«Прежде смерти наипаче внезапныя и напрасныя»:

духовная грамота первого придворного поэта Симеона Полоцкого

Духовная грамота первого придворного поэта Симеона Полоцкого (1629–1680 г.) представляет собой уникальный, но мало исследованный документ. Завещание известно в двух списках из собрания графа А. С. Уварова. В известной с XIX века рукописи № 247 (Л. 9–17) 1 помимо списка духовной грамоты Симеона и содержатся «эпистолия» Сильвестра Медведева и сочиненные им же надгробные стихи Симеону 2. Вторая, ранее не известная рукопись № 167 (Л. 28–32) 3 включает духовное завещание патриарха Адриана, посвященные ему надгробные стихи и «Сказание о новонареченном патриархе» 4.

Обнаруженный нами второй список духовной грамоты Симеона любопытен тем, что был, по-видимому, сделан с чернового варианта завещания: названия монастырей и имена записаны сокращениями («молю возлюбленного благодетеля моего Препод: Г: о: А: А: Б: и прелюбезнаго сожителя и ученика моего с: а:» 5), суммы обозначены не прописью, а числами («в 40 вилен: сошествия святаго духа червон червон 20 в 40 минский мт: вер ап петра и павла: червон 20 въ 40 дисенский червон 5» 6). Значительных фактических несоответствий между двумя текстами нет, за исключением некоторых мелких изменений, сделанных при переписывании текста «набело». Так, в «черновом» списке отсутствует распоряжение о тюрьмах, завещается один килим вместо двух, на сорокоусты оставляется 80 рублей вместо 60.

В научной литературе упоминание о духовной грамоте Симеона впервые появляется еще в XIX веке, в диссертации первого биографа поэта Иерофея Алексеевича Татарского [Татарский, с. 277, 305, 307, 310, 319–326]. Он сделал подробное описание dispositio (распорядительной части) завещания, процитировав строки, которые впоследствии стали «классикой симеоноведения» и повторялись во многих работах о творчестве и жизни поэта: «На вся же раздаяния обретается у мене денегъ готовых. Червонныхъ золотыхъ шесть сотъ. копейками рублевъ седмь сотъ. Особно росхожихъ мешекъ нецелый вынялъ из него рублев четыредесять» [Татарский, с. 325]. Распорядительная часть была опубликована почти полностью с подробными комментариями исследователя. И. А. Татарский привел обширные выдержки из преамбулы завещания (он назвал ее «общей частью») и описал ее богословский смысл: «Вступление это обработано в ораторском патетическом роде и настолько обширно и отличительно, что его можно рассматривать как особую общую часть всего духовного завещания. Здесь Симеон излагает свои внутренние побуждения к его составлению и изливает общие благочестивые чувствования, приличные такому торжественному случаю» [Татарский, с. 320] 7. Уже в XX веке к духовной грамоте поэта обратился С. И. Николаев [Николаев, с. 3–29], прокомментировав слова, касающиеся рукописей Симеона: «Второму устроителю честному отцу силвестру агафониковичю возлюбленному ученику моему рублевъ тридесять. и шубу лисью, и писма моя» (Л. 16). В статье о библиотеке поэта М. А. Юсим [Юсим, с. 319, 321] использовал завещание Симеона в качестве исторического источника. В частности, исследователь процитировал те распоряжения Симеона, в которых идет речь о книгах, завещанных в Киевский Братский Богоявленский монастырь и в Полоцкий Богоявленский монастырь. Н. А. Робинсон и Л. И. Сазонова в статье «Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого» [Робинсон, Сазонова, с. 134–141] обратились к духовному завещанию Симеона как к источнику информации о братьях поэта. Этим, как кажется, исчерпываются сколько-нибудь распространенные обращения к документу; и если богатые сведения «финансового» характера все-таки получили некоторое освещение в работе И. А. Татарского, то литературная форма документа оставалась по преимуществу без внимания. В приложении к данной статье впервые публикуется полностью духовная грамота Симеона Полоцкого.


Комментарии

1. ГИМ. Увар. собр. № 247–4°. XVII век, скоропись и полуустав, Л. 9–17. Далее текст завещания Симеона цитируется по этому списку, листы указаны в тексте в круглых скобках. Расхождения с текстом второго списка приводятся в примечаниях к публикуемому тексту завещания.

2. Архимандрит Леонид. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова в 4-х частях с 13-ю снимками (далее - Леонид). М., 1894. Ч. 3. С. 277–278.

3. ГИМ. Увар. собр. № 167–4°. XVII век, скоропись. Л. 28–32.

4. Леонид. Ч. 4. С. 319–320.

5. ГИМ. Увар. собр. № 167–4°. XVII век, скоропись. Л. 31 об.

6. Там же. Л. 30 об.

7. И. А. Татарский приводит в своей работе обширные выдержки из текста завещания: почти полностью он цитирует преамбулу и исповедание веры; частично приведены выдержки из dispositio и заключения.

Текст воспроизведен по изданию: Прежде смерти наипаче внезапныя и напрасныя": духовная грамота Симеона Полоцкого // Древняя Русь: Вопросы медиевистики, Вып. 2. 2015

© текст - Преображенская А. А. 2015
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

©
дизайн - Войтехович А. 2001
©
Еврейский университет в Москве. 2015