№ 3. 1682-1683 гг. — Расчет дворов на четверть живущей пашни по разным городам Русского государства.

/л. 259/ Выписка о живущей пашне в сошное письмо [Фраза надписана позже другим почерком.].

В указе блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и отца ево государева, блаженные-ж памяти великого государя святейшаго Филарета Никитича патриарха Московскаго и всеа Русии, 139-го году за приписью дьяка Неупокоя Кокошкина написано прежним писцом за помещики и за вотчинники в живущую пашню класть.

В Болхове, во Мценску, в Путивле, в Рыльску, в Курску, на Воронеже, в Белеве, в Ряску, в Донкове, на Лебедяни, на Дедилове, на Веневе, на Епифани, на Солове, в Новосили, в Кромах, на Осколе, в Одоеве, на Черни, на Ельце, на Коломне, [391] на Кошире, в Серпухове, в Оболенску, в Тарусе, в Олексине, в Боровску, в Ярославце, на Резани, на Туле, в Колуге по 8 дворов крестьянских да по 4 двора бобыльских, всего по 12 дворов в четь, а за монастыри по 6 дворов крестьянских да по 3 двора бобыльских, всего по 9 дворов в четь.

В Зубцове, в Вязьме, в Торшку, в Козельску по 12 /л. 259 об./ дворов крестьянских да по 8 дворов бобыльских, всего по 20 дворов в четь, а в митрополичьих и в монастырских вотчинах по 9 дворов крестьянских да по 6 дворов бобыльских, всего по 15 дворов в четь.

Да в государеве-ж указе за приписью дьяка Василья Ключарева 139-го апреля в 21 день написано:

В Володимере, в Суздале, в Луху, в Муроме, в Юрьеве Польском, в Касимове, на Болохне, в Гороховце, на Кинешме, в Шуе, в Ярославле, на Костроме, на Романове, в Пошехонье, на Вологде, в Ростове, в Галиче против Резани и Коломны, и Кашина и Переславля Залеского с товарыщи по 8 дворов крестьянских да по 4 двора бобыльских, всего по 12 дворов в четь; а в митрополичьих и в монастырских вотчинах по 6 дворов крестьянских да по 3 двора бобыльских, всего по 9 дворов в четь.

На Угличе и в Бежецком верху, во Твери, и на Волоке против Белаозера с товарыщи по 12 дворов крестьянских да по 8 дворов бобыльских /л. 260/, всего по 20 дворов в четь.

А в митрополичьих и в монастырских вотчинах по 9 дворов крестьянских да по 6 дворов бобыльских, всего по 15 дворов в четь.

В Мосальску, во Брянску, в Лихвине; в Воротынске, в Перемышле, в Карачеве, на Луках Великих, в Торопце и в Холму и во Ржеве Пустой, положить на живущую пашню против Мещоску и Медыни по 12 дворов крестьянских, по 8 дворов бобыльских в четь; а в митрополичьих и в монастырских вотчинах по 9 дворов крестьянских да по 6 дворов бобыльских, всего по 15 дворов в четь.

Да в указе-ж 140-го году написано:

За бояры, и за окольничими, и за думными людьми, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и розных городов за дворяны и за детьми боярскими, за которыми помесья и вотчины на Олаторе и [392] на Курмыше, и за олаторцы и за курмышаны, /л. 260 об./ за дворяны и за детьми боярскими, за вдовами, и за недоросльми за иноземцы и всяких чинов за людьми перед Резанскими городы положено с убавкою — на живущую четь пашни добрые земли по 5 дворов крестьянских да по 3 двора бобыльских; а за монастыри по 4 двора крестьянских да по 2 двора бобыльских. А где за олатарскими и за курмышскими помещики и вотчинники крестьян не достанет, и тут положено за 1 двор крестьянской по полутора двора бобыльских; а где за помещики и за вотчинники живут торговые и мастеровые люди и белопашцы, и они кладены в живущую пашню з бобыльскими дворы ровно.

А в Нижегородцком уезде за помещики и за вотчинники на живущую четь пашни добрые земли положено по 2 двора крестьянских да по 2 двора бобыльских, а в монастырских вотчинах на живущую четь положено по 3 двора крестьянских и бобыльских, /л. 261/ и во 140-м же году по указу блаженные памяти великого государя и святейшаго государя патриарха по челобитью дворян и детей боярских, которые испомещены в Нижегородцком уезде, помесные и вотчинные их земли в живущем велено положить против Курмыша и Алатаря.

Да во 160-м году июня в 18 день блаженные памяти великий государь ... [т.], слушав выписки, указал и бояре приговорили: за помещики и вотчинники, за которыми помесья и вотчины в Мещерском уезде, положить на живущую пашню по 5 дворов крестьянских да по 3 двора бобыльских, всего крестьянских и бобыльских по 8 дворов, а за монастыри по 4 двора крестьянских да по 2 двора бобыльских, всего по 6 дворов в четь. А где за мещерскими помещики и вотчинники крестьян не достанет, и тут положить за 1 двор крестьянской по полутора двора бобыльских. А где за помещики и вотчинники живут /л. 261 об./ торговые и мастеровые люди и белопашцы, и их класть в живушую пашню з бобыльскими дворы равно.

А в нынешнем во 192-м году великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич ... [т.] и сестра их великая государыня благородная царевна и великая княжна София Алексеевна, слушав выписки и прежних наказов, указали и бояре приговорили в наказы воловым писцом написать — в сошное письмо в живущие чети класть; а по скольку дворов в котором городе крестьянских и бобыльских дворов [393] писать, того в том их великих государей указе и в боярском приговоре не написано.

И ныне крестьянских и бобыльских по скольку дворов в которых городех в живущую четь класть великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич ... [т.] что укажут?

ЦГАДА, ф. Поместного приказа. Приказные дела, кн. 5052/28, лл. 259-261 об.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы Русского государства в конце XVII в. // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

© текст - Веселовский С. Б. 1951
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Коренев А. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1951