О ВОЕННЫХ КОРАБЛЯХ, ОТПРАВЛЕННЫХ B ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В 1713 ГОДУ.

В Архиве Архангельского Губернского Правления сохранилось дело: «Об отпуске новопостроенных трех кораблей от верьфи Соломбальской», и проч. 1713 года. Вот что можно заимствовать из этого дела. Корабли именовались: Михаил, Гавриил и Рафаил Архангелы. К 22 Сентября, они были вооружены и снабжены артиллерию и провиантом. У служителей, по морскому уставу, взята присяга, и того же дня сказано капитанам отправляться в путь.

Об экипажах судов того времени (1713 г.), мы так мало имеем сведений, что неизлишним считаем выписать [383] с подробностию о комплектовании судов офицерами и нижними чинами, с большею, хотя бы и скучною подробностию, тем более, что некоторые из офицеров, в последствии, занимали важные места в морском управлении и были Адмиралами. В настоящем случае это старинное дело вызываемое из мрака и пыли архивов, становится, для нас, потомков первых наших моряков, — не только делом любопытным, но можно сказать новым.

На корабле Архангел Гавриил был командиром капитан Симпсон. Он же и командор над всеми тремя кораблями. Офицеры: Поручики Роберт Портер и Матвей Коробьн. Экстра-мидшипман Денис Калмыков (Денис Спиридонович Калмыков был в последствии контр-адмиралом, членом адмиралтейств-коллегии, а наконец главным командиром Кронштатского порта. Скончался в мае 1746 г. (см. Берха жизнеописание российских адмиралов ч. II)). Из навигаторов второй штурман Томас Стантон, унтер-штурман Джон Джонс, мичманов из навигаторов 6, шкипер, констапелей 2, боцман, боцманматов 3, матроз иноземцев: квартермейстеров 6, рядовых 67; матроз русских, прибывших из заморя 4, городских (т. е. Архангельских) и присланных из Петербурга и Воронежа 13, да из рекрут 134. Итого 224, солдат 50, а всех, разного звания чинов, 209 человек.

На Архангеле Рафаиле командующий: поручик Выбегенау, товарищ его Александр Кожин, Яков Барж (Яков Савич Барж был после вице-адмиралом. Скончался в ноябре 1755 г. (см. там же ч. III)) и Ян Крейдер (все поручики). Штурман Иван Попов, вторые штурмана Христ. Датсын и Михайло Киселев; мичманов из навигаторов 12, шкипер, тимерман, боцман, боцманматов 2, констапель, матроз русских, прибывших из заморя 3; иноземцев квартермейстеров 3, рядовых 43, городских, петербургских, воронежскх и азовских 17, из рекрут 133, всех 199; [384] солдат 50; а всего, с чинами разных других званий, 282 человека.

На третьем корабле, Архангел Михаил — командир капитан-поручик Фока Крамер, поручики: Яков Тигаргард и Василий Мятлев (Василий Алексеевич Мятлев был в последствии капитаном над Архангельским портом, сначала его учреждения, т. е. с 1733 г. до 1740 г., и после вице-адмирала Бредаля, исправлял, в том же порте, должность главного командира; потом был Губернатором в Сибири. Скончался в чине адмирала в 1762 году. (Там же ч. III)), первый штурман Козма Симанский, мичманов из навигаторов 10, шкипер, тимерман, боцман, боцманматов 2, констапель, матроз иноземцев 45, русских, прибывших из за моря 7, городских и присланных из Петербурга и Воронежа 19, из рекрут 153. Итого 204. Солдат 49; а всего 281 человек.

Корабли (или вернее фрегаты) имели каждый по 22 осьми-фунтовых пушек и по 8 четырех фунтовых; следовательно на каждом было по 30 пушек, «со удовольствованием всяких артиллерийских припасов и по двести пуд пороха».

Пред отправлением, капитан Симпсон (который бывал только временно при вооружении кораблей,) объявил, что доводится ему получить, за прежнее время, царского жалованья 1336 рублев, и что без тех денег он в поход не пойдет. Ему отвечали, чтоб он требовал то от самого генерал-адмирала, при архангельском же порте о жалованье его неизвестно; а что бы принял настоящее жалованье, на сколько месяцев пожелает. Симпсон опять сказал, что он без заслуженных им денег не пойдет. Видя непреклонность, или упрямство Симпсона, архангельский вице-губернатор, Алексей Александрович Курбатов, определил командором капитан поручика Крамера, который был постоянно при вооружении и снабжении судов всеми припасами. Остальные корабельные принадлежности и провизия, для свободного выхода из реки до взморья, погружены [385] на морские русские суда, чтоб перегрузить их после на фрегаты, по выходе за бар.

23 Сентября на всех кораблях совершено, архиереем и всем собором, молебствие, с освящением воды.

27-го Капитан Крамер перешел с двумя кораблями к реке Маймаксе; а третий прибыл туда же на другой день.

24-го Вице-губернатор получил письмо от генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина, чтоб на корабли определить флагманом капитана Симпсона. К самому Симпсону прислан также послушной указ. Итак, по прежнему, Симпсон принял командование над тремя кораблями. Приготовленные пасы на русском и латинском языках, переписаны опять на имя Симпсона. Ему даны запечатанные повеления в путь. Воинские морские уставы, за подписанием вице губернатора, даны на корабли письменные, для того, что печатных тогда не было (Морской устав дан 1720 года 13 Января). Жалованья капитану Крамеру и русским офицерам, выехавшим из заморя, дано по Январь 1714 года, а прочим всем на месяц. Капитану Симпсону и поручику Портеру, по их прошениям, на 6 месяцев вперед. На жалованье в следующие месяцы, отпущено на командорский корабль четыре тысячи, а на другие два по три тысячи ефимков. Жалованья русским матрозам и солдатам назначалось по рублю на месяц, считая по 30 алтын (90 коп.) ефимок. Прочие расходы велено производить по встретившимся надобностям. Всем матрозам даны кафтаны, камзолы, брюки, чирики (род башмаков), чулки, рукавицы и шубы; а сверьх того кафтаны и брюки канифасные. Солдатам, кроме мундира, даны также шубы.

29 Сентября вице-губернатор был на кораблях у Маймаксы и приказал им идти, а сам ждал их ниже, у Новодвинской крепости. Не видя кораблей, он послал на другой день (30 Сентября) командирам указы [386] и писал, чтоб они, «имея страх замороза, шли на свободную моря воду, не ожидая друг друга, кто как может скоро, по усердию своему» и не следуя даже сигналам, а исполнять по ним тогда уже, как выйдут из реки.

30 Сентября прошли мимо крепости два корабля, а 1 Октября прошел и третий, и все, соединясь в тот день, стали в устье реки на якоря. — Два корабля — Гавриил и Рафаил — вышли из устья в разное время и догрузившись, пошли в назначенный путь 17 Октября. Третий — Михаил Архангел, не успел пройдти бар в полную воду, хотя «до свободной моря воды не дошел одного сто саженного завоза: понеже, где якорь завозной опустили, тут уже было 3 1/2 сажени воды». В неуспехе этого дела вице-губернатор винит Симпсона, что он «упустил полную воду, чрез два часа, отлучася с корабля, в благополучных тех часах». И так третий корабль остался зимовать при порте. — С корабля Архангел Гавриил послан был от капитана Симпсона, с письмом, поручик Коробьин; но он не успел возвратиться на корабль за льдами и остался зимовать в Архангельске.

Когда корабль Михаил Архангел воротился и был опять близь Новодвинской крепости, то на реке показался уже лед. По этой же причине остались тогда зимовать в Архангельске 19 иностранных купеческих кораблей. Корабль не мог быть тогда отправлен в море и потому еще, что стоял при устье на мели, так что, для облегчения его, принуждены были вылить 70 бочек пресной воды, и требовалось корабль осмотреть.

Донесения об отправлении двух кораблей посланы, с присланным нарочно курьером, к Его Царскому Величеству, к генерал-адмиралу и адмиралтейскому советнику. — Курьеру приказано было видеть отправление кораблей.

Из того же дела видно, что в Архангельске, после того, заложены были и строились еще два корабля. [387]

ПРИМЕЧАНИЯ.

В книге «Список кораблям, и проч. судам Российского Флота», А. С. Шишкова, на стр. 80 находим: «кор. Св. Михаил», построен у города Архангельска и приведен оттуда капитаном Симпсоном. Года не означено; но выше его, внесенные в список суда, показаны под 1714 годом.

В той же книге, ниже, на стр. 113, показан корабль Архангел Гавриил, построенный у города Архангельска и сказано, что неизвестно когда и кем приведен. Года построения также не означено; но не прежде 1715 года.

У В. Н. Берха, в Жизнеописании Российских адмиралов, част. 1. стр. 268, сказано: «В 1713 году, отправлен был от города Архангельска капитан Симпсон с тремя новопостроенными кораблями в Ревель. На пути один из них отстал и в последствии получено было известие, что он находится в Коле. Государь, получа о сем сведение, отправил туда И. А. Сенявина, дабы он, исправя корабль сей, поспешил прибыть с оным в Ревель».

«И. А. Сенявин, прибыв в Колу, доносил Государю от 3 Февраля: в Колу прибыл я 31 Января и проч. Далее, 11 Апреля, пришел он (Сенявин) в Балтийский порт» и проч.

Вероятно отсюда же, т. е. из сочинения Берха, вкралась таже ошибка в военно-энциклопедический Лексикон, в статью «Архангельской военный порт». Там сказано: «В 1710 г. пришли от Архангельска в Кронштат первые наши корабли под командою капитана Симпсона. Один из его кораблей зашел зимовать в Колу, откуда в 1713 г., приведен капитаном И. А. Сенявиным».

Настоящая наша выписка о кораблях, построенных в Архангельске в 1713 году, и о времени их отправления в море, взятая из подлинного дела, как из [388] самого достоверного факта, может служить пояснением и поправкою почтенных наших морских писателей, составлявших статьи для истории нашего флота.

П. Кузьмищев.

_____________________________________________

В пополнение и пояснение этой статьи, сообщены нам, из других источников, следующие сведения о помянутой экспедиции:

У города Архангельска спущены были в 1713 году три 30-ти пуш. фрегата Св. Михаил, Архангел Гавриил и Рафаил, на которые велено было поставить по 18-ти или по 20 пушек «какие возможно сыскать». Суда сии отправились от города, поздно осенью, под начальством капитана Симпсона, которому предписано было зимовать в одном из Норвежских портов близь Категата, чтобы оттуда, дождавшись каких-нибудь Датских кораблей, идти вместе с ними в Ревель. Все это должно было содержать в тайне, чтобы не проведали Шведы; и с сею целию даны были капитану Симпсону тайные указы: один о следовании в Норвегию, который он должен был открыть на высоте Колы, и другой о пути в Ревель, для прочтения по прибытии в Норвегию. Фрегат Михаил, под командою капитан-поручика Крамера, повредился при выходе в море, и возвратился в Двину; Рафаил в Северном океане также потерпел повреждение и зашел в устье Кольской губы; за ним, в январе следующего года, отправлен был капитан И. Сенявин, приведший его в половине апреля в балтийский порт; капитан Симпсон, с Гавриилом, прибыл в Июне следующего года в Ревель, прозимовав в норвежском порте Гамерзанде, в 20 милях от Дронтгейма.

В Архангельске велено было заложить еще несколько судов.

В делах тогдашнего Президента Адмиралтейств-Коллегий, графа Ф. М. Апраксина (в главном морском архиве), есть исчисление, во что обошлись постройка, [389] вооружение и снабжение этих судов, которое здесь и предлагаем:

Постройка.

Руб.

Лесные припасы

4303

Железные и свинцовые припасы

8959

Разные вещи

2886

Покупные вещи и таможенная пошлина

320

За работу

15,332

 

31,792

Оставшихся припасов

7,435

 

24,357

(Копейки везде отброшены, в итоги же включены).

Вооружение и снабжение.

Руб.

Железные и свинцовые припасы

3051

Канатные и верховые припасы

8502

Приготовление провиан.

3266

Разные припасы

5232

Вина

135

Табаку (30 пуд.)

91

Перевозка припасов, пошлины, и пр.

1303

 

21,693

В остатке

1,516

 

20,177

Следовательно корпус каждого судна обошелся в 8,119 руб., а вооружение и снабжение в 6725. — Надобно впрочем заметить, что сюда не включены те припасы, которые были доставлены из Петербурга. Приготовление производилось из сумм, положенных в Архангельской губернии на адмиралтейство, 47,620 рублей в год.

Хотя на эти суда и было поставлено только по 30 пушек, но во всех последующих списках, они показываются 52 и 54 пушечными.

О капитане Краморе, оставшемся зимовать в Архангельске, вице-губернатор Курбатов писал Апраксину следующее:

«Морского Флота капнтан-поручик Крамор, зело государь человек грубой, и запросы к кораблю Михаила Архангела чинит великия; к тому ж и мне, посылаемым к нему указам, мало послушен. А ныне государь слышу, с Матвеем Коробиным, который к [390] нему прислан от вашего сиятельства поручиком, великую имеет контру, и хотя и Коробин человек постоянства невеликаго, однакож в ином спорить ему дельно, и просит на него об управе... Такожде государь, присланные из адмиралтейства разных дел служители, зело не в целом мне в делах Монарших послушании. Что мне о таковых чинить повелено будет, дабы в их своевольствах и гуляниях, во интересах Царского Величества небыло каковых повреждений?»

Текст воспроизведен по изданию: О военных кораблях, отправленных из Архангельска в 1713 г. // Морской сборник, № 10. 1848

© текст - Кузьмищев П. 1848
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
©
OCR - Андреев-Попович И. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1848