ПОСТАТЕЙНАЯ РОСПИСЬ КОСТРОМСКОГО КРЕМЛЯ 1678 ГОДА

Публикуемая ниже "Постатейная роспись Костромского Кремля 1678 года" — уникальный исторический источник, сохранивший для нас подробнейшее описание Костромского Кремля, каким он пребывал в последней четверти XVII века. Роспись была выявлена в 1976 году А. А. Григоровым в Государственном архиве Костромской области в фонде Костромской губернской ученой архивной комиссии. Роспись никогда не публиковалась и практически не служила объектом изучения историками (единственное исключение — это написанная на основании Росписи небольшая статья В.С. Соболева о Костромском Кремле, опубликованная в 1983 году (Соболев В. Костромской кремль // Краеведческие записки. Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник. Вып. 3, Ярославль, 1983, с. 50-57)). Во время пожара областного архива в 1982 году Роспись (ГАКО, ф.558, оп. 2, д. 135) сгорела, но, к счастью, у А. А. Григорова осталась ее копия, которую в свое время переписал автор этих строк.


7187 (1679 г.) года сентября в (Число не указано) день.

По Государеву, цареву и великого князя Федора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу и по грамоте из разряда стольник и воевода Андрей Ларионович Тушин и подьячий Григорий Ощипов учинили именную роспись, что на Костроме дворян и детей боярских отставных, и стрельцов, и пушкарей, и разсыльщиков посацких, и всяких чинов жильцов, и иных всяких чинов людей дворников, и их детей, и братий, и племянников, и свойственных людей, и зятьев, и приемышей, и соседей, и подсоседников, и захребетников, и что у них каковы ружья и пищали [32] всякого боя, и кто на Костроме губные старосты и городские приказщики, и в приказной избе кто подьячие и с которого году и по какому указу кто сидит, и каков в Костроме город, и что в городу проезжих ворот и глухих башен и иных крепостей, и какова которая башня мерою и что в башнях, и что в городе стен мерою сажен, и каковы тайники, колодези и что в Костроме какова наряду которая пищаль мерою и поскольку к которой пищали ядер и сколько пуд зелья ружейного и пушечного и свинцу.

И то все писано в сих тетрадях порознь по статьям.

* * *

На Костроме середи города башен рубленых:

В старом городе Спасская башня о шести стенах с проезжими воротами, была с караульным чердаком. Ширина башни шесть сажен без четверти, вверх от земли до зубцов облома шесть сажен шатра, от зубцов до караульного чердака пять сажен. Караульный чердак до яловчины был три сажени с полсаженью и на той башне чердак бурею сломило и шатер раскрыло.

Да против тех Спасских ворот через ров горбатой мост в длину моста двадцать две сажени, поперек четыре сажени без четверти. В вышину изо рва до мосту по четыре сажени. А по сторонам того моста во рву в Новом городе подле стен Старого города воды в длину тридцать сажен, а поперек в широком месте восемь сажен, а в глубину одна сажень без локтя. И та вода в летнюю и зимнюю пору бывает без переводу.

Спасский мост починован в прошлом 185 году.

А от Спасской башни до средней Глухой башни прясла сорок восемь сажен без четверти. Город рубленый с боями и с катками и покрыт был тесом мерою от земли до зубцов и с обломом три сажени.

Башня Средняя, глухая осьми стен, ширина башни четыре сажени и одна четверть. Вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без полу четверти ширина от зубцов и до яловчины четыре сажени без получетверти.

От Средней глухой башни по Науголную Воскресенскую башню прясла сорок восемь саженей.

Башня Наугольная Воскресенская осми стен с караульным чердаком, ширина башни пять сажен, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без полчетверти, от зубцов до караульного чердака четыре сажени с четвертью. Караульный чердак до яловчины две сажени с полсаженью, а караульный чердак поломан бурею.

А от Науголной башни до Ильинских ворот больших стена пряслом сорок три сажени с четвертью.

Башня Ильинская с проезжими воротами о шести сажен с [33] караульным чердаком, ширина башни четыре сажени с половиною, вверх от земли до зубцов с обломом шесть сажен с четвертью. От зубцов до караульного чердака две сажени. Караульный чердак пошибло бурею. Да против же Ильинских ворот с башнею через ров мост шестнадцать сажен с половиною в длину, а поперек четыре сажени. А в вышину ото рва четыре сажени и тот мост в нонешнем году починен уездными людьми.

А от Ильинской воротной башни по Богословскую башню городовой стены пряслами сорок три сажени с половиной.

Башня Богословская, глухая об осми стенах шириною башня четыре сажени и три четверти, вверх от земли до зубцов с обломом шесть сажен без четверти, шириною от зубцов до яловчины четыре сажени без полчетверти.

А от Богословской глухой башни до Вознесенской башни прясла пятьдесят семь сажен с четвертью.

Башня Вознесенская осми стен с караульным чердаком, ширина башни четыре сажени с полусаженью, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен с полсаженью, ширина от зубцов до караульного чердака три сажени с полусаженью. А от этой наугольной Вознесенской башни до воротной башни прясла двадцать пять сажен и обруб.

Башня проезжая воротная, слывет Водяная о четырех стенах с проезжими воротами, шириною башня пять сажен без четверти, вверх от земли до зубцов и с обломом восемь сажен без четверти, шатер и караульный чердак в прошлом 179 году сломаны ветром.

У той башни мост к реке Волге, длина моста шесть сажен, поперек две сажени с четвертью. А вешняя вода того моста понимает до половины и от чего мост рушится. Да под тем же мостом труба спускная для воды, засыпалась землей.

А у той воротной водяной башни до средней башни на обрубе прясла двадцать восемь сажен с четвертью. Обруб под той башней сгнил и земля из под стены сыплется и башня и стена к Волге пошатнулася.

Средняя глухая башня, что на обрубе, осми стен, ширина башни четыре сажени, вверх от земли до зубцов с обломом пять сажен без четверти, ширина от зубца до яловчины пять сажен без четверти, да подле той башни труба спускная.

А от середней глухой башни до наугольной башни, что на обрубе против рыбного ряда прясла двадцать девять сажен.

Башня наугольная, что на обрубе, против рыбного ряда об осми стенах с караульным чердаком, ширина башни четыре сажени с четвертью. Вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без четверти. Ширина от зубцов до караульного чердака и до яловички две сажени с половиной.

А от той башни по Тайничную башню прясла двадцать две сажени. [34]

Башня Тайничная о шести стенах, ширина башни пять сажен, вверх от земли до зубцов с обломом семь сажен без четверти. Ширина от зубцов до яловички четыре сажени с половиной.

Да под той башней тайник, от башенной решетки в длину тайника до тайничного колодца семь сажен с четвертью, поперек в широком месте три сажени с четвертью. Да в той тайничной башне в узком месте две сажени от той подошвы до верху полторы сажени.

Тайничный колодец мерою в длину две сажени с половиною, поперек сажень с четвертью. Около того тайничного колодца к углу кругом полторы сажени, а сверху до воды аршин будет ходу.

Из этого тайничного колодца идет вода в две трубы великого государя в (...) сад, а кругом того сада идет в реку Волгу. Да тот тайник сгнил, потолок и стены рушатся и земля сверху сыплется.

А от Тайничной башни по Чудовскую башню прясла семнадцать сажен с половиной.

Башня Чудовская осми стен, с караульным чердаком, ширина башни четыре сажени с половиной, вверх от земли до зубцов шесть сажен с полусаженью. Шатра до караульного чердака три сажени. Караульного чердака до яловички две сажени.

А от Чудовской башни до Пречистенской башни прясла шестьдесят пять сажен без четверти.

Башня Пречистенская осми стен ширина башни пять сажен, вверх от земли до яловчны четыре сажени без четверти.

А от той Пречистенской башни до Спасской воротной башни прясла семь сажен. Всего в старом городе три башни с проезжими воротами, да пять башен с караульными чердаками, да пять башен глухих. По всему городу кровлю бурею раскрыло и на башнях доски бурею же выломило.

А от старого города от Спасских ворот до Волги реки Нового города по Никольскую башню прясла пятьдесят четыре сажени.

Башня Никольская с проезжими воротами и с караульным чердаком о шести стенах. Ширина башни шесть сажен с половиной, вверх от земли до зубцов и с обломом семь сажен с полусаженью. Шатер от зубцов до караульного чердака до яловчины четыре сажени. Да подле той башни сделана труба для вешней воды. Да у той башни изба караульная. А на против той Никольской башни через ров мост в длину семнадцать сажен, поперек шесть сажен, вышина от рву две сажени и тот мост в нынешнем 186 году починен уездными людьми.

А от той Никольской башни по середнюю глухую башню, что против каменного ряда, прясла сорок две сажени. [35]

Башня глухая, что напротив каменного ряда осми стен, в ширину пять сажен, а от глухой башни до Предтеченской прясла сорок четыре сажени.

Башня Предтеченская осми стен с караульным чердаком, ширина башни четыре сажени, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен с четвертью. Шатра от зубцов до караульного чердака две сажени с полусаженью. От караульного чердака до яловчины две сажени с половиной же.

А от Предтеченской башни до Никольской глухой башни прясла шестьдесят три сажени с четвертью.

Башня Никольская глухая, осми стен, ширина башни четыре сажени с четвертью, вверх от земли до зубцов (...) от зубцов до яловчины четыре сажени.

А от той глухой Никольской башни по Предтеченскую воротную башню прясла двадцать восемь сажен.

Башня Предтеченская о шести стенах, с проезжими воротами, с караульным чердаком, ширина башни пять сажен без четверти, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен, шатра до зубцов до караульного чердака три сажени, караульного чердака до яловички три сажени без четверти.

Да против тех Предтеченских ворот через реку мост, в длину десять сажен, поперек четыре сажени, от земли до мосту высота две сажени.

А тот мост в прошлом 186 году построен новый посадскими людьми.

Башня средняя, глухая Настасьинская об осми стенах, ширина башни четыре сажени с четвертью, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без четверти, шатра от зубцов до яловички четыре сажени.

А от той башни глухой Настасьиной до Наугольной Рождественской башни прясла сорок восемь с половиной сажен.

Башня наугольная Рождественская о осми стенах, с караульным чердаком, ширина башни пять сажен без четверти, вверх от земли и с обломом пять сажен без четверти, шатра от зубцов до караульного чердака три сажени. От караульного чердака до яловчины три сажени с половиной.

А от той наугольной Рождественской башни до глухой башни, что против Исаковой улицы прясла тридцать девять сажен с половиной.

Башня глухая, что против Исаковой улицы об осми стен, ширина башни четыре сажени с четвертью, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без четверти. Шатра от зубцов до яловчины четыре сажени.

А от той глухой башни до другой глухой башни, что от мясного ряда прясла тридцать девять с половиной сажен.

Башня глухая, что от мясных рядов об осми стенах, шириной четыре сажни с четвертью, от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без четверти. Шатра от зубцов до яловчины четыре сажени.

А от той глухой башни до Благовещенской воротной башни прясла [38] сорок сажен без четверти.

Башня Благовещенская с проезжими воротами и с караульным чердаком, шести стен, шириной пять сажен без четверти, вверх от земли до зубцов и с обломом пять сажен, шатра от зубцов до караульного чердака три сажени с половиной. Караульный чердак в 186 году сломало бурей.

А от той башни через ров мост в длину десять сажен, поперек четыре сажени, от земли высота две сажени. Мост сгнил.

А от Благовещенской воротной башни до средней глухой башни, что у Гостиного двора прясла тридцать одна сажень без четверти.

Башня средняя, глухая, что у Гостиного двора об осми стенах ширина башни четыре сажени с четвертью, вверх от земли до зубцов и с обломом шесть сажен без четверти, шатра от зубцов до яловчины четыре сажени.

А от той глухой башни до Воскреснской воротной башни прясла тридцать восемь сажен с половиной.

Башня Воскресенская о шести стенах с проезжими воротами и с караульным чердаком, ширина башни пять сажен, вверх от земли до зубцов и с обломом пять сажен без четверти. От зубцов до караульного чердака три сажени, а у той башни изба караульная. Да против тех же Воскресенских ворот через ров мост в длину семь сажен, поперек четыре сажени без четверти от земли до моста высота две сажени.

А от той Воскресенской воротной башни до Старого города прясла через ров сорок сажен.

А всего в Новом городе четыре башни с проезжими воротами и с караульными чердаками, да две башни с караульными чердаками, да шесть башен глухих. И всего в Новом городе воротних, с караульными чердаками и глухих башен двенадцать. Да в Новом городе на посадских пяти дворах пять колодцев, а шестой колодец мирской. Старого Кремля города по мере кругом в пряслах и башнях пятьсот сорок девять с половиной сажен. И в том городе на воеводском дворе поставлен новый колодец посадскими людьми.

Нового города по мере кругом в пряслах шестьсот десять сажен.

* * *

А что в Костроме городового наряду и в прошлых годах про тот наряд в сметных списках писано, против росписных списков прежних воевод. А прошлом в 185 году по указу великого осударя и грамоте из Пушкарского приказу, стольник и воевода городовой наряд досматривал и перевешивал сколько в которой пищали весу пуд и что мерою коя пищаль и что к которой ядер, и по скольку гривенок на ядро.

А по осмотру на Костроме городового наряду:

Пищаль медная длиной 4 аршина, вес 18 пудов. [39]

Пищаль медная длиной 2 аршина без трех вершков, весом 11 пудов, а по кружалу у тех двух пищалей ядро по два фунта, а по счету тех ядер к тем пищалям 83 ядра.

Пищаль медная, по подписи "Кашевар" длиной три аршина с вершком, весом 24 пуда.

Пищаль железная кованая длиною пять аршин весом 36 пудов, а по кружалу у двух пищалей медной и железной ядра по четыре фунта, а по счету 60 ядер.

Пищаль медная длиной три аршина, вес 16 пудов.

Пищаль медная длиной три аршина, вес 10 пудов и две четверти. Ядер к ним нет.

Пищаль медная весом 10 пудов, длиной три аршина.

Пищаль медная длиной два аршина с четвертью, весом девять пудов без четверти.

Восемь пищалей "Волконеек", весом по четыре пуда.

Девять пищалей "Волконеек" весом по три пуда.

А у тех двух пищалей медных и у 12-ти пищалей "Волконеек" по кружалу ядро по полфунта, а по счету тех полуфунтовых ядер 432.

Пищаль же кованая, грановитная длиной три аршина пять вершков, весу 14 пудов. По кружалу ядро три фунта, а по счету ядер тех 73.

Три тюфяка железных кованых весом по четыре пуда, а тех тюфяков ядер нет.

Четыре ствола затяжных железных, а у них замков и ядер нет. А того городового наряду, медных и железных 9 пищалей в старом городе стоят в проезжих воротах на станках. А станки окованы, а у иных станков колеса попортились.

Пищали "Волконейки" и тюфяки и затяжные стволы и ядра лежат около Соборной церкви. А иной городовой наряд — места, где тому наряду быть — не построено. А тот городовой наряд, медные и железные пищали к стрельбе годятся и изнутри все ли они в целости ль — того не ведомо. От многих лет и от пожарного времени, как Кострома в прошлом 162 году сгорел и от того времени тот городовой наряд не чищен и в тех пищалях пыли из земли насорило. А железные пищали все заржавели и чистить тот наряд некому. Пушкарей только два человека, а государева жалованья им не идет. А костромские посадские и уездные люди без указу великого государя того городового наряду не чистят.

И в соборной церкви свинцу сорок пуд и две четверти и семь гривенок.

Да у костромского посадского люда городового наряду 15 пищалей "Волконеек", 25 пищалей затяжных и 136 мушкетов.

И в старом городе зелной каменный погреб, крытый драньем. Двери у [40] него железные и у окон решетки и затворы железные. Перед погребом вверху свод обрушился и впереди одна стена и над нею свод обрушился. Это полое место покрыто тесом и присыпано землею. В погребе зелья ручного и пушечного было десять бочек. Весом того пороху и с деревом 89 пудов. И в прошлом 184 году по указу великого государя и по грамоте из Пушкарского приказу тот порох перетрухиван и по перетруске наголо оказалось ручного 30 пудов и две четверти, да пушечного 42 пуда и две четверти.

В приказной избе неоплатных доходов с каких памятей с крепостных и купчих дел в 185 году 23 рубля 5 копеек, а в расходе 23 рубля 10 денег. И те деньги идут в расход в приказную избу на свечи, и на бумагу и на чернила и на дрова.

И которые дворяне присланы на Кострому для государева дела и им велено давать по государевым грамотам на свечи бумагу и чернили. И из приказной избы и по государеву указу от Костромы до Москвы прогоны.

За городом на берегу реки Волги 12 амбаров хлебных стоят пустые. Запасу хлеба в Костроме нет.

В Костроме губных старост два: Петр Ратьков, Михаил Иванов Голчин.

Текст воспроизведен по изданию: Постатейная роспись Костромского Кремля 1678 года // Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры, Вып. 5. 2002

© текст - Зонтиков Н. А. 2002
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Костромская земля. 2002