Заметка о Посошкове.

В биографии известного писателя Петровского времени, И. Т. Посошкова многие моменты его жизни остаются неясными в виду того, что главнейшие биографические данные берутся из его собственных сочинений, в которых Посошков, хотя и довольно часто, но обычно мимоходом сообщает о себе разные сведения. Так в ”книге о скудости и богатстве” имеется указание на то, что ее автор подавал в 1718 году ”доношение о новоначинающих деньгах”, в котором он ”изъяснял, что такие деньги вельми к воровству способны”. Это доношение до сих пор нигде не найдено, содержание же его лишь кратко изложено в вышеназванной книге Посошкова (Сочинения Ивана Посошкова, М., 1842 г., I, стр. 251-255).

Но помимо того, Посошков, как специалист денежного дела, неоднократно выступал с разными предложениями по поводу денег (Еще в доношении 1701 г. (о ратном поведении), поданном боярину Ф. А. Головину, Посошков писал: ”И естли бы В. Государь указал денежному делу быть против прежнего моего письма, то чаял бы я у Бога милости, что одною денежною прибылью вышеписанное число (3.031.300 руб. — для армии) исполнилось бы. И буде В. Государь совершенно укажет денежное дело управить с мелкою дробью, яко-ж прежде явих в денежном письме, то доведется и пошлинной сбор направить”. (Сочинения, I, стр. 291; о деятельности Посошкова в качестве денежного мастера см. 212, 213)). Из текста, напечатанного ниже, видно, что он в 1708 году ”пришел в золотую палату, словесно доносил” о воровских медных копейках и денежках, и предлагал [426] вычеканить образцы такого рода, чтобы невозможно было ”ни отливать (монеты), ни печатать в домех”, благодаря чему, по его мнению, ”воровство” в монетном деле в корне будет пресечено. Сверх того Посошков указывал на значительную прибыль казне, в особенности, если монеты ”гораздо лехчее учинить”.

Проект Посошкова, интересный сам по себе, любопытен и в том отношении, что дает некоторые новые биографические сведения об его авторе. Дело в том, что в начале 1708 года ландрихтер Ингерманландской губернии Римский-Корсаков представил Посошкова в качестве кандидата на должность водочного мастера и в докладе о том писал: Посошков ”до нынешнего года был у такого водочного строения на Москве на Каменном мосту, а ныне свободен?,”. На это последовала резолюция А. Д. Меншикова (21 марта 1708 г.): ”Посошков приличился в ратуше в воровстве, того ради выбрать к тому иного, кого пристойно”. Такой отзыв Меншикова исследователи считают ”недоразумением”, которое позднее благополучно разъяснилось в пользу Посошкова, так что он в 1709 или в 1710 г. был назначен водочным мастером в Новгороде (E. М. Прилежаев, биография Посошкова в издании Св. Синода ”Завещание Отеческое", Спб. 1893 г.; Павлов-Сильванский, а) И. Т. Посошков; б) Новые известия о Посошкове (Сочинения, т. II, Спб., 1910).

Как раз об этом промежуточном периоде, когда Посошков от водочного строения учинился ”свободен”, а в Ингерманландскую губернию назначения еще не получил, некоторые сведения дает печатаемый ниже документ (Извлечен из арх. Морского Мин., дела адмиралт. канцелярии №12, л. 601-602), с собственноручной распиской Посошкова в получении 10 руб. ”на опытные денежные инструменты” для вычеканки образцовых монет, им предложенных. Текст этого документа следующий:


”По указу Великого Государя делаются медные деньги на денежном дворе приказу Большой казны и на монетном Кадашевском дворе, тяжлостию копейка по два золотника, деньга по золотнику, полушка по полузолотнику, а укрепления от воровства на них никакого не учинено: итого ради почало быть в народе в тех деньгах воровство; много в тех деньгах является копеек и денежек отливных. И того денежного дела уставной мастер Иван Посошков, усмотря те воровские деньги, пришед в Золотую палату, словесно доносил, что в медных копейках и денежках, а наипаче в Кадашевских явилось воровство, почали их делать отливные. И для свидетельства того явившегося [427] воровства принес воровских отливных 11 копеек да 6 денежек, которые он прошлого 706 году на Каменном мосту из сборной казны выбрал и нынешнего 708 г. в Сибирском приказе из соболиной продажи; и в торгах такие деньги являются; и есть ли де того денежного дела не изменить и крепости им не учинить, то де такожде умножитца в них воровство, якоже и во прежних медных деньгах было.

А будет де Великий Государь укажет те медные деньги в весу и в воображении изменить и учинить их новым розвесом и образцом отметным, то де мочно их укрепить, еще и гораздо легчее их учинить, то никакова в них воровства не будет, ни отливать, ни печатать в домех будет воровсти невозможно (Это место совпадает с тем, что напечатано в книге о скудости и богатстве, на стр. 256 (М., 1842 г.), где впрочем, следует исправить одну опечатку, напечатано "воровски", следует читать, очевидно, как здесь — ”воровсти”).

И есть ли Великий Государь укажет быть копейкам весом по золотнику и меди аще в деле положить пуд по 12 рублев, то прибыл у них будет у пуда по 26 рублев по четыре гривны, и у тысячи пуд будет прибыли 26.400 рублев.

А буде ж без четверти по золотнику, и медь, с работою положить хотя по 13 рублев пуд, то прибыли у пуда будет 38 рублев две гривны, а у тысячи пуд будет прибыли 38.000 рублев.

А будет быть копейке по полузолотнику и еще медь в деле ляжет и по 14 рублев, то прибыли у них будет у пуда 28 рублев 26 алт. 4 деньги; а у тысячи пуд будет прибыли 62.800 рублев.

И будет Великий Государь укажет для образца таковых денег сделать всех трех рук по фунту, и на то дело надобно на всякий к тому опытные снасти Свицкого железа или Сибирского три пуда, стали добрые полпуда, меди красные 4 фунта, зеленые четверть фунта, Гранштыкилев немецких полдюжины, пилок мелочных полдюжины ж, да кузнецам и отдельщикам за работу и на уголье и на мелочные расходы 10 рублев денег.

Означенное (Отсюда до расписки Посошкова писано другим почерком, значит весь документ состоит из 3-х частей: 1) из записи доношения, 2) резолюции и 3) расписки Посошкова) доношение иметь до указу в повытьи подъячего Якова Протопопова, а объявленные худые медные деньги, записав положить до доношения адмиральского в судейской ящик и на дело образцовых медных денег, купя означенные выше сего [428] припасы и дав медь и на дело работникам и наем десять рублей с роспискою велеть ему оные образцовые деньги делать немедленно в приличном месте на денежном дворе и сделав объявить в приказе морского флота.

1708 г. октября в 16 день взял я Иван Посошков приказу морского флота и подъячего у Якова Протопопова на опытные денежные инструменты из ево повытья десять рублев денег и росписался”.

Сообщаемые в напечатанном документе сведения, дополняя прежние, еще конкретнее подтверждают то, что Посошков принимал новое и энергичное участие в денежном деле, о котором он подавал по крайней мере четыре раза свои предположения и проекты: в первый раз около 1701 года, во второй — в 1708, в третий — в 1718 и в четвертый — в 1724 году (в книге о скудости и богатстве).

М. Клочков.

Текст воспроизведен по изданию: Заметка о Посошкове // Русская старина, № 5. 1913

© текст - Клочков М. 1913
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1913