фельдмаршала согласны, и что до исполнения по сему пункту надлежит, о том дать указы Адмиралтейской и Военной коллегиям; что же касается до лоцманов, дабы галеры добропорядочно и безопасно до определенного места были препровождены, то не соизволено-ль будет ко обретающемуся в Финляндии ландс-гевдингу, генерал-поручику фон-Компенгаузену, послать указ, чтоб он такую диспозицию учинил, дабы когда генеральный флот от Березовых островов будет следовать мимо шхер до Гельсинфорса, то б следственно и от Оланды даже до самого Лимлянда и далее во всех шхерах добрые и к безопасному препровождению галер довольно знающие лоцманы, чрез пристойные публикации к прибытию оных были заблаговремянно приготовлены и во всякой исправности находились.

На 14-е. О приготовлении провианта как в Фридригсгаме, в Боргове, в Гельсинфорсе и в Абове довольного числа, дабы во время кампании никакого солдатам недостатка последовать не могло, собрание со мнением генерал-фельдмаршала согласны; при том же рассуждает: не соизволено-ль будет к генерал Кейту послать указ чтоб он с помянутым ланд- гевдингом фон-Компенгаузеным возымел сношение немедленно, дабы елико возможно для будущих войск в Вазы провианта из Гельсинфорса прямо на Тавст-Густ нынешним благополучным зимним временем умножил и в том бы с обеих сторон приложено было старание с крайним попечением.

На 15-е. О починке в Финляндии оному ланд гевдингу фон-Компенгаузену чрез имеющиеся реки и переправы мостов и о приведении чрез тамошних обывателей в добрую исправность, - собрание со мнением генерал-фельдмаршала согласны; сверх того не соизволено-ль будет послать к нему, Компенгаузену, указ, чтоб он в том свое особливое старание приложил, дабы в движение войска ни в чем отнюдь ни малейшей остановки последовать не могло.

С прочими ж помянутого генерал-фельдмаршала объявленнымы во мнении его пунктами, яко то: по 2-му-о взятии сюда из Москвы, отправленных из Финляндии восьми полков и о бытии сверх того находящимся в Москве двум пехотным полкам для содержания [31] караулов в Москве, по 4-му - о маршировании драгунским стоящим около Новгорода сухим путем по первой траве чрез Выборг в Финляндию, по 5-му-Лейб-Кирасирскому да драгунским: Тверскому, Архангелогородскому и Луцкому полкам - о бытии на Красной горке, где в прошедшую кампанию были для разъезда и содержания маяков, по 6-му, а Кирасирскому ж Его Императорского Высочества Наследного Государя Великого Князя Петра Феодоровича полку, також и стоящим во Пскове - Пермскому и Тобольскому драгунским полкам о бытии в Лифляндии, по 7-му - третьему Кирасирскому и драгунским: Вологодскому и Каргапольскому полкам о бытии в Эстляндии, а Московскому, Ревельскому и Троицкому драгунским полкам - около Великих Лук и для разъездов по Польской границе; по 8-му - о следовании Донским казакам, состоящим под командою Ефремова и Эркашары и Чугуевским калмыкам по первой траве Куле и к Вазам в Остерботию; по 9-му - о содержании в тех полках, которые имеют следовать чрез Выборг сухим путем подъемных лошадей, положенного по стату числа, буде же в оных полках тех лошадей не комплект, то о употреблении от полков, которые на галеры посажены будут и о содержании достальных на кормах около Новгорода в близости; по 10-му-о следовании галерам, находящимся здесь и в Кронштадте и кои имеются в Фридрихсгаме когда имеют быть вооружены с посажеными людьми по вскрытии воды к Гельсинфорсу, а оттуда куда далее иттить повелено будет и с ними об отправлении довольного числа на ластовых судах для солдат провианта и для употребления больным простого вина; по 11-му-о взятии для случающегося иногда неприятелю десанту, тем полкам, которые на галеры посадятся по две полковых пушек со всеми к ним принадлежностьми и патронными ящики; по 16-му - о вступлении корабельного флота по вскрытии воды в повеленное место и о соединении с Ревельскою эскадрою до выступления неприятельского флота; по 17-му - о бытии оставшей в Выборге и Фридрихсгаме полевой артилерии со всеми ее принадлежностями и артиллерийскими лошадьми к походу во всякой готовности; тож в Лифляндской и Эстляндской корпусы полевой артиллерии по востребованию нужды об отправлении без замедления, а между тем о бытии оной во всякой готовности и о прочем - во всем собрание со мнением генерал-фельдмаршала согласны.

На том же докладе подписано собственною ее Императорского Величества рукою тако: быть по сему. И вышеписанное все оное собрание предает в Высочайшее Вашего Императорского Величества [32] соизволение и Всеподданнейше просит о Всемилостивейшем Вашего Императорского Величества указе. У подлинного подписано тако: Фельдмаршал князь Долгорукий, князь Ив. Трубецкой, Петр Лессий, Василий Левашев, Головин, князь А. Куракин, г. Алексей Бестужев-Рюмин, А. де Брилий, князь В. Репнин, Степан Игнатьев, Петр Измайлов, принц фон-Гольштейнбек, Карл Бреверн. Февраля 13 дня 1743 года.


Комментарии

14. Моск. Отд. Архива Главного Штаба; Опись 47; св. 29 (32); дело 16.