ВЕЛИКОПОСТНЫЙ УКАЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Мне до сих пор не приводилось ничего читать в печати о весьма характерном распоряжении Петра Великого, известном мне из нижеследующего документа. Привожу его в подлиннике.

“Указ ее императорского величества, самодержицы всероссийской, из освященной духовной митрополии киевской консистории всечестному протопопу полтавскому, Евстафию Могилянскому. В указе блаженные и вечнодостойные памяти великого государя Петра первого императора и самодержца всероссийского, в святейшем правительствующем синоде прошлого 1723 года, февраля 28-го дня, состоявшемся, и преосвященному Варлааму, архиепископу киевскому, галицкому и Малые России, того же 1723 года, присланному, изображено: по его императорского величества указу святейший синод, рассуждая о упогреблением (sic) по церквам в великий пост чтений, согласно приговорили, вместо прежнего от Ефрема Сирина и от Соборника и от прочих чтения, читать новопечатанные буквари с толкованием заповедей Божьих, распределяя оные умеренно, дабы приходящие в церковь Божью, готовлющиеся к исповеди и св. тайн причастию люди, слыша заповеди Божьи и осмотряяся в своей совести, лучше могли ко истинному покаянию себя приготовить. За силу коего его императорского величества указа того ж 723 года, как для надлежащего ведома и непременного по нему исполнения публиковано, а понеже духовной консистории известно учинилося, что многие священники не токмо в церквах за силу предписанного его императорского величества указа тех книжиц не читают и людей, приходящих в церковь в великий пост, не учат, но и сами, когда в заповедях Божьих вопрошении бывают, то на то и ответствовать не могут, а следовательно и порученных им в паству простолюдников научить недействительны. Того ради определено послать [234] указы о непременном исполнении по силе оных указов, с приказанием, дабы всем священникам накрепко приказать, (чтобы) они не точию в великий пост и во все воскресения и праздничные дин по литургии по одной заповеди с толкованием в приходских церквах вычитывали, да и сами иереи, как ныне известно, что в запросах о заповедях Божьих бывают безответны, (оные) изучили бы”. Указ помечен 4-м октября 1723 (в печатном издании - 1753. Thietmar. 2008) года, а подписали его “Киево-Пустынного монастыря архимандрит Никифор, Киево-Выдубицкого монастыря архимандрит Леонтий, Киево-Кириловского монастыря игумен иеромонах Венталий (sic), митрополии киевские архидиакон (не разобрать) и канцелярист иеродиакон Петр”.


Приведенный указ святейшего синода очевидно имел общеобязательное значение для духовенства всей России и, конечно, он так же повсеместно не исполнялся, как не исполнялся в священной митрополии киевской. В таком положении дело застало к появившаяся через полтораста лет “штунда”, при которой “простолюдинки” обнаруживали беспокойное желание узнать св. писание, а многие священники оказались “к тому недействительны”. Не изменилось это положение и до самых недавних дней, когда в министерство и обер-прокурорство графа Д. А. Толстого возник вопрос о дозволении учителям из мирян обучать детей закону Божью в тех сельских школах, где священники не хотят или не могут этим заниматься. Так, нам известно, что архиепископ Платой, нынешний митрополит киевский, в сношениях своих с бывшим попечителем одесского учебного округа, г. Голубцовым, отозвался, что есть священники, которым невозможно доверить наблюдение за преподаванием закона Божия учителями из мирян, а статистическая таблицы, находящиеся при печатном докладе ученого комитета министерства народного просвещения, показывают, что у нас теперь закон Божий вовсе не преподается в 20% школ. Отсюда явствует, что „заповеди", в которых изложены все предписания благочестивой нравственности, и теперь не читаются ни в церквах, как этого требовал Петр Великий, ни в пятой доле школ, где это было бы очень кстати и у места. Вопрос же о разрешении учителям из мирян учить детей закону Божью там, где священники не хотят или не могут этим заниматься, тянется бесконечно и теперь, два года к ряду, остается совсем без движения по неполучению министерством народного просвещения никакого ответа из святейшего синода.

В исторических интересах было бы весьма любопытно, если бы кто-нибудь из знатоков синодальных дел разъяснил: отменен ли вышеприведенный указ Петра Великого, по воле которого святейший синод “согласно приговорили” читать постом в приходских церквах заповеди с толкованиями, или же духовенство просто продолжает в течение полутораста лет ослушаться высочайшей воли и указа святейшего синода?

Может быть, многие из нынешних духовных даже и совсем не знают о существовании вышеприведенного указа, исполнением которого они однако оказали бы самое похвальное послушание святейшему синоду и пользу делу народной нравственности и благочестию.

Кажется, это стоит разъяснения.

Сообщено Н. С. Лесковым.

Текст воспроизведен по изданию: Великопостный указ Петра Великого // Исторический вестник, № 4. 1882

© текст - Лесков Н. С. 1882
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический вестник. 1882