"ВЕЛЕНО ИХ ПОСАДИТЬ В ТЮРЬМУ И ПРИСТАВИТЬ КРЕПКИЕ КАРАУЛЫ"

Указ о высылке в Арзамас для заключения восставших стрельцов и об условиях их содержания. 1698 г.

В Государственном архиве Нижегородской области (ГАНижО) выявлены материалы, связанные с историей последнего стрелецкого бунта в России в 1698 г., а также об условиях содержания “в железах” бунтовщиков в Арзамасе. Предыстория этих событий такова.

Перевод на охрану границ России с Литвой четырех стрелецких полков привел к бунту, а после смены командиров — их возврату для освобождения царевны Софьи Алексеевны в Москву. Об этом князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский тотчас оповестил находившегося в заграничном “Великом посольстве” Петра I. 19 июля 1698 года молодой царь, оставив в Вене посольство, поспешил в Россию.

К этому времени под Новым Иерусалимом восставшие стрелецкие полки были разбиты. Заговорщиков казнили, большинство же рядовых стрельцов разослали в заключение по монастырям и городам, в том числе в Арзамас, до нового, более тщательного расследования причин восстания, которое будет проведено уже вернувшимся в Москву Петром I.

Публикацию подготовил доктор исторических наук Н. Ф. Филатов.


№ 1

/л. 1/ От Великого Государя царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца в Арзамас воеводе нашему Ивану Карповичу Козлову да подьячему Никите Ерофееву: в нынешнем 206-м году, июня в 27 день в нашем Великого Государя указе из Стрелецкого приказу в Новгородцкой приказ писано: указали мы, Великий Государь, и бояря наши приговорили, московских четырех полков: Афонасьева полку Чубарова, Федорова полку Кользакова, Иванова полку Чернова, Тихонова полку Чундертьмарка стрельцов, которые нашего Великого Государя указу учинились непослушны и с нашей, Великого Государя, службы из Торопца в указные городы не пошли и, покинув полковников и подполковников и капитанов, шли для воровства и бунту с ружьем и с пушки к Москве из Большого полку боярина нашего и воеводы Алексея Семеновича Шеина с товарыщи 2060 человек скованых послать в розные городы, которые ведомы в Новгородцком приказе... (Далее потеря текста)

ГАНижО. Ф. 1403. Оп. 1. Д. 193. Л. 1.

№ 2

/л. 1/ От Великого Государя царя и Великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца в Арзамас воеводе нашему Ивану Карповичу Козлову да подьячему Миките Ерофееву: по нашему Великого Государя указу из Болшаго полку боярина нашего и воеводы Алексея Семеновича Шеина с товарыщи московских полков с начальным человеком посланы за воровство и за начинание бунту стрельцы, а велено их посадить в тюрьму и приставить крепкие караулы. И как к вам ся наша Великого Государя грамота придет, а боярин наш ис Болшаго полку, воевода Алексей Семенович тех воров, московских стрельцов с на-чалным человеком в Арзамас с провожатыми пришлет, и вы б тому посыльному отвели крепкие тюрьмы, а для ночного сажанья построить в тех тюрьмах избы, а будет тюрьмы ветхи, и их починить, а покамест починены будут, и их держать в крепких местех с прибавочным караулом, и для караулу к той тюрьме отдавать подлинно служилых людей и приставов и розсылыциков и посацких людей, как они переведены будут в тюрьмы, чтоб тех караульщиков непрестанно было то ж число против колодников.

А держать бы их в тех крепостях, в каких они присланы. И велеть тому начальному человеку на них тех крепостей караульщиком с перемены своей осматривать, /л. 2/ и будет которые крепости на них ослабеют, и их починить и утвердить накрепко. Караульщиком, и писем у них никаких не принимать и вместо себя никого не [221] нанимать, и худых и малых и старых и увечных не посылать. А на караулех быть им самим с ружьем и иных колодников в тюрьмы с ними не сажать, и к тюрьме никого к ним не подпушать, и говорить с ними никому и чернил и бумаги давать им не велеть, и самим им, караульщиком, с ними ничего не говорить.

А буде к ним кто учнет подавать какую милостыню, и им осматривать, чтоб ни в чем какова воровства и писем к ним было не подано. И того всеконечно велеть караульщиком смотреть накрепко, да и наказу, как о том от боярина нашего, из Болшаго полку воеводы началному человеку о тех стрельцах в наказе будет написано, по тому ж обо всем чинить по наказу, как в тех наказех о том написано будет имянно.

А будет тот присланной началной человек заболит или умрет, и над теми стрельцами смотреть и ведать тебе, и чинить по тому ж наказу, а для ведома писать к нам, Великому Государю, к Москве с нарочным посыльщиком. А которого числа и у кого имяны у началных людей и у провожатых тех стрельцов и которых полков, и кто имяны и сколько человек в Арзамасе приняты и в тюрьмы посажены будут, о том к нам, Великому Государю, писали, а отписку велели подать в Стрелецком приказе боярину нашему, князю Ивану Борисовичу Троекурову с товарыщи. А наши, Великого Государя, послушные грамоты о даче тех стрельцом кормовых денег из Новгороцкого приказу и из Розряду о посылке на караулы посацких людей посланы к вам с сею нашею, Великого Государя, грамотою. Писан на Москве. Лета 7206-го, июня в 29 день 1.

ГАНижО. Ф. 1403. Оп. 1. Д. 193. Л. 1-2.


Комментарии

1. На л. 1об. имеется припись: “В Арзамас воеводе нашему Ивану Карповичу Козлову да подьячему Миките Ерофееву.

206-го, июля в II день подал грамоты Великого Государя стольника Степана Васильевича сына Карева человеку ево”.

И сию Великого Государя грамоту из Мурома воеводе Федору Юрлову послать в Арзамас с нарочным посыльщиком тотчас. На л. 2об. запись: “Справил Федка Микляев”.

Текст воспроизведен по изданию: “Велено их посадить в тюрьму и приставить крепкие караулы”: Указ о высылке в Арзамас для заключения восставших стрельцов и об условиях их содержания. 1698 г. // Исторический архив, № 6. 1999

© текст - Филатов Н. Ф. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Шундалов И. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1999