Императрица Анна Иоанновна.

Ее указы камер-цалмейстеру 1 о расходах из комнатной суммы.

1.

«Указали, мы выдать в Троецкой Александроневской монастырь, на поминовение блаженныя памяти матери нашей и сестер денег триста рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«Октября 11-го, 1733».

2.

«Указали мы выдать италианскому музыканту Петрилло 2 денег сто рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«Сентября 25-го, 1733».

3.

«Указали мы выдать Троецкова Сергиева монастыря архимандриту Варлааму 3 на покупку приморского места 4, денег четыреста рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«Ук. получен 29-го августа 1733».

4.

«Указали мы выдать камедианту курляндцу Ягану Христофу Сигизмунду з женою ево, которые играли в комнате нашей куколную комедию 5, денег сто рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«Получен июля 7-го дня 1733». [171]

5.

«Указали мы, выдать тебе гуслисту Кириаку Кондратовичу, сто рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«5-го мая 1733».

 

Прим. Кондратович был потом переводчиком при Академии наук, а образование получил в Киевской Духовной Академии. Он незадолго до того прибыл в Петербург.

6.

«Указали мы выдать князь Михайлу княжь Алексееву сыну Голицыну 6 двесте рублев». «Анна».

«25-го апреля 1733 г.».

 

Прим. Сиятельный шут был не последним попрошайкой и выпросил еще 300 рублей в этом году 24-го февраля, так что шутовство Михайлы Алексеевича было частию из корыстных видов, как и подвиги княгини Настасьи Петровны Голицыной, не смотря на старость и дородство на брюхе ползавшей по полу, подбирая червонцы, для потехи бросаемые ей Екатериною I. — П. П.

7.

«Указали мы, выдать персицким камедиантам, которые отпущены от двора нашева, по прежнему в Персию, в награждение триста рублев». «25-го апреля 1733».

8.

«Указали мы, выдать тебе, Выгорецким пустынно жителям 7 за пригон ко двору нашему живых оленей, а имянно: Стахею Осипову с товарищи, шести человекам, сто рублев». «Анна».

«9-го февраля 1733».

9.

«Указали мы, выдать живописному мастеру Кароваку, для выписывания ко двору нашему некоторых уборов, шестьсот рублев».

«Генваря 16-го, 1733».

 

Прим. Каровак, переселясь в Россию, поддерживал переписку с родными во Франция, и поручал им разного рода покупки, между прочим [172] кружев и парчей, без которых Анна не являлась в публику в торжественные выходы. Вероятно эта ассигновка была за кружева в платью, в котором писал в рост императрицу Каровак. Тщательность выполнения кружев делает особенно ценною и гравюру большего портрета Анны. — П. П.

10.

«Указали мы, взнесенные в комнату нашу, деньги, сто рублев, которыми осыпал Лакост во время ево аудиенцыи самоядей, оные записать тебе в расход». «Анна».

 

Прим. Шут Лакоста разыгрывал роль важной особы при представлении самоедских выборных и, выслушав их приветствие, в старинной одежде московского двора, на отпуске, вместо оделянья по рукам мелкими деньгами, сыпал серебро пригоршнями из мешка с тем, чтобы для большей потехи государыни, смотревшей на шутовскую церемонию, самоеды, бросившись подбирать деньги, потолкались и подрались между собою. — П. П.

11.

«Указали мы, взять тебе на мелочные расходы и на покупку уборов в новый дом, четыре тысячи рублев, и держать оные записывая в расход с росписками». «Анна».

«Дан в С.-Петербурге марта 27».

12.

«Указали мы, выдать тебе в Невской монастырь на соборный молебен пятьдесят рублев, да на соборную же панихиду пятьдесят же рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«Дан в С.-Петербурге июля 1-го дня».

13.

«Указали мы выдать живописцу иноземцу Ягану Гиндрику Вейдикинту, за писание фамилии вашей четырех патретов сто рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«23-го Декабря 1732».

 

Примеч. Вейдикинт писал портреты в Нарве еще по заказу Петра I в 1715 году и в 1720-х годах мы находим этого художника, работавшего уже в Петербурге. Им выполнена целая серия портретов государей русских до Елизаветы Петровны, гравированных при Академии Наук, первым манером, известным Штенгливым. В числе портретов этой коллекции есть и царь Иван Алексеевич. Можно предполагать, судя по манере писанья одного из портретов царицы Прасковьи Федоровны, что и ее изображение вышло из под кисти Вейдекинта, также как и царевен Прасковьи и Катерины Ивановны. Вероятно ассигновка эта и назначалась за эти четыре портрета особ из фамилии императрицы Анны. Позволяем себе заметить, что Вейдекинт был копист с готовых оригиналов. — П. П. [173]

14.

«Указали мы выдать тебе племянницы нашей принцессы Анны учителю Ненингеру, на нынешний 1732 год жалованье 600 рублев, записав в расход с роспискою». «Анна».

«28-го декабря 1732».

 

Примеч. Этот указ дает любопытную справку об учителе будущей правительницы России, о детстве которой вообще имеем мы недостаточные сведения. В фамилии Ненингер ближе всего видеть описку писца, принявшего латинскую букву Н за русское Н, потому, что Генннгер (Henninger) был при Анне Леопольдовне определен по дипломатической части и при Елизавете состоял секретарем посольства в Париже. Это был сын учителя Академической гимназии, свояка Даниила Шумахера. И. Генингер, и Шумахер, и Крафт женаты были на родных сестрах, дочерях трактирщика Фельтена.

Сообщ. П. Н. Петров.


Комментарии

1. Камер-цалмейстером был, во время состояния настоящих указов, Александр Иванович Кайсаров, в 1734 году уличенный в присвоивании в свою пользу и употреблении на свои надобности денег, требованных на собственное употребление ее величества. За такое присвоение неподлежащего Кайсаров был наказан кнутом и послан в ссылку, а семейству его оставлена часть деревень его на пропитание. Он был камердинером Екатерины I в чине полковника.

2. По занятиям при Дворе известному шуту.

3. Духовнику ее величества.

4. Где Варлаам положил основание теперешней Сергиевской пустыне близь Стрельны и где он погребен.

5. Эти артисты, как можно полагать, известны были ее величеству ранее и выписаны сюда. — П. П.

6. Бывшему в должности официального шута при дворе. Для шутовской свадьбы его был построен ледяной дом зимою 1740 г. Подачка на праздник коронации.

7. Это были раскольники из Олонецкой губернии, из «Киновии» известного Андрея Денисова, ересиарха, нашедшего для себя и своих усердного благоприятеля в лице генерала Геннина, через посредство его, герцога Бирона, охотно за подарки оказывавшего всякого рода покровительство.

Текст воспроизведен по изданию: Императрица Анна Иоанновна. Ее указы камер-цалмейстеру о расходах из комнатной суммы // Русская старина, № 10. 1882

© текст - Петров П. Н. 1882
© сетевая версия - Thietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1882