ОСОБЫЯ ПРИМЕЧАНИЯ

I. Подлинные журналы и карты настоящей экспедиции, посланные, как мы сказали в предисловие, в 1754 году в Иркутск, и оттуда, в 1759 году, в Тобольск — не отыскались на месте. Полагают, что эти документы истреблены, бывшим в 1788 году в Тобольске пожаром.

II. Предложение некоторых членов Адм.-Коллегии, об отправлении настоящей экспедиции отсюда морем, кругом света, приведенное нами по Берху и Гмелину, подтверждается свидетельством одного из «экстрактов» настоящей экспедиции, составленным Адм.-Коллегиею в 1738 году. В нем читаем, между прочим, следующее: «.... Для совету призываны в Сенат Коллегии Адмиралтейской члены, которые представляли, что мочно отправить на Камчатку из С. Петербурга корабли, которые могут там, о чем намерение есть, исправить, и к тому морские офицеры практику иметь будут.» — Угадываем здесь голос знаменитаго Президента Адм.-Коллегии, Адмирала Графа Н. Ф. Головина. Десять лет позже, в 1743 году, по случаю бывшей тогда войны со Швециею, он предлагал высылать каперов в море, тоже, частию, в видах практики офицерам, «о чем — говорил он — моего представления, при бывшем владении и последнем правлении, было довольно, но ничто, ниже самые важные и подобно-полезные отечеству резоны, приняты не были, и действом оставлены.» И проч. (См. Зап. Гидр. Деп. ч. V, 265.)

III. Лейтенант Х. П. Лаптев, названный нами «молодым офицером,» не был однакож «молодой человек.» Произведенный в Лейтенанты, и то в виде [271] поощрения, только при его назначении в экспедицию, в 1738 году, он находился в службе, гардемарином с 1718 года, а Мичманом с 1726.

IV. Так как настоящая экспедиция не была окончена, но только парализирована, то и обещанных наград за нее, в свое время не последовало. Пока еще продолжалась экспедиция, Адм.-Коллегия, сколько то от нея зависело, награждала представляемых ей низших чинов: так, повышены некоторые нижние чины, по представлениям Овцына и Лаптевых; так, в 1743 году, произведены, прибывшие с донесениями, рекомендованные начальниками — от Вакселя, боцманмат Алексей Иванов в подшхиперы, и от Чирикова, Мичман (бывший штурман) Елагин в Лейтенанты. Уже 23-го Ноября 1749 года последовал Высочайший указ о необыкновенной награде бывшим на пакетботе Св. Петр, с Берингом, «претерпевшим многия и неслыханный нужды:» Xитрова, тогда Лейтенанта, в Капитаны 1-го ранга, Вакселя и Овцына, тоже Лейтенантов, в Капитаны 2-го ранга, считая всем им производство с 1744 года; а рядовых велено наградить, по разсмотрению Адм.-Коллегии, денежным жалованьем.— Все другие служили по линии.

V. Из остававшихся в Сибири, в 1754 году, находилось: в Томске, с Лейтенантом Ртищевым, 42 человека, и в Охотске, с Лейтенантом Хметевским, 46. Ртищев и Хметевской, впоследствии Капитаны, были в Охотске еще в 1773 году. Бывший гардемарином Синд, известный впоследствии неудачною экспедициею к Берингову проливу, тоже постоянно оставался в Сибири, с чином Лейтенанта, и значится при Охотске в 1779 году.

Текст воспроизведен по изданию: Северная экспедиция. 1733-1743. СПб. 1851

© текст - Соколов А. П. 1851
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Сирик В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001