Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ ГРАМОТЫ XVIII — НАЧАЛА XIX в. В СОБРАНИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

(новые поступления)

В 1996 г. в дар от частного лица в Сергиево-Посадский музей-заповедник поступило 7 рукописных и печатных грамот XVIII — начала XIX в. Это наградные и жалованные грамоты императрицы Анны Иоанновны, Павла I и его супруги Марии Федоровны, Екатерины II и Александра I с их собственноручными подписями (автографами). К сожалению, их происхождение установить невозможно, так как это коллекционный материал. Все грамоты относительно хорошей сохранности и представляют несомненную историко-культурную ценность.

Самая ранняя среди них — это рукописная грамота императрицы Анны Иоанновны 1731 г. о пожаловании рангом майора Данилу Янкова за его труды при строительстве сооружения, именуемого Аннингофом 1.

Сооружения с названием “Аннингоф” или “Анненгоф” находились как в окрестностях Санкт-Петербурга, так и в Москве. Вероятнее всего здесь речь идет о царском дворце Анненгофе в Москве. Известно, что Анна Иоанновна после вступления на престол в 1730 г. осталась жить в столице. В течение двух месяцев для императрицы Ф. Б. Растрелли рядом с обветшавшим к этому времени Кремлевским дворцом возводит новый деревянный, названный Анненгофом 2. Но спустя два месяца, в том же году, за Яузой, в бывшей Головинской усадьбе, было начато строительство другого дворца (закончено в 1731 г.), названного ею также Анненгофом. Позднее сюда, в 1736 г., был перенесен и Кремлевский Анненгоф. Судя по грамоте Анны Иоанновны, составленной 14 декабря 1731 г., Данила Янков получил повышение по службе за строительство второго дворца.

Подобные официальные награды со стороны высшей власти — это признание заслуг человека перед Отечеством за его полезную деятельность. Отмечать людей новыми, более высокими чинами и титулами или воинскими званиями было давней традицией. Здесь уместно напомнить “Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каждом классе чины”, утвержденный 24 января 1722 г. Петром I. Он был положен в основу всей системы чинопроизводства и воинской службы в Российской империи вплоть до 1917 г. Данная грамота за подписью самой императрицы является одной из иллюстраций к этому историческому акту.

Сама грамота — это интересный образец документа того времени (см. прил. 1). Она составлена на тонкой, слегка шероховатой бумаге с водяным знаком 3, форматом в лист (39,09 х 30,0 см), написана каллиграфической скорописью. В конце, под текстом, слева, другим почерком и чернилами значится: “Анна”. Ниже другая подпись: “канцлер граф Головкин”. Грамота скреплена дворцовой печатью, закрытой сверху тонкой бумагой, сквозь нее виден оттиск двуглавого орла под короной, внутри которого помещен Георгий Победоносец, и круговая надпись: “Божиею милостию императрица и самодержица Всероссийская Анна”.

Особого внимания заслуживает и вторая по времени грамота — 1794 г. Павла I, который был тогда цесаревичем, и его супруги великой княгини Марии Федоровны 4 о пожаловании дворцовой земли в Павловске Ивану Павловичу Кутайсову (1759-1834), графу, камердинеру и фавориту Павла, пользовавшемуся большим влиянием при дворе. В систему наград, как известно, входило также пожалование свободными землями. В данном случае речь идет о дворцовой земле в районе Павловска вблизи Санкт-Петербурга. В грамоте со скрупулезной точностью отмечены границы будущего владения и указано право наследования этой собственности (прил. 2).

Грамота, как и предыдущая, выполнена на тонкой, слегка шероховатой бумаге, [63] форматом в лист (40,0 х 30,5 см) с водяным знаком 5. Написана изящной скорописью XVIII в. В конце текста собственноручные подписи: слева — “Павел”, справа — “Мария”, скрепленные их личными печатями с двуглавым орлом. Среди различных помет и записей на грамоте имеются бумажный экслибрис, наклеенный на обратной стороне грамоты, и рядом поручная запись чернилами с именем бывшего владельца ее, а именно: “Профессор Иван Михайлович Саркизов-Серазини. Москва, Ново-Слободская улица 20 кв. 14”, и другая: “из собрания профессора Саркизова-Серазини. Москва. 1930 г.” Третья рукописная грамота — 1795 г. императрицы Екатерины II о награждении генерал-майора Турчанинова орденом Святого князя Владимира второй степени 6. Орденом Святого князя Владимира четырех степеней, учрежденного Екатериной II 22 сентября 1782 г. “в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы и в воздание трудов для пользы общественной подъемлемых”, награждались как гражданские, так и военные лица 7. Орден как первой, так и второй степени состоял из большого золотого креста и звезды и являлся очень высокой наградой. Среди кавалеров этого ордена было немало выдающихся граждан России. В их числе оказался и генерал-майор Турчанинов. И, как сказано в грамоте, он был награжден за усердную службу, “отличные труды и ревность в возложенных (...) трудах”.

Грамота (см. прил. 3) выполнена изящной скорописью на плотной, слегка желтоватой бумаге с водяными знаками 8 форматом в лист (37,0 х 44,0 см). В конце, под текстом, собственноручная подпись императрицы: “Екатерина”, ниже: “Иван Шувалов”. Грамота без печати.

Во времена правления Екатерины II, в результате проводимой активной внутренней и внешней политики государства, награждения всякого рода грамотами приняли массовый характер. Наряду с рукописными широкое распространение получили и печатные, связанные с присвоением новых воинских званий. К таковым относятся: грамоты Екатерины II 1766 г. о пожаловании капитана [64] Степана Барыкина рангом секунд-майора 9 (см. прил. 4); 1772 г. о пожаловании подпоручика Осипа Ильина рангом поручика 10 (см. прил. 5); 1793 г. о пожаловании капитана Богдана Греве рангом секунд-майора 11 (см. прил. 6) и такая же по форме грамота императора Александра I 1811 г. о пожаловании майора Василия Эрикса званием подполковника 12 (см. прил. 7). Все награжденные были, вероятно, участниками военных действий, активно проводимых как во времена правления Екатерины II, так и Александра I. Новые более высокие звания получали в военное время за особые подвиги, а в мирное время — строго по выслуге лет 13. Обращает на себя внимание, что все четыре грамоты выполнены в основном по единому образцу — на пергамене, со специальным набором шрифта и одинаковыми украшениями. Края грамот, за исключением одной, обведены прямоугольными рамками с изображением военной атрибутики и аллегорических фигур, выполненных в технике резцовой гравюры, а растительным орнаментом украшены заглавные буквы. Грамоты, за исключением одной, — с собственноручными подписями Екатерины II и Александра I. Ранее они были скреплены государственными печатями (сохранилась только на одной). На грамотах также имеются записи и пометы. Это регистрационные номера, подписи членов военной коллегии и т.д. Обращает на себя внимание, что на грамоте Александра I стоит подпись военного министра Барклая-де-Толли, выдающегося военачальника и участника боевых событий того времени. С 1810 по 1812 г. он выполнял обязанности военного министра.

И в заключение отметим, что подобных грамот, представленных ныне в собрании Сергиево-Посадского музея, было, вероятно, немало. Трудно сказать, сколько их сохранилось до нашего времени. Несомненно, это важный документальный материал, а главное — живые страницы отечественной истории. Надеемся, что при введении в научный оборот они вызовут большой интерес. [65]

Ниже, в приложении, мы публикуем тексты грамот. Они переданы по общим правилам издания старых документов — внесением надстрочных букв в строку, раскрытием аббревиатур, заменой устаревших букв современными. Орфография и пунктуация воспроизведены согласно первоисточнику.


№ 1

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ АННА ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ И прочая, и прочая, и прочая.

Известно и ведомо да будет каждому что в ниевшим 1731 году Данилу Янкова всемилостивейше МЫ пожаловали рангом маэорским за ево к нам [66] прилежные труды будучи при строении Аннингофа. Того ради повелеваем всем нашим подданым помянутого Данилу Янкова в том маэорском ранге надлежащим образом почитать, и признавать, напротив чего мы надеемся что он всем от нас ему всемилостивейше пожалованном чине так верно и прилежно поступать будет как то верному и доброму человеку надлежит, во свидетельство того мы сие собственною нашею рукою подписали и государственною нашею печатью укрепить повелели. Дан в Москве, лета 1731 году декабря 14 дня.

Анна

№ 2

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ПАВЕЛ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ И НАСЛЕДНИК Всероссийский, Герцог Шлезвиг-ГОЛШТЕЙНСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая и СУПРУГА ЕГО ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ФЕОДОРОВНА и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем и каждому, что в Павловске НАШЕМ жалуем сим камердинеру НАШЕМУ Ивану Кутайцову место коего мера по Ивановский улице линия тридцать шесть сажен, угол в правой наружной сто шездесят пять градусов, линия четыре с половиною сажени, угол сто семдесят два градуса, линия к озеру тритцать семь с половиною сажен угол сто два градуса; линия три с половиною сажени угол сто тритцать три градуса, линия по ручью дватцать одна сажень угол сто пятдесят два градуса; линия по ручью ж тринатцать с половиною сажен угол наружной сто пятдесять три градуса, общественная линия по ручью тритцать пять сажен угол сто четыре градуса; линия по дороге под дубом к кругу четырнатцать с половиною сажен, угол хорды сто тритцать пять градусов; линия по дуге к починному пункту семь с половиною сажен; угол сто тритцать пять градусов, как ему Кутайцову так и наследникам его в вечное и потомственное владение, без платежа за сие податей, поборов или откупу. Дозволяем ему поступать со оным по своей воле: продавать, дарить, и закладывать, кому заблагоразсудит, представляя. МЫ себе токмо в сем случае право покупки, или откупа онаго, так как и всего на оном месте построеннаго предпочтительно пред всеми, на тех же самых условиях на каковых оное им Кутайцовым другому кому уступаемо будет, и сие право при всякой перемене владельца существовать имеет. А для сего всякой владелец в случае продажи, или уступки оной повинен дать НАМ о сем наперед знать; в протчем неполагая ему в пользовании сим имением никакой иной обязанности как поступать во всем по Государственным узаконениям, и ничего такого не предпринимать и недозволять другому делать, чтобы доброму порядку и благочинию противно или бы соседам предосудительно было, Во уверение чего МЫ сие своеручно подписали и НАШЙМИ печатьми укрепить повелели. Дана в Павловске августа 19 дня 1794 года.

Павел

Мария [67]

№ 3

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА и прочая, и прочая, и прочая.

Нашему генералу Майору штата Кригс-Коммисариатскаго, Турчанинову.

Усердная Ваша служба, отличные труды и ревность в возложенных на вас делах, обращают на себя НАШЕ внимание и милость. Во изъявление оных МЫ всемилостивейше пожаловали вас Кавалером ордена НАШЕГО святаго Равно апостольнаго Князя Владимира большаго креста второй степени, котораго знаки при сем доставляя повелеваем вам носить установленным порядком. В прочем удостоверены МЫ совершенно, что отличш сие послужит вам поощрением к дальнейшему усердной службы и трудов ваших продолжению. В Санктпе-тербурге. Сентября 22 дня 1795 года.

Екатерина

№ 4

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ и прочая, и прочая, и прочая.

Известно и ведомо да будет каждому, что МЫ Степана Барыкова, которой НАМ Капитаном служил, для его оказанной в службе НАШЕЙ ревности и прилежности в НАШИ Секунд-Майоры, тысяца седмь сот шестедесят шестаго года июня втораго дня, Всемилостивейше пожаловали и учредили; якоже МЫ сим жалуем и учреждаем, повелевая всем НАШИМ, помянутаго Степана Барыкова, за НАШЕГО Секунд — Моиора, надлежащим образом признавать и почитать; напротив чего и МЫ надеемся, что он в сем ему от НАС Всемилостивейше пожалованном новом чине, так верно и прилежно поступать будет, как то верному и доброму Офицеру надлежит. Во свидетельство того МЫ сие Собственною НАШЕЮ рукою подписали, и Государственною НАШЕЮ печатью укрепить повелели. Дан в Санкт-Петербурге, Лета 1766.

(Подпись Екатерины)

№ 5

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, И ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ и прочая, и прочая, и прочая.

Известно и ведомо да будет каждому, что МЫ Осипа Ильина, которой НАМ подпорутчиком служил, для его оказанной в службе НАШЕЙ ревности и прилежности, в НАШИ порутчики тысяща седьмь сот седмдесять перваго года, ноября двадесять четвертаго дня, Всемилостивейше пожаловали и учредили; якоже МЫ сим жалуем и учреждаем, повелевая всем НАШИМ помянутого Осипа Ильина за Нашего порутчика, надлежащим образом признавать, и почитать: напротив чего и МЫ надеемся, что он в [68] сем ему от НАС Всемилостивейше пожалованном новом чине; так верно и прилежно поступать будет, как то верному и доброму офицеру надлежит. Во свидетельство того МЫ сие нашей государственной Военной коллегии подписать, и государственною печатью укрепить повелели. Дан в Санкт-Петербурге, лета 1772, декабря 31 дня.

№ 6

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ и прочая, и прочая, и прочая.

Известно и ведомо да будет каждому, что МЫ Богдана Греве, которой НАМ Капитаном служил, для его оказанной в службе НАШЕЙ ревности и прилежности в НАШИ Секунд-Майоры тысяща седмь сот девятидесятаго года Декабря перваго на-десять дня всемилостивейше пожаловали и учредили; яко же МЫ сим жалуем и учреждаем, повелевая всем НАШИМ помянутаго Богдана Греве за НАШЕГО Секунд-Майора надлежащим образом признавать и почитать: напротив чего и МЫ надеемся, что он в сем ему от НАС всемилостивейше пожалованном новом чине, так верно и прилежно поступать будет, как то верному и доброму Офицеру надлежит. Во свидетельство того МЫ сие собственною НАШЕЮ рукою подписали и государственною НАШЕЮ печатаю укрепить повелели. Дан в Санкт-Петербурге, лета 1793 г.

(Подпись Екатерины)

№ 7

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая.

Известно и ведомо да будет каждому, что МЫ Василия Эрикса, которой Нам Майором служил, для оказанной его к службе НАШЕЙ ревности и прилежности в НАШИ Подполковники тысяща восемь сот перваго надесять года Февраля девятаго дня Всемилостивейше пожаловали и учредили; яко же МЫ сим жалуем и учреждаем, повелевая всм НАШИМ помянутаго Василия Эрикса за НАШЕГО Подполковника надлежащим образом признавать и почитать: напротив чего и МЫ надеемся, что всем ему от НАС Всемилостивейше пожалованном новом чине так верно и прилежно поступать будет, как то верному и доброму Офицеру надлежит. Во свидетельство того МЫ сие Собственною НАШЕЮ рукою подписали и Государственною НАШЕЮ печатаю укрепить повелели. Дан в Санктпетербурге лета 1811 октября 19-го дня

(Подпись) Александр


Комментарии

1. СПМЗ. Инв. 989 рук.

2. См.: Русская архитектура первой половины XVIII в.: Исследования и материалы / Под ред. академика И. Э. Грабаря. М., 1954. С. 236-238; Грабарь И. История русского искусства. Архитектура. М. [б.г.] Т. III. С. 183; Анисимов Е. Анна Иоанновна. М., 2004. С. 216.

3. Бумага с водяным знаком — “рожок в картуше”, расположенным в верхней части листа, близким к знакам бумаги XVIII в. (типа: Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII-начала XX века. М., 1978. № 346, 1790 г.)

4. СПМЗ. Инв. 990 рук.

5. Бумажный знак обозначен латинскими буквами на правой и левой сторонах листа — “TF”.

6. СПМЗ. Инв. 991 рук.

7. Кузнецов А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории Российских наград. М., 1998. С. 66-70.

8. Бумажный знак обозначен латинскими буквами и датами — слева “J. LARKING 1794”, справа — “рожок в картуше” под короной (типа: Клепиков С. А. Указ. соч. № 346, 1790 г.), буквами и датой — L. R. 1795.

9. СПМЗ. Инв. 993 рук.

10. СПМЗ. Инв. 994 рук.

11. СПМЗ. Инв. 995 рук.

12. СПМЗ. Инв. 996 рук.

13. Кузнецов А. Указ. соч. С. 15.

Текст воспроизведен по изданию: Рукописные и печатные грамоты XVIII - начала XIX в. в собрании Сергиево-Посадкого музея-заповедника (новые поступления) // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 2005. М. Наука. 2013

© текст - Спирина Л. М. 2013
© сетевая версия - Strori. 2016
© OCR - Николаева Е. В. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 2013