I. ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕРИНГА.

Представляемые здесь «Предложения» Беринга, поданные им по возвращении из первой его экспедиции, в Апреле 1730 года, и послужившие основанием второй экспедиции, доныне не были известны вполне. Берх, в его биографии Беринга, напечатал их с неполного списка, именно, одни первые половины параграфов всего первого предложения — вероятно оне были написаны в два столбца, и Берху попались списки только одной стороны столбцов — притом с пропусками некоторых слов и ошибками.


ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1.) Понеже около Якуцка живет народ, называемый Якуты, близко пятидесяти тысячь, и веру имали от старины Махомецкую, a ныне веруют во птиц, а иные идолопоклонничествуют, а оный народ не таков глуп, чтоб про Вышняго Бога не знали.

Ежели заблагоразсуждено будет, то надлежит промеж ими поселить одного или двух священников, или таких чтоб детей их учили в школе. А признаваю, чтоб много охотников было отдавать [230] детей в научение. А в город Якуцк посылать опасаются, ради оспы и другой скорби. Тогда из того народа промежду их определить попов или учителей; и надеюся, что не малое число в Христианскую веру привесть можно.

2.) В Сибири, когда случится нужда в железе, то возят от Тобольска до дальних городов, от чего учиняется в провозе лишной кошт.

При Ангаре реке, около Яндинскаго острога, имеется железная руда; також около Якуцкаго; и оной народ сами плавят в крицы. А ежелиб определено кому умеющему плавить в прутья, то можноб во всяком деле и в судовом строении довольствоваться без нужд. А оное против самаго лучшаго Сибирскаго железа будет. А Якуцкой народ делают для себя из того железа котлы, и обивают сундуки, и на всякая другия нужды употребляют.

3.) Служилых людей считается при Якуцку около тысячи человек; а имеется над ними командующий казацкий голова, сотники и пятидесятники. А хотя оные командующие над ними и есть, но токмо содержат не под страхом: понеже служилые пьянствуют и проигрывают, не токмо что из своих пожитков, но временно бывает проигрывают жен своих и детей, что мы и сами видели при Камчатке. А когда отправляются в нужной путь, тогда они платья не имеют; також и ружье не исправно; и я нашел при Охотске и при Камчатке, что не имели ружья, луков и стрел. А больше надлежит оным служилым иметь из ружья винтовки.

А для лучшаго распределения и порядку, как надлежит всякому служилому в регулярном полку быть; а по тамошнему обыкновенно, для службы [231] надлежит иметь при Якуцку всякому служивому лошадь, теплое платье, ружье с аммуницею; при Охотске и при Камчатке надлежит иметь теплую одежду, ружье и аммуницию, луки и стрелы, лыжи, собак, вместо лошадей.

4.) При Охотске не имеется скотины рогатой, а трав довольно; також и по Ураку реке. A проезжие люди случаются, которые посылаются на Камчатку временно, не малую нужду восприемляют; також и по возвращении из Камчатки.

При этом остроге можно определить из Якутов семей три или четыре и больше, которыя б могли иметь скотину и лошадей; тогдаб проезжие люди могли б и пропитание от того возыметь, и лошадей для провозу казны от Охотска до реки Юдомы.

5.) На Камчатка не имеется никакой скотины, а трав довольно. А служилые желают, чтоб им уволить привесть скотины рогатой на Государевых судах; а коровы у Якутов продаются, ценою по два рубли, и по два рубли с четвертью.

Ежелиб от Якуцка до Охотска повелено пригнать молодой скотины коров и свиней, и от Охотска перевесть чрез моря на Камчатку или сухим путем чрез Колым; и при всяком остроге определить по одной или по две семьи людей из Якутов, которым пасти скотину, понеже Камчатской парод к тому на обычен, то б можно там и землю пахать и всякой хлеб сеять: понеже в бытность мою учинена проба обо всяком огородном овощу, також и рож при мне сеяна, а прежде нас сеяли ячмень, репу и конопли, которая и уродилась; токмо пашут людьми. [232]

6.) Смолу жидкую и густую прежде сего возили от Лены реки и от Якуцка до Охотска, от чего много убытку в провозе учинилось.

А мы, в бытность свою на Камчатке, к строению судов сами сидели из лиственничнаго дерева сколько нам надобно; а впредь дабы определить таких людей, которые б могли смолу сидеть. А на Юдоме и Уде реках имеется к тому довольно и сосноваго лесу; также, ежелиб имелось при казне медных и чугунных котлов довольно, тогдаб соли возить на Камчатку не надобно, понеже мы в первый год сами варили сколько надобно, без нужд.

7.) При Охотске и на Камчатка четыре человека мореходов, которые в зимнее время больше как в своей воле живут, и чрез многие годы бывает починка тамошним судам, для того что смолы не имеют. Також, когда коммисары переправляются от Охотска до Камчатки, то определяют на суда вместо матросов служилых людей, и всякий путь переменяют. А тамошния суда, которыя построены на подобие карбусов, об одной мачте, и доска на доске пришивается.

Того ради, ежелиб определено было над ними кому командующему, которой бы имел старание в починке судов; также для морскаго пути обучать молодых казачьих детей всякому морскому обыкновенно; а по признанию де его, во время можно свободно обучать сколько надлежит для проезду от Камчатки до Охотска. И ежелиб оное учинилось, тоб отселе посылать не надобно; и на всякое судно довольно по 12 или 15 человек для науки.

8.) При Алюторской реке, в губе, против [233] Карагинскаго острова, прежде бывал острог; a ныне то место пусто. А рыбы в оной реке довольно.

Ежелиб повелено поселить на оном месте охотников и служилых, тоб Коряцкой народ и Юкагиры охранены б были от Чюкчей, которые по всякой год в зимнее время приходят и разоряют помянутой народ, от чего они не могут надлежащая ясака платить.

9.) На Камчатка реке, при Нижнем остроге, имеется одна церковь, и монастырь зачинается, и на всей Камчатской земле токмо один поп; а при Верхнем и Большерецком острогах священников не имеется; а тамошнее жители, которые Русские, весьма желают, чтоб при каждом остроге определен был священник. Також жаловался мне Камчатской народ, а именно, от Кигиль реки и от Хариозовой, на тамошних служилых людей в обиде, которая им чинится при ясашном платеже, что сбирают против указу излишество; а многие служилые люди сказали, которые в давних летах живут на Камчатке, а жалованья не получают, для того, что обстоятельной указ при Якуцку запрещает жалованье производить, кроме тех, которые явятся на лицо при Якуцку; а с помянутых людей сбирают подушныя деньги, от чего не малую нужду претерпевают. Також, по известию от Камчатских народов, на Камчатке имеется обыкновение, от зачинания владения Российскаго государства, когда сбирается ясак собольми или лисицами, тогда они добровольно дают сборщику одну и временем две части, сверх положеннаго на них ясака.

А ежелиб определен был управитель на сколько лет, который бы имел старание об оном народе, [234] чтоб не был обижен; також меж ими в ссорах имел суд; а из тех народов, которые по местам живут около Курильскаго носу, також в северном краю, приведены б были к ясачному платежу; и служилые люди, которые обретаются при Камчатке, надлежит им посылать от Якуцка жалованье, тогдаб надеялся, чтоб не малой прибыли в год учинится. А по нынешнему обыкновенно, посылаются по всякой год коммисары для ясашнаго сбору, а весной паки возвращаются в Якуцк, а Камчатские остроги оставляют под охранение служилым людям; и по всякой год ясачнаго сбору убавляется; а ежелиб служилым людям жалованья повсягодно (давать), то можно оную часть брать в казну, и потому двойная б прибыль казне была: понеже по всякой год сбирается 60 и 65 сороков разных зверей, а ежелиб оныя части брать в казну, то будет в сборе больше 120 сороков, и оному народу в том ни малой тягости не будет.

10.) А народ Камчатской имеет обыкновение, когда захворает человек и пролежит немного, хотя и не присмерти, тогда выбрасывают вон, и пропитания ему дают мало, то от голоду умирают; старой или молодой человек не похочет более жить, то выдет в зимнее время на мороз и голодом умирают; и многие сами себя давят; а ежели случится утопать в реке одному, a многие видят, то ему споможенья не чинят, и ставят себе в великой грех ежели избавят от потопления; и тако напрасно много народу от такого их обыкновения погибает.

Того ради надлежит приказать накрепко, чтоб болезнующих из домов не выкидывать, и самим [235] себя не умерщвлять; також надлежит определить; одного или двух священников или искусных людей ко учению их: понеже при всяком остроге берутся от тамошних знатных людей дети, для верности от них, и тогда можно учителям тех ребят учить, то надеюся, что многие склонятся к Христианской вере.

11.) На Камчатку ездят из Русских торговые люди с товаром, на Государевом судне, и паки возвращаются; а распределения не имеют что взять за провоз.

В бытность мою, которые торговые паки пожелали возвратиться на Государевом судне, и приказал я с каждаго человека брать по две лисицы, а с скарбу их, с каждой сумы по две ж лисицы; и оныя лисицы отданы мореходу с роспискою; и приказал те росписки объявить в Якуцке, чтоб впредь им мореходам, зачитать в их жалованье.

12.) На Камчатке случается от приезжих Коммисаров, что переменяют самовольно служилых людей, которые на Камчатке давно обретаются и имеют домы, жен и детей; в том числе переменяют и ремесленных людей.

А по мнению моему надлежит больше посылать ремесленных людей на Камчатку, нежели оттуда вывозить; а именно: плотников и кузнецов, прядильщиков, слесарен; понеже когда случится нужда, тогда не надобно возить от дальних городов.

13.) Около Тауйскаго острога, подле Охотскаго, в Пенжинской губе, також подле берегу Камчатской земли, выбрасывает из моря часто мертвых китов, при которых имеются усы; a тамошний парод [236] оные усы ни во что вменяет, и так пропадают; иные употребляют на полозья под нарты.

Ежелиб повелено от онаго народу принимать китовые усы вместо ясака, по пуду или по два, или как расположено будет, тогда надеюся, во время много б сыскалось охотников для собрания оных усов.

14.) Во всех трех Камчатских острогах имеется винная продажа на откупах, а казаки и Камчатской народ пропивают много зверей и прочаго, понеже до нашего прибытия на Камчатка денег не имелось.

А ежелиб винная продажа была под ведением управителя, или б были определены к тому целовальники, тогдаб те звери приносились за вино в казну.

15.) Прошлаго 1729 года в июне месяце, из Камчатки реки отправлено до Большерецкаго острога судно, подле Камчатской земли, и видели подле берега ходящих людей иностранных, и признаваемо, что подлинно Японскаго народу, и показывали железо, трости и бумаги, что найдено на малом острову близь Авачина, И впредь ежели повелено строить для морскаго пути суда, то оныя строить глубиною 8 и 9 футов; а лучшаго места к строению судов, кроме как на Камчатка реке, не признано.

Да для онаго ж пути, вместо морскаго провианта, а именно: мяса говяжьяго, масла коровьяго, вина хлебнаго, можно довольствоваться другим. Того ради приказано от меня тамошнему управителю, чтоб послать служилых искать где оные люди обретаются и привесть их под охранение; а ежели впредь вышеписанной народ Японской найдет, то надлежит тех людей отправить на казенном судне в [237] их землю и проведать путь, и можно ли с ними иметь торг, или каким другим образом к пользе Государству что присмотреть, понеже до самыя Японския земли от Камчатскаго угла имеются острова, и не в дальнем разстоянии остров от острова; а при реке Камчатка, к строению судов лиственничнаго лесу довольно; а железа привесть от Якуцка можно реками Алданом, Маею и Юдомою; токмо во время как оныя реки скроются, а ежели умедлить то время, тогда оными реками, за мелкою водою, пройтить судами не можно. А вместо провианту можно покупать мяса оленья у Коряцкаго народа, а вместо масла коровья иметь без нужд рыбий жир, а вино сидеть из тамошней сладкой травы сколько надобно.

ВТОРОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1.) Понеже выведывая изобрел я, что далее оста, то море волнами ниже подымается, також и на берег острова, именуемаго Карагинской, великой сосновой лес, котораго в Камчатской земле не ростет, выбросило; и для того признаваю я, что Америка, или оныя, между оной лежания земли, не очень далеко от Камчатки, например 150 или 200 миль быть имеет; и буде подлинно так, то можно будет установить торги с тамошними обретающимися землями, к прибыли Российской Империи; а того де прямо можно будет доискиваться, ежели построить судно, величиною например от 45 до 50 ластов.

2.) Оное судно надлежало б построить при Камчатке, за тем что требуемые на строения леса, тамо качеством и годностию лучше достать можно, [238] нежели инде; також на пищу служителям рыбу и ловчих зверей тамо способнее и дешевле можно приобресть; да и больше вспоможения от Камчадалов нежели от обывателей в Охотском получить можно; сверх же того, рекою Камчаткою, за глубокостию в устье, лучше можно судами проходить нежели рекою, Охотою.

3.) Не без пользы б было, чтоб Охотской или Камчатской водяной проход, до устья реки Амура и далее, до Японских островов, выведывать; понеже надежду имею, что тамо нарочитыя места можно находить, и с теми некоторые торги установить; також, ежели возможность допустит, и с Японами торг завесть, чего б не малой прибыли Российской Империи впредь могло оказаться; а за неимуществом судов с тех местах, можно будет и из попадаемых на встречу Японских судов побирать; да к тому ж еще можно одно судно при Камчатке такою величиною как выше упомянул, или хотя и меньше, построить.

4.) Иждивение на сию экспедицию, окроме жалованья и провианта, також и кроме материалов на обои суда, которых там достать не можно, а отсюда, из Сибири, перевезены быть имеют, оное может обойтися с транспортом в десять или в двенадцать тысячь рублев.

5.) Ежели заблаго разсуждено будет северныя земли, или берег от Сибири, а именно от реки Оби до Енисея, а оттуда до реки Лены, к устьям оных рек можно свободно и на ботах или сухим путем выведывать, понеже оныя земли под высокою державою Российской Империи суть.

Текст воспроизведен по изданию: Северная экспедиция. 1733-1743. СПб. 1851

© текст - Соколов А. П. 1851
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Сирик В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001