«Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства»

Письма капитан-командора В. Беринга епископу Иркутскому и Нерчинскому Иннокентию (Нероновичу).

1734-1735 гг.

Согласно указу императрицы Анны Иоанновны от 17 апреля 1732 г., глава Второй Камчатской экспедиции В. Й. Беринг был обязан взять с собой священнослужителей и все необходимое для совершения ими богослужений, т. е. походные церкви. Упоминания об участии священников в этой экспедиции сохранились в официальных документах, которые хранятся в фондах ряда архивов: «Сибирский приказ» Российского государственного архива древних актов (РГАДА), «Сибирские дела» Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) и «Канцелярия капитана-командора В. Й. Беринга...» Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ). Существенный вклад в изучение данного вопроса вносит работа с документами фонда «Иркутская духовная консистория» Государственного архива Иркутской области (ГАИО). В частности, публикуемые документы из фондов ГАИО и РГАДА отражают как сами действия, так и разграничение полномочий светской и церковной властей по вопросам духовенства в составе экспедиции, а также содержат имена сибирских священнослужителей, которые были определены епархиальными архиереями для участия в ней.

Присутствие духовенства в экспедиции было необходимо по двум причинам. С одной стороны, маршрут проходил по территориям, которые населяли языческие племена и народности, и священники требовались «для приведения тамошней народ в христианскую веру» (АВПРИ. Ф. 130. Оп. 130/1. Д. 1. Л. 1), с другой — в совершении богослужений и церковных таинств нуждались сами участники экспедиции (РГА ВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 1. Л. 642). Последняя причина обусловила зависимость числа назначенных в экспедицию православных священников от количества судов и, соответственно, основных отрядов (команд) экспедиции, которые направлялись через Сибирь. Поскольку таких отрядов было шесть («в командах господина капитана-командора Беринга да капитанов Шпанберха и Чирикова и трех порутчиков»), то и «служителей потребно на судах быть из ученых иеромонахов шесть» (Там же). В другом документе, под названием «Регестр служителям, назначенным в Камчатскую экспедицию», указано, что на два пакетбота, бот с палубой и три дубель-шлюпки определены по одному православному священнику «для священнослужения» (Там же. Л. 303). Кроме того, для себя и других иностранцев — участников экспедиции, бывших протестантами, Беринг выхлопотал назначение в экспедицию пастора Милиеса (Там же. Л. 433, 434-434об.). Он был приписан к первому из пакетботов, которым командовал капитан-командор (Там же. Л. 303). [200]

Православные священники, как об этом сказано в донесении Адмиралтейств-коллегии Синоду, должны были присоединиться к экспедиции в Тобольской епархии (РГА ВМФ. Ф. 216. Оп. 1. Д. 1. Л. 642об.). Но митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский) назначил в экспедицию только четырех священнослужителей, один из которых скончался в дороге (док. № 5). Поэтому, находясь в Иркутске — последнем епархиальном центре на пути к Тихому океану, Беринг вел переписку с епископом Иркутским и Нерчинским Иннокентием (Нероновичем) о необходимости назначения в экспедицию священников и формировании походных церквей (док. № 4). К последнему вопросу глава экспедиции был вынужден подходить с особым «рассуждением». Он консультировался с епископом о возможности избежать лишних трат на доставку тех предметов, которые могли быть изготовлены судовыми плотниками в максимально близком к отправлению кораблей населенном пункте (док. № 2).

Как глава Иркутской епархии, территорию которой составляли восточные окраины империи до побережий Тихого океана, населенные языческими народами, епископ Иннокентий был заинтересован в назначении таких священнослужителей, которые были способны не только исполнять пастырские обязанности для удовлетворения духовных потребностей участников экспедиции, но и быть ревностными проповедниками христианства. Беринг, со своей стороны, выполняя императорский указ, заботился о том, чтобы все шесть команд экспедиции сопровождали опытные и деятельные священнослужители. Об этом свидетельствуют его просьбы о замене слабых здоровьем и находящихся в преклонном возрасте клириков новыми (док. № 1). Интересен следующий факт: Беринг, несмотря на то, что он имел указания набирать в экспедицию только монашествующих священников, предлагал Иркутскому архиерею, при необходимости, назначить на одно из вакантных мест белого священника (док. № 5). В результате от Иркутской епархии были посланы священник Андрей Семенов (Там же. Д. 6. Л. 218), иеромонах Феофил (Дроздовский), иеромонах Мисаил и иеромонах Герман (док. № 6).

Иеромонах Феофил был определен в экспедицию вместо назначенного в Тобольске престарелого иеромонаха Иннокентия (Артемонова), бывшего игумена Красноярского монастыря. Последний составил для Беринга список необходимых церковных предметов и утвари (док. № 2 и № 3). Следовательно, из назначенных в Тобольске священнослужителей иеромонах Иннокентий (Артемонов) был старшим, и, судя по всему, его определили на корабль главы экспедиции. Заменивший его иеромонах Феофил также вошел в отряд, которым командовал Беринг. О том, что о. Феофил находился в команде капитан-командора, неоднократно говорится и в публикуемых документах. Таким образом, иеромонах Феофил и протестантский пастор путешествовали в одном отряде и должны были отправиться в плавание на одном корабле. Однако на Камчатке, в связи с крещением местного населения, сохранились упоминания только о двух «экспедицких» священниках: иеромонахе Феофилакте и иеромонахе Дамаскине (См.: Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009. С. 26). Судьба иркутских священников, вошедших в состав экспедиции, остается неизвестной. Но в ряде сохранившихся документов есть указания на то, что причиной отзыва иеромонаха Феофила и протестантского пастора был конфликт, возникший в их отношениях (РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Ч. 7. Д. 5001. Л. 6-7об.; ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 367-367об.). [201]

После ареста 20 июля 1736 г. иеромонах Феофил был отправлен в Тобольск, а из Тобольска — в Москву, где он был признан невиновным.

Письма публикуются в соответствии с правилами издания исторических документов.

Публикацию подготовил митрополит КЛИМЕНТ (КАПАЛИН).


№ 1

23 июля 1734 г.

Преосвященному епископу Иннокентию 1 Иркуцкому и Нерчинскому

Сего июля 22 [-го] дня, определенной в нашу команду и следованию в Камчатскую экспедицию из Табол[ь]скай епархии для священнослужения и духовенства иеромонах Иннокентий 2 поданным к нам доношением об[ъ]явил, что в такой дал[ь]ной и нужной экспедиции быть ему и духовенство исправлять не можно, понеже он пришел в старость, ибо стоит уже в шестидесяти летех, и к тому одряхлел и веема скорбен, отчего происходит у него в голове шум и в беспамятство великое часто приходит; и просит чтоб его от той дал[ь]ной экспедиции учинить свободна, а на его место чтоб определен был иной иеромонах из епархии Преосвященства Вашего; и аще за его старостию и дряхлостию, (которую я надеюся изволите усмотреть), благоволите на его место определить к нашей команде от епархии Преосвященства Вашего инаго иеромонаха, то в том мы не воспрещаем; понеже он по видимому с нами в экспедицию за его старостию и дряхлостию не годен и священнослужения и духовенства исправлять не может; для того и что гортанию тускл и весма мало голосен. А кто имено от епархии Вашего Преосвященства на место ево из иеромонахов определитца к нашей команде, тому подлежит взять от помянутого иеромонаха Иннокентия по будущий [1]735 год выданное ему от нас по силе Ея Императорского Величества указу с числа определения его к команде нашей по расположению окладного (в год) по 120-ти рублев в год, да вторичного по тому ж, или как сами они между собой согласно тех жалованев разделятца. А от нас до того [1]735 года дачи жалованья ему не будет.

Вашего Преосвященства покорный слуга

Bering 3

ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 6. Л. 813-813об.

№ 2

25 июля 1734 г.

Преосвященному епископу Иннокентию Иркуцкому и Нерчинскому

Понеже во определенную нам в Камчатскую экспедицию определено состроить походную церковь, а какое в ней благолепственное украшение к [204] священному служению по церковному положению священнических одежд книг и протчей церковной утвари и служению потребных подлежит, тому всему подал к нам обретающейся в команде нашей иеромонах Инокентий Артемонов при доношени роспись, в которой написал многия вещи, кои и по регламенту положены, а иные написаны так же, которых в морском регламенте и не напечатаны, а хотя и мы разсуждаем, что без виноградного вина и без елеа, и без пшеницы, також и без воску обойт[и]ца нельзя, точию о другом против того ево требования сумневаюсь, не можно ли и без тех обойтитца, дабы не учинить за дальним провозом излишного расхода денежной казне или чего нужного, и что того ради прошу Вашего Преосвященства, чтоб благоволили Преосвященство Ваше в силе сего о тех церковных вещах разсмотреть приложенной к сему регестр, и все ль против того регестра к устроению походной церкви принадлежит, и не можно ль чего из тех вещей за дал[ь]ним провозом оставити или по прибытии в Камчатку зделать тамо плотниками и, разсмотря, благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства

Вашего Преосвященства покорный слуга

Bering

ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 6. Л. 811-811об.

№ 3

Роспись церковным вещам против требования иеромонаха Иннокентия, а имянно:

верва к препоясанию престола; святы евангелисты; ладонка; ладон; воск; вино виноградное красное; мука пшенишная; пшеница; елея маслячны; бумага пищая; бумага хлопенная; масалник; чаша к водоосвящению; кропило; пелена под чашу к водоосвящению; подсвешник к водоосвящению; столец к водоосвящению; ящик с замком, в котором церковной Деисус, престол, жертвенник и протчия вещи полагаютца; ящик с замком, в котором священническое облачение, книги, сосуды и протчие вещи полагаютца.

Bering

ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 6. Л. 812-812об.

№ 4

31 июля 1734 г.

Преосвященному Иннокентию, епископу Иркуцкому и Нерчинскому

По указу Ея Императорского Величества из Высокоучрежденного Правительствующаго Сената и из Государственной Адмиралтейской Коллегии и по определению Правительствующаго Синода, взято ис Таболской и Сибирской епархии от Преосвященного Антония-митрополита 4 во экспедицию к команде [205] нашей, во определенное число шести иеромонахов четыре человека, а до остальных двух иеромонахов определено требовать из епархии Преосвященства Вашаго, об чем надеюся от Святейшаго Правительствующаго Синода и Преосвященству Вашему указ уже и прислан. Того ради благоволите, Ваше Преосвященство, вышепомянутых двух иеромонахов по силе Ея Императорского Величества указу определить в нашу команду, и отдать по прибытии сюды с командою нашею капитану Чирикову 5. А жалованье тем иеромонахом, со вступления в нашу команду окладного и с награждением, за вычетом на медикамент, по копейке от рубля по девятнатцати рублев по восмидесят копеек человеку на месяц выдано будет от того капитана, которой то жалованье будет требовать по прибытии сюды от Иркуцкой Правинцыальной канцелярии, об чем в тоя канцелярию промемория, а к помянутому капитану ордер от нас послан.

Вашаго Преосвященства покорный слуга

Bering

ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 6. Л. 370-370об.

№ 5

29 июля 1735 г.

Преосвященнейшему Иннокентию, епископу Иркуцкому и Нерчинскому

В прошлом, 1734 году, определен от Вашего Преосвященства из Иркуцской епархи[и] во экспедицию на мореходныя суда, из Олехминского острогу священник Андрей, которой и поныне живет на Алехме в доме своем, ибо по свидетельству явился дряхл и увечен, и затем в такой дальной и многотрудной экспедиции в службе Божией по должности своей быть весьма не способен, так на место умершаго игумена Панкратия, которой определен был от Табол[ь]ской епархии, хотя и прислан во оную экспедицию от вашего Преосвященства из Иркуцкой епархии иеромонах Миса[и]л, о котором и в Табол[ь]скую епархию к Преосвященнейшему Антонию Митрополиту от нас для известия писано; токмо и, кроме оных, по силе Ея Императорского величества указу, не достает во экспедиции в указное число одного священника. А понеже и в Охоцке ныне обретаетца команды нашей служителей немалое число, а священников там не имеетца, и послать за раскаманд[и]рованием в разные пути на суда некого. Того ради, Преосвященство Ваше, соблаговолите вместо реченного увечного священника прислать к нам ныне иного священника — здорового и в духовенстве искусного для посылки в Охоцк нынешним летним времянем. Тако же и в дополнение в полной комплект духовного собрания определить во экспедицию иеромонахов или из белых священников одного, откуда Преосвященство Ваше за благо изобрать изволите; дабы оными чинами мореходныя экспедичныя суда удовольствованы были по силе вышеобъявленного Ея Императорского Величества указа. И служителям оной экспедиции по должности христианской в духовном всегда были исправления; а жалованьем оныя священники награждены будут противу протчих, обретавшихся во экспедиции священников.

Вашего Преосвященства покорный слуга

Bering

ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 6. Л. 70-70об. [206]

№ 6

16 августа 1735 г.

Высокоблагородному господину, господину командору Берингу

По просьбе Вашего Превосходительства, которая к нам была в сем августе месяце, что де в Камчатской экспедиции имеется во священниках по отправлению Божественных Таин великая скудость, и по оной Вашего Превосходительства просьбе, определяется к Вам во оную экспедицию от нас иеромонах Герман, которому благоволите жалованье определить погодное по указу Ея Императорского Величества и по штату, а именно по двести по сороку рублев на год, а оному иеромонаху Герману о том же от нас указ дается.

ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 71.


Комментарии

1. Иннокентий (Неронович, Нерунович) (ум. 1746) — епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский (1732-1741).

2. Иннокентий (Артемонов) — иеромонах, назначенный во Вторую Камчатскую экспедицию.

3. Беринг Иван Иванович (Витус Ионассен) (1681-1741) — мореплаватель, капитан-командор российского флота (1730). По происхождению датчанин. Начальник Первой (1725-1730) и Второй (1733-1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Умер во время зимовки на острове, ныне носящем его имя.

5. Антоний (Стаховский) (ум. 1740) — митрополит Сибирский и Тобольский (1721-1740).

6.Чириков Алексей Ильич (1703-1748) — мореплаватель, капитан-командор, участник экспедиции В. Беринга, первооткрыватель берегов Аляски и некоторых Алеутских островов. Один из островов на Аляске носит его имя.

Текст воспроизведен по изданию: "Благоволите о том сообщить к нам мнение Вашего Преосвященства". Письма капитан-командора В. Беринга епископу Иркутскому и Нерчинскому Иннокентию (Нероновичу). 1734-1735 гг. // Исторический архив, № 3. 2010

© текст - Капалин К. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 2010