Казак Григорий Шишкевич

1708 г.

В семействе Шишкевичей сохранилось предание, что казак, доставивший известие об измене гетмана Мазепы, был наш предок. Чаще всего приходилось об этом вспоминать в детстве, при чтении следующих стихов в поэме Пушкина «Полтава»:

Кто при звездах и при луне
Так поздно едет на коне?
Чей это конь неутомимой
Бежит в степи необозримой?

Казак на север держит путь,
казак не хочет отдохнуть
Ни в чистом поле, ни в дубраве,
Ни при опасной переправе.
…………………………….
Зачем он шапкой дорожит?
Затем, что в ней донос зашит,
Донос на Гетмана злодея,
Царю Петру от Кочубея...

На сколько это предание правдоподобно — не знаю, но найденный теперь документ в бумагах покойного нашего отца (Полтавской губернии, Золотоношского уезда, в м. Богодуховке) мог послужить поводом к этому. Документ этот выдан нашему прадеду Михайле Шишкевичу и есть копия с жалованной грамоты, дарованной царем Петром I прапрадеду нашего деда Ивана Михайловича Шишкевича (т. е. нашему пра-пра-прадеду); помещаю этот документ на страницах «Русской Старины». — А. Ш.

_________________________________

Божиею поспешествующею милостию, мы пресветлейший, державнейший, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великие и Малые и Белые России самодержец московский, киевский, Владимирский, новгородский, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский, пермский, вятский, болгарский и иных государь и великий князь новагорода, низовские земли, черниговский, рязанский, ростовский; ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондийский и всея северные страны повелитель и государь иверские земли, карталинских и грузинских царей и кабардинские земли, черкасских и горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь и наследник и государь и обладатель, наше царское величество пожаловали: войска нашего Запорожского Нежинского полку прежде бывшего казака Григория [625] Шишкевича, за его к нам, великому государю, верную службу, а особливо за престорогу, которую он учинил генералу нашему, главному от кавалерии римско и российскаго государств ижерскому князю Александру Даниловичу Меншикову, в случае измены нам, великому государю, бывшего гетмана Мазепы, велели ему, Григорию, быть сотником Новомлинским, на место прежде бывшего тамо сотника Самуйленка и над казаками той сотни иметь ему, Григорию, начальство, во всем против прежде бывших тамошних сотников. Також какие к тому уряду доходы и местности и мельницы принадлежат, владеть тем ему, Григорию, как прежние тамо будучие сотники владели. А прежде бывшему сотнику, Самуйленку, быть тамо сотником мы, великий государь, не повелели, для того, что он явился причинен к измене Мазепиной. Чего ради, во уверение всем и во знак к нему (Шишкевичу) той нашей царского величества, за вышеписанные его службы, милости, указали мы, великий государь, ему, Григорию Шишкевичу, на тот чин новомлинского сотничества дать сию нашу, великого государя, жалованную грамоту чрезвычайно, за нашею царского величества государственною печатью. Дан в Лебедине, лета 1708.... декабря, в государствование нашего 27-м году. «Петр».

(Печать).

___________________________________

1793 года октября 31-го дня, сию копию в киевском уездном суде с представленною от коллежского протоколиста Ильи Шишкевича подливною грамотою свидетельствована, и что оная во всем с оригиналом сходна, в том киевский уездный суд свидетельствует. На помете тако: Заседатель, титулярный советник, Иван Чишимич. За секретаря Михаил Иваненко; канцелярист Симеон Федоров.

(Печать). Печатные пошлины 2 коп. взяты.

Тифлис.

Сообщ. А. Шишкевич.

Текст воспроизведен по изданию: Казак Григорий Шишкевич. 1708 г. // Русская старина, № 11. 1876

© текст - Шишкевич А. 1876
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1876