Из рукописи времен Петра Великого, принадлежащей кн. М. А. Оболенскому.

2-е. Касательно самого обстоятельства, приведу здесь выписку из одной рукописи, принадлежащей Князю Михаилу Андреевичу Оболенскому.


«Егда Великому Государю Царевичу Петру Алексеевичу приспе время книжного учения и писания, аще же от рождения и пяти лет, но возврастом и остротою разума одарен от Бога 1.

Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич любяше Великаго Государя Царевича; изучения ради его часто приходя к вдовствующей Великой Государыни Царице и Великой Книгине Натальи Кириловне и глаголя: яко время приспе учению Царевичу Петру Алексеевичу; Великая Государыня проси Великаго Царя, чтоб сыскать учителя кроткого, смиреннаго и ведущаго Божественное писание, и бе тогда с Великим Государем у Великой Государыни Боярин Федор Соковнин; оной доносил их Величеству, что имеется муж кроткий и смиренный и всяких добродетелей исполнен, в грамоте и писании искусен, из приказных Никита Моисеев сыне Зотов.

Великий Государь повеле оному Соковнину Зотова представить к Их Величеству. Реченный Боярин Соковнин велел Зотову быть за собой, и приехал к дому Царскаго Величества, ввел Зотова в переднюю, велел ту ожидать, сам пойде во внутренние покои к Великому Государю и о Зотове донес, и Великий Государь Царь Феодор Алексеевич повелел оного Зотова к Его Величеству призвать; слышах Царское повеление один из домовых, вышед в переднюю полату вопросил, кто зде Никита Зотов? и о себе объявил Зотов, и пришедший сказал: Государь тебя изволит спрашивать, пойди вскоре, и Зотов слыша, пришел в страх и беспамятство; пришедший взял Зотова за руку, и увещевая не боятися, глаголя: милости ради Государь тя требует. Зотов просил, чтоб дал малое время, доколе прийдет в память, и мало постоях, сотвори крестное знамение, пошел внутрь покоев к Царскому [93] Величеству; по пришествиии Великий Государь Зотова пожаловал к руке и повеле Зотову писать, и по писанин честь книги, и призвах Симеона Полоцкого мужа премудра, в Божественном писании ведущего и живущего при Великом Государь Цари и Великом Князе Феодоре Алексеевиче, повел писание и чтение рассмотрети: Полоцкий, писание рассмотря и слушая чтение, Великому Государю объявил, яко право того писание и глагол чтения, и Великий Государь повеле оному Боярину Соковнину Зотова отвести к богодарованной матери своей вдовствующей Великой Государыне Царице и Великой Княгине Наталии Кириловне, Зотову ничтоже ведуще. По вшествии в дом Великой Государыни Царицы и Великой Княгине Натальи Кириловни, паки Боярин Соковнин повеле Зотову ожидать в передней палате; Боярин, вшед внутрь чертогов царских, донес Великой Государыне Царице Наталии Кириловне о Зотове и о всем реченном.

Слышах Великая Государыня, повеле Зотова пред себя ввесть; егда вшед, тогда Великая Государыня изволила держать Государя Царевича Петра Алексеевича за руку, а Зотову изволила говорить: известна я о тебе, что ты жития благаго и Божественнаго Писания знаеш; вручаю тебе единороднаго моего сына; приими того и прилежи к научению Божественныя премудрости и страху Божию и благочинному житию и чтению и писанию.

Зотов слышах, облияся слезами, пад к ногам Великия Государыни трясыйся от страха и слез, глаголя: несмь достоин приняти в хранилище мое толикое сокровище.

Великая Государыня повеле восстати, рекла: отрока моего неотрицайся приняти; о добродетели и смирении твоем аз известна. Зотов невостая, лежа у ног помышляя свое убожество и подлость. Великая Государыня восстати повеле, и пожаловала Зотова к руке и повелела Зотову быть на утрее для учения Государя Царевича Петра Алексеевича.

На утрее Зотов в дом царский к Великой Государыни Царице и Великой Княгине Наталье Кириловне пришел, и изволил приити Великий Государь Царь и Великий Князь [94] Феодор Алексеевичь, и прииде и Святейший Патриарх, сотвори обычное моление, окропи блаженного отрока святою водою и благословив вручи Зотову; Зотов, приняв Государя Царевича, посади на место, сотвори Государю Царевичу земное поклонение, нача учение. Сие бысть от первого дня от Адама 7185, по спасительном воплощении 1677, от рождения Государя Царевича в пятое лето, Марта в 12 день.

И тогда Святейший Патриарх пожаловал Зотову сто рублев, Государь пожаловал двор, Великая Государыня две пары верхнего платья богагаго и исподнего и убор весь.

По отшествии Патриарха и Великих Государя и Государыни, Зотов одежды переменя, убрався в богатое пожалованное платье.

Государь Царевич прилежа учению и охотно учася, Зотов усмотрев остроту разума и охоту учения Государя Царевича, доносил Великой Государыне Царице и Великой Княгине Наталье Кириловне, что Государь Царевич одарен от Бога разумом и охотою учения; на праздные времена имеете забаву в слушании истории и часто изволит смотреть книги с куншты о здании и о взятье городов обоих и прочих наук, чтоб соблаговолила искустных мастеров и знающих истину определить, и Государь Царевич праздные часы вместо забавы по природной своей остроте разума охотою может обучить.

Великая Государыня рада сему бысть, повеле отдать все исторические книги с кунштами и всея России книги с рисунками градов и книги многие знатных во вселенней градов и определи искусныя учители, и вручи я Зотову.

Зотов книги училища распредели в разных покоях, и приказал чистым мастерством и драгими красками грады и полаты здания и дело военное и великия корабли и истории лицевыя с прописьми самым лучшим мастерством писать.

Егда блаженный сей отроке Государь Царевич по учении книжном утрудится, то Зотов прилежно наблюдах, книгу из рук Государя Царевича брал, и во увеселение сказывал о блаженных делах родителя его и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича храбрые их и военные дела и дальные нужные походы, бои и взятье [95] городов и как великую претерпевали нужду и тягость больше простаго народа, и тем коликия благополучия Государству приобрели и Государство Росийское распространили 2; также и дела Великаго Князя Владимира и Олександра и прочих; и обхождаше с Государем Царевичем в разные учении по разным покоем, объявя, яко без сих наук державным монархам не возможно быть.

Сердце юнаго Государя Царевича прилеже учению и охотою труждався во всех науках, и по немногом учении в трудех благодарованное премудростию вся всовершенству обучи, и многия книги трудолюбно написа, которыя все с надписанием и приписьми руки Его Императорскаго Величества младых лет писание свидетельствует, яко вся учения от юных лет, будучи во отечестве своем, обучи, книжное учение толико имея в твердости, что все Евангельское и Апостол наизусть прочитал.

(Из рукописи временя Петра Великого). 3

Н. И-П.


Комментарии.

1. Азбука составлена в 1676, когда он был по 5-му году. Ее надлежало составлять за несколько месяцев до заучения.

2. Как отозвалось это после в трудах корабельного строения под одеждою простого плотника, и в словах пред Полтавскою битвою: «А о Петре не помышляйте: лишь бы жива была Россия!» Ломоносов дивит нас исчислением Его трудов; но Пушкин умел сказать о них в одной строчке: «На троне вечный был работник».

3. Упомянутый Коломенский антикварий прошедшего столетия, Г. Воронин, лет за сто до сего, мог достать эту азбуку из (бывшего Коломенским) села Троицкого Зотова, или из села (ныне сельца) Карпова, принадлежавших Никите Моисеевичу Зотову. Могла она также перейти к Ворониным и от Пашковых: Коровины, имевшие некогда владения в Коломенском уезде, были в родственной связи с Пашковыми, а эти с Зотовыми: прапрабабка моя, по женскому колену, Анна Еремеевна Пашкова, была в замужестве за самим наставником Царевича, Графом Никитою Моисеевичем, и, овдовев, вышла за ближнего Боярина Петра Иван. Бутурлина. Это нашел я в некоторых Пашковских бумагах, доставшихся мне после моей родительницы. В них я искал кой-чего о Зотове, но, вероятно, почти все перешло к Бутурлиным или к Зотовым, ибо у нее был сынь от Никиты Моисеевича. Я видался с его правнуком, женатым на Княжне Куракиной. Он много путешествовал, и я, осмнадцатилетний, не занимаясь еще отечественной археологией, говорил с ним только о Наполеоне, любившем его, и о прочем заморском. Тогда и археология была у нас еще новою наукою, достоянием немногих: ею занимались Гр. Мусин-Пушкнн, А. Ф. Малиновский, и еще два или три разыскателя, ободряемые любителем ее. Гр. Румянцевым.

Текст воспроизведен по изданию: Из рукописи времен Петра Великого, принадлежащей кн. М. А. Оболенскому // Москвитянин, № 5-6. 1845

© текст - И.-П. Н. 1845
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1845