ЗАПИСКА, ПОДАННАЯ МЮННИХОМ, ПРЕД ВСТУПЛЕНИЕМ В РУССКУЮ СЛУЖБУ

(Знаменитый полководец Граф Мюнних, род. в Графстве Ольденбургском в 1683 году, служил сначала во Франции, потом в войсках гессен-кассельских, а с 1716 г. в Польше. Оскорбления, нанесенные ему Графом Флемингом, побудили его оставить эту службу. В 1721 году предложил он свои услуги Петру Великому, в сей записке, печатаемой нами с французского, собственноручного его подлинника. Достойно замечания, что он начинает исчислением предметов которых не знает, а потом уж говорит о том, что может сделать)

Должности мои в Польше, в коронной армии, суть, следующие:

1) главного инспектора иностранных войск.

2) генерал-маиора инфантерии.

3) полкового командира двух полков коронной гвардии.

Я получил cии звания и должности, прослужив всю последнюю французскую войну в гессенских войсках, по особенной милости Е. В. Короля Польского (которого буду чтить во всю [136] мою жизнь), и составив все положения по учебной, служебной и хозяйственной части, на основании которых сформированы сказанные иностранные войска. Сверх того управлял я некоторыми построениями каналов, шлюзов и зданий королевских.

Я оставлю сии должности с величайшим в свете удовольствием, чтоб иметь честь служить Его Царскому Величеству, которого подвигам я во всю мою жизнь дивился, и надеюсь, что Король, Всемилостивейший Государь мой, не откажет мне в увольнении, о котором я буду просить немедленно.

Определяюсь в службу Его Царского Величества не на три или на четыре года, но на всю остальную жизнь мою, и в свидетельство сего, поселю в государстве Его Величества, довольно многочисленное семейство, которое Всемилосердый Бог поручил на мое попечение. Но, не имея счастья быть известным ни Его Царскому Величеству, ни генералам его, считаю нужным объяснить, чем, при благословении Божием, мог бы я оказать некоторые услуги Его Величеству, и в чем не мог бы служить. Например: [137]

1) В сем прекрасном флоте, и в отношении к морским судам, не могу служить Его Величеству, не имея по сей части ни каких познаний.

2) По артиллерии равномерно не могу служить, не зная ее в подробности, и умея распоряжаться ею только при аттаке и обороне крепостей, и в сражениях.

3) По кавалерии не могу оказать больших услуг Его Величеству, ибо всегда служил в пехоте.

4) По части гражданской архитектуры, могу оказать только посредственные услуги, хотя и построил в Германии и в Польше здания, имевшие счастие заслужить общее одобрение людей со вкусом, и проч. и проч.

Напротив, вот предметы, по коим я мог бы служить Его Величеству с уверенностию, посвятив ему с усердием плоды двадцати одного года опытности:

1) По пехоте, я рассмотрю военные артикулы, регламенты, экзерциции, дисциплину и хозяйственную часть, и буду [138] исполнять пoвeления Его Величества и его генералов со всею точностью, к какой способен верный офицер.

2) В военной архитектуре, в построении укреплений, в аттаке и обороне крепостей. Находившись при многих осадах, я исследовал силу и слабость всех укреплений, которые конечно, как опыт показал, не способны к обороне: я представлю средства их исправить по новой системе. Вот главный пункт, по которому я надеюсь удовлетворить ожиданиям Его Величества, и оказать важные услуги его государству.

3) По обучению Великого Князя, внука Его Царского Величества, математике, фортификации и военному искусству.

Сими тремя предметами всенижайше прошу Его Царское Величество ограничить мою службу и обязанности.

Что касается до чина, или ранга, если служба Его Величества позволяет, я не буду просить ни какого, ибо все честолюбие мое будет состоять в том, чтоб быть верным и [139] усердным слугою Его Величества, и я не желал бы ни в ком возбудить зависти. Но если Его Величеству благоугодно пожаловать меня рангом, испрашиваю себе чина пехотного генерал-лейтенанта и директора фортификаций Е. В.

Касательно жалованья, скажу по истине, что в Польше я получал более осьми тысяч талеров серебром в год. Надюсь, посему, что Его Царскому Величеству благоугодно будет назначить мне жалованье не меньшее на содержание моего семейства. К сему присовокупляю всенижайшую просьбу о всемилостивейшем назначении неважного жалованья весьма искусному законоведцу, находящемуся при мне секретарем, равномерно адъютанту и одному или двум инженерам, сколько потребует служба Его Величества. Все cиe однако повергаю на всемилостивейшее благоусмотрение Его Величества, и всенижайше уверяю Его, что за единственное счастие считаю посвятить всю жизнь мою службе столь великого Государя.

Б. X. фон Мюнних.

14/25 Марта 1721
в С. Петербурге.

Текст воспроизведен по изданию: Записка поданная Мюннихом, перед вступлением в русскую службу // Русский вестник, Том 1. 1841

© текст - ??. 1841
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Strori. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский вестник. 1841