Письма царевича Алексея Петровича к кн. А. Д. Меньшикову,

хранящиеся в Рукописном отделении Библиотеки Императорской Академии Наук.

Трагическая судьба царевича Алексея Петровича еще ждет своего исследователя. Несмотря на обстоятельные труды Устрялова, Погодина и Соловьева, не все в отношениях отца и сына выяснено в окончательной форме. Дух захватывает при чтении розыскного дела царевича, и слово обвинения невольно срывается с уст по адресу Великого Преобразователя России. Но ведь и у него захватывало дух, и он плакал горькими слезами, встречая противодействие «непотребного сына». Личные отношения: нелюбовь к матери — царице Евдокии, а отсюда и равнодушие к ее сыну; на ряду с этим крепкая привязанность к Екатерине и рожденному ею «шишеньке», Петру Петровичу; эти личные отношения перемешались с разномыслием в понимании государственных идеалов царем Петром и его наследником. Сподвижники Петра еле поспевали за его стихийным полетом; многие из них оглядывались на спокойного, приверженного к старинному благочестию и патриархальному уютному житью царевича. Очевидно, у него были сторонники не в одном консервативном лагере, не в одной лишь среде духовенства и «ханжей», как любили тогда выражаться, но и среди «птенцов гнезда Петрова»; по показаниям самого Алексея, известный своею прямотою и благородством князь Яков Долгорукий к нему благоволил, Борис Петрович Шереметев был его друг; в числе своих доброжелателей он считал Толстого, Шафирова, братьев Апраксиных, князя Голицына, даже князь-цесаря Ромодановского. Значит, о партиях царя и царевича [218] трудно говорить. К тому же и сам Алексей не чуждался Запада, не раз там бывал, знал немецкий и французский языки, писал и, подобно отцу, в русских даже письмах подписывался по-немецки, был женат, волею-неволею, на лютеранке, хотя и очень желал ее обращения в православие. Быть может, в личном характере Алексея было даже более уравновешенности, чем в нраве Петра, не знавшего удержа при исполнении своих предначертаний и сокрушавшего, наряду с отмершими пережитками, здоровые элементы русской жизни. Не подлежит сомнению, что в сетованиях славянофилов по этому поводу есть значительная доля истины... А что Алексей был умен и обладал достаточно твердою волею, об этом свидетельствуют многие факты его биографии и отзывы о нем современников. Он погиб, столкнувшись с более сильною, сверх-человеческою волею, руководимою неприязненным притом по отношению к нему чувством и имевшею в своем распоряжении все внешние средства для поддержания собственной мощи и сокрушения противников. Немалую роль в развитии недоброго чувства отца к сыну, играл Меньшиков, взаимно нелюбимый царевичем, — временщик, лелеявший свои виды, стоявший ближе к царю, чем Алексей, которого Петр холодно звал «Зоон», а Меньшикова — «Mein Herz», «меин бе.те фринт», «либсте камерат» и т. п.

Ниже печатаются 16 писем царевича к Меньшикову. Тон этих писем деловой, сухо-официальный, что особенно бросается в глаза, так как Алексей мог писать и иначе: обстоятельно, умно, складно и сердечно. Меньшикова (бывшего во время детства царевича главным его воспитателем) Алексей считал первым своим недоброжелателем, как об этом говорил и Цесарю в Вене. Вместе с тем он побаивался Меньшикова, ухаживал за ним, поздравлял его с тезоименитством, отдавал поклоны его «светлейшей фамилии», волновался, когда не получал от него писем.

Как бы ни были кратки печатаемые здесь письма, они дают несколько штрихов к истории царевича. Письма, писанные перед Полтавою, свидетельствуют, что Алексей отнюдь не уклонялся от сотрудничества отцу: он исполнял поручения Петра по набору войск, рассылке их по городам, устройству военных магазинов, сбору денег, обмундированию солдат и т. д. В письме от 18 августа 1708 года царевич, оправдываясь в долгом своем молчании, сообщал Меньшикову, что он «в беспрестанных делах обретается». В это время Алексей Петрович искренне радуется одерживаемым викториям, [219] увеличивающим славу его родителя, поздравляет с ними, выражает пожелание, чтобы «сие лето (1709-ый год) так счастливо окончалося, как началося». Думается, что лучи Полтавской победы должны захватывать и личность царевича, отдававшего свои силы важному делу мобилизации войск.

Тон писем 1714 года уже иной, значительно суше, официальнее. В этом году царевич лечился в Карлсбаде и здесь на досуге делал выписки из Барония с намеками на отца и на современные события. Потом эти выписки фигурировали в розыскном деле и были уликою оппозиционного настроения Алексея.

Приводимые ниже 16 писем напечатаны не были, кроме помещенного под № 1-м, которое было опубликовано П. П. Ламбиным в «Русской Старине», 1870, № 7, среди других материалов, относящихся к Булавинскому бунту 1, а также № 2-го, вошедшего в «Историю Петра Великого Устрялова». Большая часть писем — собственноручные, за исключением показанных под №№ 5, 6 и 7, сохранившихся в современных копиях.

А. В. Петров.


1.

Светлейшии князь

Получили мы здесь ведомость что вор Булавин застрелился сам а воиско ево от наших разбито. И с сим присланной куриер послан к Государю. М с сею викториею вашей Светлости поздравляю.

Alexei.

Из Преображенского Июля в [число истлело] 2 1708.

Менш. арх., карт. 8., № 266а.

2.

Светлейшии князь

Неизправление мое что до вашей Светлости умедлил писать и то не от иного чего только что в безпрестанных делех обращаюся и в том прошу вашей Светлости дабы на меня не [220] погневалися, и при сем извествую что по указу Государя Батюшка был здесь для осматрения и определения магазейна о катором определя отъезжаю к Москве.

Alexei.

Из Вязьмы Августа 18 дня 1708.

Приписка:

Отдано в Мстиславле сентября 2 дня.

Менш. арх., карт. 9, № 71.

3.

Светлейшии князь

Посланным по указу Государя Батюшка [ре]крутом в наш полк посылаю имянную [р]оспись и к Вашей Светлости и при том извествую что по указу Государя Батюшка послал я в Питербурх два пехотных полка — 1 с подполуполковником Ергольским [и 2] с маэором Грибоедовым и о сем Господину [оторвано] писал.

Alexei.

Из Преображенского октября в [оторвано] ... д. 1708.

Менш. арх., карт. 9, № 340.

4.

Светлейшии князь

Которые были Преображенского полку салдаты с подпорутчикоу Бредихиным и тех отпустил я отсюда к вашей Светлости а я поехал на Воронеж по указу.

Алексеи

Из Белагорода в 3 марта 1709.

Менш. арх., карт. 11, № 31.

5.

Светлейший князь

Зело жалею о сем что с вашею Светлостью не простился за вашим нечаянным отъездом которого чаяли мы сего дня пополудни.

Алексий.

Из Воронежа марта в 30 день 1709.

Менш. арх, карт. 11, № 32. [221]

6.

Светлейший князь

Извествую вашей Светлости Государь Батюшка изволил итти в Азов а нас отпустил к Москве.

Алексий.

Из Гаврова.

апреля в 10 день 1709.

Поклон отдаю светлейшей княгине и протчим.

Менш. арх., карт. 11, № 32.

7.

Светлейший князь

Писмо вашей Светлости я получил вкупе с реляцыею о полученной новой виктории с которою вашей Светлости поздравляю и желаю дабы сие лето так щастливо окончалося как началося

Алексий.

Ис Преображенского

маия в 7 день 1709.

Менш. арх., карт. 11, № 32.

8.

Светлейший князь

Писмо вашей Светлости получил за которые благодарствую и поздравляю вашей Светлости с победою полученною в Польше. Изволил Государь Батюшка писать ко мне чтоб несколько тысячь рекрут приготовить также и два полка набрать солдацкие вместо разобраных в Сумах еще же определить чтоб из ратуши денги безастоновки давал Курбатов на мундирное строение. И я все управляю по его указу а денег было задержено 97225 рублев.

Alexei.

Из Преображенского июня в 9 д. 1709.

На об. л. 2 отметка:

Июня 19 дня при Полтаве от секретаря отдано.

Менш. арх., карт. 11, № 156.

9.

Светлейший князь

Извествую вашей Светлости до сего места даехал я благополучно и поехал отсюда в намеренныи мне путь сего дня.

Алексий.

Из Риги в 14 д. июня 1714.

Светлейшей княгини и Варваре Михайловне и детям вашим поклон отдаю.

Менш. арх., карт. 24, № 107. [222]

10.

Светлейший князь

Извествую вашей Светлости да Брандебурской границы от Риги даехал я благополучно и никакого опасения не видал а путь мой был с Мемля на Кенигъсъберх Старгард Кониц Рацебурх и Пириц и отсюда поеду почтовою дорогою.

Алексеи.

Из Пириц июля в 1 д. 1714.

На обороте:

Поклон отдаю светлейшей княгине и всей фамилии вашей.

Менш. арх., карт. 24, № 143.

11.

Светлейший князь

Извествую вашей Светлости приехал я сюда в Карлес Бад вчерашнего дня и по окончании каникул (каторые окончаются в 12 д. сего месяца) зачну з Божиею помощию свой кур держать. А болезни моей лехче нет больше тягости.

Алексеи.

Из Карлес Бада августа в 1 д. 1714.

Отметка: «Получено августа 23 дня».

Менш. арх., карт. 25, № 2.

12.

Светлейший князь

О приезде своем я писал вашей Светлости сего месяца в первыи день а ныне извествую что сего числа зачал кур свой держать. Еще ж извествую что здесь ныне обретается княгиня фон Цебст, а больше иных знатных персон никого нет.

Из Карлес Бада Августа в 10 д. 1714.

Р. S. Светлейшей княгине и всей вашей фамилии поклон отдаю.

Менш. арх., карт. 25, № 21.

13.

Светлейший князь

Иного ко известию вашей светлости не имею только что кур свой я здесь скончил и по оном побыв здесь несколько времени поеду в путь свои.

Алексеи.

Из Карлес Бада.

Сентебря в 26 д. 1714.

Менш. арх., карт. 25, № 88. [223]

14.

Светлейший князь

Писмо вашей Светлости получил за что [благодар]ствую усердно (понеже до сего времени... сумнение что не получил от вашей Светлости... писания каторое сумнение сим...... решилося о чем мне немалое... ние) и причем поздравляю вторично с преславною викторию и с новарожденною мне сестрою. О себе извествую сюда прибыл благополучно.

Алексеи.

Из Берлина ноября в 2 д. 1714.

Менш. арх., карт. 25, № 136.

15.

Светлейший князь

По отъезде из Берлина доехал я сюда благополучно и отсюда поеду в путь сего...

Алексеи.

Из Пириц ноября в 12 день 1714.

Светлейшей княгине и всей вашей светлейшей фамилии поклон отдаю.

Менш. арх., карт. 25, № 149.

16.

Светлейший князь.

Поздравляю вашей Светлости днем тезоименитства вашего и притом извествую что до сего места прибыл благополучно и отсюда сего дня отъезжаю.

Алексеи.

Из Кенигз берха декабря в 1 день 1714.

 

На обороте:

Р. S. Светлейшей княгине и детям вашей Светлости и Варваре Михайловне поклон отдаю и с имянинником поздравляю.

Менш. арх., карт. 25, № 167.

Сообщили: А. В. Петров и В. И. Срезневский.


Комментарии

1. У П. П. Ламбина не точно передана подпись царевича: в 1-м томе июльской книжки вм. Alexei, напечатано «alever», в 3-м изд. «Алексей».

2. Курсивом печатаются замечания редакции.

Текст воспроизведен по изданию: Письма царевича Алексея Петровича к кн. А. Д. Меньшикову, хранящиеся в рукописном отделении библиотеки императорской Академии Наук // Голос минувшего, № 6. 1914

© текст - Петров А. В., Срезневский В. И. 1914
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Голос минувшего. 1914