Разводная запись ХVІІ века

Развод в Древней Руси — явление редкое, но не уникальное 1. Православная церковь рассматривала брак как вечный союз, но в определенных случаях признавала возможность его расторжения. Случаи эти зафиксированы в Кормчих книгах — сводах церковных и светских законов и правил. Бракоразводные дела находились в ведении церковного суда, а в XVII веке стали прерогативой патриарха.

Оснований для развода существовало довольно много — совершение государственного преступления, покушение на жизнь супруга, неспособность к супружескому сожитию, растрата мужем приданого жены, жестокое с ней обращение и некоторые другие. Но главным считалась супружеская неверность, чаще всего — жены. Ее поведение вне дома жестко регламентировалось: по «Уставу князя Ярослава» поводом для развода в среде знати могло быть общение женщины с чужими людьми без разрешения мужа. Наиболее частым формальным поводом для расторжения брака служили болезни или физический недостаток супруги, при котором она постригалась в монастырь. Не всегда такое пострижение было добровольным. Вспомним знаменитые разводы русских государей: Василия III — с Соломонидой Сабуровой, якобы изза ее бесплодия, Ивана Грозного — с Анной Колтовской и Анной Васильчиковой, Петра I — с Евдокией Лопухиной.

Принимая решение о разводе, церковный суд не брал на себя регулирование имущественных и иных отношений, вытекающих из расторжения брака. Это уже было делом самих заинтересованных сторон. Поэтому развод (как и брак) обязательно сопровождался составлением частных актов — договоров, определявших дальнейшие взаимоотношения супругов. Таких договоров с XVII века было известно только два. В 1675 году жена посадского человека Ивана Земляникина Меланья дала мужу отпись, что «добровольно своей охотою, а не от мужни изгонки изволила постритца во иноческое житие по упрощению и по совету с мужем своим для своей немощи и скорбности»; жена крестьянина Григория Тиханова Парасковья в 1697 году при пострижении разрешила «мужу повольно на иной жене законным браком ожениться» 2.

Предлагаем вниманию читателей неизвестную ранее разводную запись, обнаруженную в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея. Запись составлена в 1687 году в связи с расторжением брака между Никифором Илларионовичем Исленьевым и Соломонидой Петровной (дочерью Петра Ивановича Кожина). Исленьевы и Кожины — довольно известные дворянские фамилии.

Обстоятельства этого развода не вполне ясны, но, судя по всему, Соломонида не собиралась постригаться, а уходила от мужа жить к родственникам. Повторяющееся обязательство Исленьева «не бранить, и не бесчестить, и не упрекать, и ничем не порочить» бывшую жену и ее родственников позволяет предположить, что причиной развода мог быть его крутой нрав. Возможно даже, инициатива развода исходила от женщины: муж обещал «жить с нею не бить челом». В документе почему-то ничего не сказано о приданом, часто являвшемся в XVII веке предметом спора между родственниками не только при разводе, но и в случае смерти жены. [96]


Список з записи слово в слово 3

Се аз Никифор Ларионов сын Исленьев в нынешнем во сто девяносто шестом году 4 февраля в третий день дал я Никифор на себя сию запись жене своей Соломаниде Петровой дочери Иванова сына Кожина и сродникам ее в том: Как пожалует меня святейши(й) патриарх, укажет с нею женою моей Соломанидою меня Никифора развесть, и впредь мне Никифору после сей записи и розводу на нее жену свою Солома ниду впредь, что жить с нею не бить челом, и ее жену свою Соломаниду после сей записи и розводу мне Никифору не бранить и не бесчестить, и не упрекать, и ничем не порочить. А что прожил я Никифор с нею женою своею Соломонидою три дочери девки Устинью, и Татьяну, и Анну, и как те дочери мои девки Устинья, Татьяна, Анна, будут в возрасте, и мне Никифору тех дочерей своих выдать замуж и приданного за ними дать по сто рублей за всеми тремя, да ис поместья своего по крестьянину з земли, з женами, и з детьми, и с их крестьянскими животы 5.

А будет я Никифор впредь после сей записи и розводу ее жену свою Соломаниду стану бранить и безче стить, или упрекать, или чем порочить, или стану бить челом, чтоб с нею женою своею Соломанидою после сей записи и розводу жить, или сродников ее стану бранить и безчестить, и упрекать, или чем порочить, или дочерей своих девок Устинью, Татьяну и Анну, как они будут в возрасте, замуж не выдам и приданного по сту рублей за всеми тремя да по помесному крестьянину з земли, з женами, и з детьми, и с их крестьянскими животы не дам, или хотя в чем против сей записи, что писано в сей записи, в малом не устою, и на мне Никифоре взять ей жене моей Соломониде и сродникам ее после сей записи за всякую неустойку по триста рублев денег. А ся запись и впредь в запись.

А у сей записи послуси 6: Конон Буйволов, Дмитрей Михеев, Яков Васильев, Афонасей Иевлев, Яков Андреев.

А подлинную запись писал Ивановские площади подъячей стольника и полковника Дмитреева полку Романовича Жукова стрелец Никишка Челнаков 7 лета 7196го году февраля в третий (ень).

У подлинной записи позади пишет:

К сей записи Никифор Исленьев руку приложил.
Послух Конон руку приложил.
Послух Митька руку приложил.
Послух Яков руку приложил.
Послух Афонька руку приложил.
Послух Якушко руку приложил.


Комментарии

1. Наиболее детальными исследованиями по этому вопросу остаются работы юристов прошлого века Н. Н. Способина («О разводе в России». М., 1881) и А. И. Загоровского («О разводе по русскому праву». Харьков, 1884). См. также статью Я. Н. Щапова «Брак и семья в Древней Руси» («Вопросы истории». 1970. № 10) и книгу Н. Л. Пушкаревой «Женщины в Древней Руси» (М., 1989).

2. Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. С. 425.

3. Традиционная формула, подчеркивающая точность данной копии (списка) конца XVII века.

4. Имеется в виду 7196 год «от сотворения мира», или 1687 год по современному летосчислению.

5. «с их крестьянскими животы» — то есть с их имуществом.

6. «послуси» (послухи) — свидетели.

7. В XVII в. существовал институт площадных подьячих — частных нотариусов. В Москве они собирались на Ивановской площади Кремля. В конце века промысел площадных подьячих стал привилегией стрельцов (полки назывались по имени их командиров).

Предисловие и публикация Н. БОШКОВСКОЙ (Швейцария), Б. МОРОЗОВА, кандидата исторических наук

Текст воспроизведен по изданию: Разводная запись ХVІІ века // Родина. № 10. 1992

© текст - Бошковская Н., Морозов Б. 1992
© сетевая версия - Thietmar. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Родина. 1992

Традиционные контактные линзы

Советую традиционные контактные линзы.

www.linzy.ru