Две характеристики русских генералов в XVIII и XIX вв., сделанные графом Минихом и генералом Киселевым.

I.

Записка фельдмаршала Миниха.

В 1737 году фельдмаршал граф Миних лично подал императрице Анне Иоанновне нижеследующее описание характеров и свойств генералов, бригадиров и полковников командуемой им армии. Описание это кажется известно, но мы его сопоставляем с отметками генерала Киселева, далее помещенными и до сих пор не бывшими в печати.

Генерал-фельдцехмейстер принц Гессен Гомбургский. Весьма горяч и вспыльчив, не содержит никакого порядка в подчиненности, имеет бледное лице, во время дела недостает ему твердой решимости, часто бывает нездоров и потому не годится к полевой службе, а так как он хорошо знает русский язык и службу, то можно (его) сделать или вице-президентом в военной коллегии, или президентом артиллерийской канцелярии.

Генерал-аншеф (Алексан. Ив.) Румянцов. Понимает службу, говорлив, следует приказаниям начальства, так храбр, как требовать должно от генерала. До сих пор имеет все силы, которые нужны для полевой службы, и здоров; однакож склонности его более устремлены к министерству и в статской службе, чем к военной. При замирении можно будет поручить ему главную команду в Украине и начальство над глуховскою канцеляриею.

Генерал-лейтенант Леонтьев. Старый воин понимает службу и особенно кавалерийскую, и мог-бы хорошо служить полковником; он здоров и крепкого сложения, но не имеет честолюбия, ни охоты в службе. Он годится быть [116] в военной коллегии, в конюшенном департаменте, как охотник и знаток в лошадях такой, какому во всей армии нет подобного.

Генерал-лейтенант Кейт. Такой генерал, которого поступки и поведение одушевлены верностью к престолу, храбростию и благородством; нельзя ни в чем упрекнуть его характера; желательно, чтоб он скорее излечился от своей раны.

Генерал-лейтенант Карл фон-Бирон. Ревностен и исправен к службе, храбр и хладнокровен в деле.

Генерал-лейтенант князь Трубецкой. Прилежен, не горяч, весьма надежен и исправен в исполнении всех приказаний, но весьма часто нездоров и слишком слаб для полевой службы; он годится быть хорошим кригс-комисаром, которого теперь нет в армии, или быть управляющим на границах, напр. в Киеве. В будущую кампанию можно поручить ему смотрение за судами на Днепре и за доставлением всякого рода транспортов к армии.

Генерал-лейтенант барон фон-Левендаль. Честолюбие управляет всеми делами его на службе. Он исправен, храбр, надежен. Непременно нужно поручить ему в поле начальство над артиллериею, независимо от генерал-фельдцехмейстера, так чтоб во время войны отвечал за всю полевую и осадную артиллерию.

Генерал-лейтенант фон-Штофель. Он довольно показал свою верность, прилежание и храбрость в нынешнюю войну. Он надежный генерал, хороший инженер и искусный комендант.

Генерал-маиор Тараканов. Находится под судом; он интересан, капризен, не понимает никаких приказаний, не имеет никакой охоты к службе, и как он притом стар, то всего бы лучше было, если бы он в деревнях своих, где нельзя уже ему вести интриг, решился проводить остатки дней своих.

Генерал-маиор Бахметев. Понимает службу и притом находится в таких летах и имеет довольно сил, чтоб продолжать служить в поле.

Генерал-маиор Карл-Магнус фон-Бирон. Исправен по службе, храбр и надежен в деле. [117]

Генерал-маиор Шперейтер. Храбрый, презирающий все опасности артиллерист и верный человек, но так стар, что он почти не видит, ни слышать не может; он просит, чтоб его отставили с пенсионом по смерть его. Он этого в полной мере выслужил долговременным усердием к службе.

Генерал-маиор Аракчеев. Храбрый, бросающийся в опасность воин, служит с охотою и надежен в деле.

Генерал-маиор князь Репнин. Служит со всевозможным прилежанием и ведет себя очень хорошо; он хороший инженер и весьма надежен в исполнении того, что ему приказывают.

Генерал-маиор Хрущев. Характер его касательно военного дела не довольно мне известен. Однакож он понимает службу и с пользою может быть употреблен при генерал-комисаре или при управлении какой-нибудь губернии или коллегии.

Генерал-маиор фон-Брадке. Храбр, неутомим по службе, искуссный артиллерист и инженер и равно может быть с пользою употреблен и в поле, и в управлении какой-нибудь крепости.

Генерал-маиор Де-Бринни (инженерный). Весьма дурно себя ведет, зол и ни во что не может быть употреблен; самое лучшее, если уволить его от службы с награждением деревни или с пенсионом 300 рублей, и столь важное место, какое он занимает, поручить другому.

Генерал-маиор Де-Бринни (генерал-квартирмейстер). Может быть употреблен, только весьма беспокойного характера, интриган, искательный; надобно весьма его держать в руках.

Бригадир князь Барятинской. Часто бывает нездоров, не имеет ни склонностей, ни способностей к полевой службе; можно его оставить в глуховской канцелярии.

Бригадир Штокман. Решительный и давно известный мужеством своим офицер, давно в службе и весьма исправно ведет себя в поле.

Бригадир Колокольцов. Понимает службу, молод и здоров, весьма способен к продолжению службы в поле. [118]

Исправляющие должности бригадиров маиоры гвардии:

Гампф. Понимает службу, но весьма часто бывает нездоров.

Фон-Ливен. Храбр, не горяч, вверен к службе, умен и с великою пользою и честию может быть употреблен как в поле, так и в военном совете.

Воейков. Понимает службу и ведет себя очень хорошо; впрочем характер его не совсем мне известен.

Апраксин. Молод, крепкого сложения и здоров, служит с прилежанием и подает о себе надежду, что будет умный и храбрый генерал.

Елизаров. Имеет мало склонности к полевой службе и мало живости.

Стрешнев. Служит с великим прилежанием, весьма хорошо ведет себя и подает о себе хорошую надежду.

Полковники:

Принц Гольштинский. Служит со всевозможным прилежанием и имеет прекраснейший полк, весьма надежен в исполнении того, что ему приказано будет. Он давно уже в военной службе и учился в хорошей школе, в Пруссии и Гессене.

Князь Кантакузин. Служит прилежно, — офицер с амбициею. Но недостает ему точности, он молод и не совсем обтерся.

Генералы при ландмилице:

Девиц. Понимает службу, хорошо себя ведет, весьма прилежен, умен и с точностию исполняет все поручения начальства.

Философов. Понимает службу, умеет наблюдать при армии экономию, весьма надежен в исполнении всего, что ему поручают.

Фельдмаршал Миних. [119]

II.

Собственноручные отметки генерала П. Д. Киселева в списке генералов второй армии, относительно их достоинств.

Ниже напечатанные аттестации разных чинов армии писаны Павлом Дмитриевичем Киселевым для императора Александра Павловича в 1824 и 1825 годах; генерал-маиор Киселев занимал в то время должность начальника главного штаба 2-й армии при главнокомандующем графе Витгенштейне. — Н. Ш.

Генерал-лейтенант Сабанеев. Командир 6-го корпуса. Достоинства известны, для службы истинно полезный, неутомимый, где, по мнению моему, может употребиться с пользою. Фронтовой службы не знает и не любит. Здоровье и в особенности глаза не позволят ему долго командовать корпусом. Военные соображения имеет точные и в совете был бы из полезнейших генералов. Всякое ученое военное учреждение может с успехом ему быть доверено.

Генерал-лейтенант Козачковский. Командир 16-й пехотной дивизии. Старый слуга, старого обряда, без всякой образованности и исполнитель хороший, но при надзоре. Во всяком другом государстве Козачковский был бы полковником и не более бригадного командира.

Генерал-лейтенант Рудзевич. Командир 7-го корпуса. На счету храбрых и в деле распорядительных отрядных генералов. Собственных соображений не имеет. Человек не глупый, но самолюбия безмерного. С низкими гордости азиятской; с твердыми гибкий, характера лживого и …. 1. Дивизионный командир и ничего более.

Генерал-лейтенант Корнилов. Командир 22-й пехотной дивизии. Полковником служил хорошо. Человек усердный, но служащий ныне для столовых денег. Поместиться может в разряд Козачковских.

Генерал-лейтенант барон Левенштерн. Начальник артиллерии 2-й армии. Соображается с собственными выгодами. Взыскателен. Во Франции командовал бы парками. [120]

Генерал маиор Булатов. Командир 1-й бригады 16-й пехотной дивизии. Храбрый офицер. По летам 2 и по всему случившемуся с ним для службы более вреден, чем полезен 3.

Генерал-маиор князь Сибирский. Командир 18-й пехотной дивизии. Запутанный в делах домашних. Должен всем подчиненным и пагубен для службы.

Генерал-маиор Ферстер. Начальник инженеров 2-й армии. В первой турецкой войне был бы чиновник замечательный во время.... 4. Но теперь выпускаемые кадеты более знают вверенную ему часть. Он ест много и пьет еще более. Доживает в службе и повинуется адъютантам своим.

Генерал-маиор Желтухин 1-й. Командир 13-й пехотной дивизии. Усерднейший мирный генерал. Обращением ефрейтор, но для сформирования войск, т. е. части механической, весьма способный. В протчем подлейших свойств и в моем смысле более вредный, чем полезный. Полагают, что не вор и потому мог бы быть интендант.

Генерал-маиор Удом 2. Командир 9-й пехотной дивизии. Добрый и ничтожный человек. Морально уже не существует и если-бы был солдат, то поступил-бы давно в неспособные и к выключке из воинского звания.

Генерал-маиор Рылеев 1. Командир 1-й бригады 13-й пехотной дивизии. Фельдфебель, иногда пьяный.

Генерал-маиор барон Розен 2. Командир 3-й драгунской дивизии. Нигде ничем быть не может.

Генерал-маиор Иванов 1. Командир 3-й бригады 9-й пехотной дивизии. Храбрый полковник. [121]

Генерал-маиор Васильчиков 3. Командир 2-й бригады 22-й пехотной дивизии. Воспитание заменяет нужные для генерала качества. Не почитали храбрым в деле, а личной твердости не имеет. Со всем тем бригадный командир изрядный, при совершенном ничтожестве прочих.

Генерал-маиор Козлянинов. Командир 1-й бригады 13-й пехотной дивизии. Гвардейский был баталионный командир; ужасная толщина не позволит служить. На ряду с Корниловым, Козачковским и пр.; относительно образованный.

Генерал-маиор Турчанинов. Бригадный командир 2-й бригады 9-й пехотной дивизии. Нигде ничем и никогда быть не может.

Генерал-маиор Моссалов. При дивизионном командире 3-й драгунской дивизии. Удивляюсь, что генерал.

Генерал-маиор Стааль 1. Генерал-интендант 2-й армии. Запутался женитьбой, но человек с достоинством, и мог-бы быть весьма полезный.

Генерал-маиор Игнатьев 2. Дежурный генерал 2-й армии. Московский бригадир.

Генерал-маиор Пантениус. Командир 3-й бригады 16-й пехотной дивизии. Полковник и не более — знает хозяйство, немец.

Генерал маиор Шевандин. Командир 3-й бригады 18-й пехотной дивизии. С Турчаниновым, Масаловым и прочими, но по гнусности фигуры ни с кем.

Генерал-маиор Мордвинов 3. Командир 1-й бригады 22-й пехотной дивизии. Слаб здоровьем. Слаб умом. Слаб деятельностью 5.

Генерал-маиор Хоментовский. Генерал-квартирмейстер 2-й армии. Отлично усердный исполнитель. Честный по душе. Для копировки карт отличный.

Генерал-маиор Тимрот. Командир 2-й бригады 18-й пехотной дивизии. Бригадный командир в линии; с переводом на немецкое поймет, что прикажут. [122]

Генерал-маиор Деконский. Командир 2-й бригады 3-й драгунской дивизии. Добрый для внутренней стражи — без команды.

Генерал-маиор Киселев. Начальник главного штаба 2-й армии 6. Без прежних заслуг и потому без права на место, им занимаемое, с умом, а более еще с самолюбием, отчего полезен быть может. Честен и собою для пользы готов жертвовать. Но при неудовольствии малейшем пожертвует всем для удовлетворения честолюбия своего.

Генерал-маиор Байков. Командир 1-й бригады 18-й пехотной дивизии. Хороший бригадный. Исполнитель, говорят, отличный.

Генерал-маиор Шульман. Начальник артиллерии 6-го корпуса. Отличный офицер.

Генерал-маиор Засядко. Начальник артиллерии 7-го корпуса. Cagliostro — Schwedenborg и другие шарлатаны проложили дорогу сему артиллерийскому выдумщику. Коротко знакомиться он не должен. Узнаете и беда.

Генерал-маиор Пущин. Командир 2-й бригады 16-й пехотной дивизии. Бригадный командир в пару с Васильчиковым — Тимротом.

Генерал-маиор Готовский. Начальник корпусного штаба 7-го пехотного корпуса. Умом Шевандин или Моссалов или Турчанинов. Но учился в кадетском корпусе и потому (?) глупости замечательной.

Генерал-маиор Тухолка. Командир 3-й бригады 22-й пехотной дивизии. Г...ый и не трезвый.

Генер.-маиор П. Д. Киселев.

Сообщ. Н. К. Шильдер.


Комментарии

1. Не разобрано.

2. Офицер с 1781 года.

3. В 1811 году, во время турецкой войны, Булатов удостоился получить замечание от государя за дело 28-го августа.

Император Александр был самого невыгодного о нем мнения, что видно из писем государя к адмиралу Чичагову:

(14-го мая 1812 г.). «Tachez de prendre des details exacts sur le general Boulatoff qu’on а aime a employer et qui n’est qu’une bete qui a tres mal servi, mais parcontre tres bien vole».

(7-го июня 1812 г.). «Quant a Boulatoff je vous repete, deiez vous de cet animal. Il est brave, mais il n’a pas l’ombre de la conception, c'est une bete et voleur avec cela».

4. Не разобрано.

5. Убит генералом П. Д. Киселевым в дуэли в 1823 году.

6. Аттестация эта заслуживает особенного внимания историка, как личная, весьма верная, характеристика, сделанная о себе Павлом Дмитриевичем Киселевым. — Н. Ш.

Текст воспроизведен по изданию: Князь Василий Васильевич Голицын в 1677 г. // Русская старина, № 1. 1890

© текст - Шильдер Н. К. 1890
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1890