№ X.

На подлинном подписано собственною Ее Императорского Величества рукою тако: «быть по сему» 1743 года апреля 8 дня 18 в учрежденном по всемилостивейшему Ее Императорского Величества [47] указу генералитетском консилиуме, господа генерал-фельдмаршалы и кавалеры: князь Долгорукий и рейгс-граф Лессий, генерал и кавалер Андрей Ушаков, адмирал и кавалер граф Головин, вице-канцлер и действительный тайный советник и кавалер граф Бестужев-Рюмин, обер-шталмейстер и действительный тайный советник князь Куракин, генерал-лейтенанты: князь Репнин, Игнатьев, Измайлов и принц фон Голштейн-Бек, тайный советник фон Бреверн, выслушав, полученные, того ж числа генерал-фельдмаршалом и кавалером рейгс-графом Лессием, чрез нарочно присланного курьера от генерала и кавалера Кейта, сего апреля от 1-го числа, - рапорты и ведомость, полученную чрез посыланного для проведывания к Оланду бывшего Финского Оболенского полка поручи-ка Делавала о учиненном от шведов на остров Оланд десант и о крейсирующих близ оного острова шведских трех фрегатах и одном корабле, - с общего согласия положили ко Всемилостивейшей Ее Императорскому Величеству апробации нижеследующее мнение: 1. По посланным пред сим от генерал- фельдмаршала и кавалера рейгс-графа Лессия к генерал-лейтенанту Хрущову ордерам, укомплектовав имеющиеся в Фридригсгаме годны пять, да в Боргове четыре, - галеры и прочие суда полным числом в греблю людей отправить без всякого замедления, как скоро допустит лед и пройтить возможно будет к Гельсинфорсу, а в Гельсинфорсе укомплектовать, обретающиеся там двенадцать галер потому ж полным числом, имеющимися там полками, а вдобавок употребить из тех полков, кои сухим путем по предложению прити имеют, - и обще со всеми галерами следовать далее к Абову, не упуская ни малейшего времени, дабы до прибытия шведского флота чрез открытое море могли пройти к Ангуту, ежели ж увиден будет шведский флот, что с теми галерами пройти невозможно, то сыскать удобное место, где б можно было без опасности быть в закрытии и стоять в том месте; а буде такого способного места усмотрено не будет и опасно явится, то ретироваться возвратно к Гельсинфорсу и ожидать соединения, когда прибудет от С.-Петербурга галерный флот; токмо при том накрепко старатся, чтоб как возможно к Ангуту проехать, а провиантские суда, которые определено было под прикрытием вышеозначенных галер взять из Фридриксгама и Боргова, оные, за скорым отправлением, галер, оставить в тех же местах, где оные есть до прибытия галер от С.-Петербурга. [48]

2. Оставшим в Боргове и Фридрихсгаме за укомплектованием на галеры полкам, следовать сухим путем к Гельсинфорсу, оставя в тех местах все излишние полковые тягости, под которые полки подводы, буде при оных недостаточно будет, вместо подъемных, - собрать от тамошних финских жителей, а на их места в Фридрихсгам без всякого замедления выступить, стоящим в Выборге и около оного двум пехотным полкам - Псковскому и Нарвскому; а понеже при тех двух пехотных полках подъемных лошадей почти ничего нет, а с обывателей собрать не уповательно и для того о удовольствовании тех полков лошадьми старание иметь государственной Военной коллегии.

3. Из следующих сюда из Москвы девяти полков, передовым пяти полкам, которые ближе, маршировать в самой крайней скорости, оставя все тягости, как по прежде посланном к ним ордеру определено, - в Новгороде; потому-ж и из Эстляндии марширующим полкам, не останавливаясь в Нарве и около оной в назначенных квартирах, - следовать к С.- Петербургу в скорости, а о даче под оные подвод старание приложить государственной Военной Коллегии.

4. Как скоро оные полки в С.-Петербург прибудут, то немедленно, приняв галеры, обще с обретающимися здесь в С.-Петербурге пехотными-ж полками по прежнему определению, следовать в надлежащей путь к Гельсинфорсу и далее до Оланда, где соединится вместе с отправленными под командою генерал-лейтенанта Хрущова галерами.

5. Для означенного скорого в кампанию отправления, как генералитету с их штатом, так и в полках штаб и обер-офицерам и рядовым и прочим полковым чинам - произвесть ныне, на январскую треть полное без вычету жалованье и за рационы, мая по пятое на десять число, чтоб заблаговременно могли потребное себе купить и в кампанию с всем исправится без нужды, ибо по тамошним разореным и пустым местам нигде получить потребного к содержанию не могут, ежели здесь не запасутся.

6. А понеже, как из полученного от генерала и кавалера Кейта рапорта видеть можно, что к Оланду и в прочие тамошние шхеры до прибытия отсюда галер команды посылать опасно и для того ему, генералу и кавалеру Кейту, в том поступать весьма с осторожностию, и ежели по обстоятельствам безопасность явится, то отправлять пристойные партии и разъезд по его рассмотрению для обережения берегов и старатся чрез тамошних обывателей получать [49] ведомости о неприятельских обращениях и намерениях, к чему, при безопасном времени, употреблять шлюпки.

7. По прежнему генералитетского собрания рассуждению Ее Императорскому Величеству подан доклад о гвардии - повелено-ль будет командировать против прошлогоднего; о чем и по ныне резолюции не получено. И ежели Всемилостивейше повелено будет от гвардии быть, то заблаговременно и от оной потребно нарядить, дабы могли галеры принять и пристойным в путь запастись.

8. Показанным же рапортом генерал и кавалер Кейт представляет за единственный и самонужнейший способ к совершенному получению над неприятелем авантажа, чтоб имеющейся в Ревеле корабельный флот выступил в море, которому никакой опасности не признавается, понеже-де неприятельских только три фрегата и один линейный корабль близ Оланда крейсируют; и для того помянутый, обретающейся в Ревеле, корабельный флот, сколько есть в готовности весь, не упуская ни малейшего времени, под командою пристойного от флота командира, отправить к Оланду и стараться, чтоб вышеозначенные шведские три фрегата и один корабль, с Божиею помощию, атаковать; а при том и галеры, выступившие из Гельсинфорса, Боргова и Фридрихсгама прикрывать, к которым присоединится и оставшему при Гельсинфорсе фрегату; и при том наблюдать, чтоб от них транспорт к финским берегам пройти не мог; а что будет чинится в море и у берегов, о том иметь всегдашнее сношение с генералом и кавалером Кейтом, а между тем и в Кронштадте, как можно старатся в скорости, вооружить корабли и фрегаты и по открытии льда, потому-ж следовать в соединение с выступившим от Ревеля флотом, для надлежащего действа против неприятеля. У подлинного подписано тако: фельдмаршал князь Долгорукий, Петр Лессий, генерал Ушаков, Головин, князь А. Куракин, Г. Алексей Бестужев-Рюмин, князь В. Репнин, Степан Игнатьев, Петр Измайлов, принц фон Гольштейн-Бек, фон-Бреверн.


Комментарии

18. М. От. Арх. 2 л. Штаба; Опись 47; Св. 29/32, дело 20