МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ОБЩЕГО ОПИСАНИЯ ВСЕХ ЗЕМЕЛЬ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XVII в.

Печатаемые ниже акты Поместного приказа относительно общего «валового», описания всех земель Русского государства являются очень существенным дополнением к нашим недостаточным, можно сказать, даже скудным сведениям по этому вопросу. Эти описания, предпринятые московским правительством в 90-х годах XVII в. и не доведенные до конца, были связаны с переходом от посошного обложения к подворному, а затем от подворного — к подушному и в общих чертах известны, но многое существенное в этом большом вопросе экономической и социальной истории Русского государства остается не освещенным.

Обсуждение и подготовка наказа валовым писцам, которых Поместный приказ начал посылать с 1681 г., являются главным содержанием печатаемых ныне актов. Известные до сих пор по этому вопросу источники многие обстоятельства оставляют совершенно не освещенными. Из богатого фонда материалов Поместного приказа по неизвестным причинам ряд важных фактов не вошел в полное собрание законов Российской империи, а то что вошло, напечатано не вполне исправно и, что еще хуже, дано в выдержках или отрывках.

Одна из работ в этой области принадлежит геодезисту В. Н. Седашеву. К сожалению преждевременная смерть от туберкулеза прервала начатую молодым, подававшим большие надежды, ученым работу, и его поиски в архиве Поместного приказа в сущности были только началом большой задуманной им работы 1. [301]

Следует при этом заметить, что работа в архиве Поместного приказа, не имеющем сколько-нибудь удовлетворительного научного описания, крайне затруднительна. Особенно неудовлетворительна сохранность столбцов последней четверти XVII в. Трудно сказать, чем это объясняется, но едва ли можно сомневаться в том, что именно это обстоятельство неблагоприятно повлияло на работу редакторов Полного собрания законов. По этой же причине мы вынуждены пользоваться списками актов, так как подлинники до сих пор не найдены.

В одной из книг Приказных дел архива Вотчинной коллегии 2 оказался список, довольно неисправный, с доклада 191 г. (1682 г.) Поместного приказа государям по поводу наказа писцам, которых предполагалось послать во все города. Неисправность списка этого доклада, равно как и докладов о «живущей пашне» сошного письма, объясняется тем, что все доклады этого времени остались, как тогда говорили, «невершенными», т. е. не были доложены государям (Ивану, Петру и царевне Софье) и не получили решения и указа. Несмотря на это и на неисправность списка, доклад 191 г. представляет большую ценность как новая страница в истории бурных событий, последовавших за смертью царя Федора Алексеевича.

24 ноября 1681 г. государь указал боярину кн. В. В. Голицыну с товарищами «ведать ратные дела для лучшего своих государственных ратей устроения и управления, а с ним боярином со князем Васильем Васильевичем у того дела быти выборным, и стольникам и генералам, и стольникам же полковникам, рейтарским и пехотным, и стряпчим, и дворянам, и жильцам и городовым дворянам же и детям боярским».

Выборные от московских и городовых дворян и детей боярских не ограничились узкими пределами собственно ратных дел и поставили задачу лучшего устроения ратных сил весьма широко. Известно, что одним из деяний этого собора служилых людей с участием боярской думы и духовенства был соборный приговор об отмене обычаев местничества 3. Неизвестно, по указу ли или по собственному почину, в марте 1682 г, выборные от дворян обсуждали и «земские» дела по челобитью [302] выборных, «которые сидят в Палате для ратных и земских дел»; государь 23 марта дал указ по вопросу об отводе земли под усадьбы 4.

Почти одновременно, в феврале и марте 1682 г., выборные и боярская дума обсуждали и в Столовой палате значительную часть всего законодательства о поместьях и вотчинах, а именно — наказ, который был дан из Поместного приказа писцам нескольких городов в 1681 г, Зтот наказ в Полное собрание законов не попал и становится известным только из печатаемого ниже доклада.

Московские чины и выборные были разделены на две группы: во главе одной стоял стольник кн. Андрей Хованский, а во главе другой — стольник кн. Иван Голицын. В докладе особо упоминаются в двух случаях челобитья городовых дворян и детей боярских. Выборные слушали наказ 1681 г. постатейно и подавали свои речи порознь. Иногда их мнения сходились. Например, по первой статье, о вотчинах духовенства и монастырей, обе группы говорили: «быть по прежнему». Когда речи выборных расходились, то они записаны порознь.

В том же году, вероятно, вскоре после обсуждения выборными, 7 и 15 марта «тех наказных статей и выборных речей слушали бояре и говорили, которые статьи в наказ писать, и которые из наказа статьи и выборных речи отставить». Только по немногим статьям между выборными и боярами не было разногласий, по большинству же вопросов речи выборных расходились между собой и с речами бояр, то в мелочах, а нередко — в существенном.

Весь этот обмен мнениями и статьи наказа 1681 г. Поместный приказ должен был доложить государю, но смерть царя Федора (в апреле 1682 г.) прервала начатое дело, а последовавшие затем стрелецкие мятежи и дворцовые перевороты нарушили порядок работ всех приказов. Целый ряд докладов Поместного приказа по разным вопросам нового описания всего государства остался «невершенным». Тем не менее приказный аппарат продолжал работать по инерции, и в 1684 г. Поместный приказ начал посылать писцов во многие города.

Наказ 1684 г. напечатан в Полном собрании законов [303] (№ 1074). Путем детального анализа и сопоставления наказа 1684 г. с речами выборных и бояр в докладе 1682 г. мы находим, что деятельность собора 1682 г. оказала влияние на многие статьи наказа 1684 г.

Одновременно с собором выборных от дворянства были созваны и работали, под руководством того же В. В. Голицына, так называемые «двойники», по вопросам равнения в службах и в тягле, из числа «лучших» и знающих дело тяглых людей, по два человека от всякого города 5.

Едва ли не главным вопросом, стоявшим на очереди, был вопрос, оставаться ли при старом посошном обложении, обновив его новыми описаниями, или отставить сошное письмо и посошную раскладку податей и перейти к подворному обложению.

Устаревшее посошное письмо уже давно перестало удовлетворять и правительство и население. В 1678 г. была произведена вторая подворная перепись всего госудаоства. Но подворные переписи 1646 и 1678 гг. имели в виду главным образом вопросы не обложения, а прикрепления, закрепощения тяглых людей, посадских и уездных. Быстрота и успешность переписи 1678 г. и жалобы населения на старое посошное обложение вызвали сентябрьский указ 1679 г. о платеже налогов временно («впредь до валовых писцов») подворно по переписи 1678 г. Однако отказаться сразу от писцовых описаний было невозможно, так как старое сошное письмо преследовало одновременно цели обложения налогами и повинностями, а также важные задачи владения землей: измерение и межевание земель, наделение крестьян землей и угодьями, отвод поместий служилым людям и т. д.

Печатаемые ниже доклады о дворовой живущей чети сошного письма показывают, что московское правительство долгое время не решалось покончить со старыми методами кадастрации земель и применило подворное обложение по переписи 1678 г. как временную меру.

В апреле 1684 г. был изготовлен, наконец, наказ валовым писцам, но только в августе того же года приступили к набору и отправке писцов. Зто дело затянулось на весь 1685 г. Описания едва начались, как приготовления к крымскому походу прервали посылку писцов. 2 июля 1686 г. было указано писцам [304] к 10 августа возвратиться в Москву, «а которые писцы намечены в городы, а наказов им не дано, и тех не посылати» 6. Часть писцов была отправлена на военную службу, и только летом 1687 г. удалось возобновить описание в некоторых городах. Общий указ о возобновлении описаний был дан 12 марта 1688 г., но 30 марта указ был отменен, в мае того же года отмена указа от 12 марта была подтверждена 7, а межеванье владений по челобитьям отдельных лиц было разрешено поручать воеводам 8. Предпринятый после этого второй крымский поход снял с очереди новое валовое описание, и в дальнейшем попыток закончить начатое дело уже не делалось.

Так введенное в 1679 г., как временная мера, подворное обложение прочно вошло в быт в московском государстве, благодаря чему навсегда было похоронено старое посошное обложение.


Комментарии

1. В. Н. Седашев. Очерки и материалы по истории землевладения Московской Руси в XVII веке, М., 1912.

2. ЦГАДА, ф. архива б. М. Ю., кн. 43, общий № 5069, лл. 1-98

3. I ПСЗ, №905.

4. I ПСЗ, № 899.

5. I ПСЗ, № 908.

6. I ПСЗ, № 1200.

7. Там же, № 1215, 1284 и 1292.

8. Там же, № 1297.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы Русского государства в конце XVII в. // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

© текст - Веселовский С. Б. 1951
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Коренев А. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1951