НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О НОВГОРОДСКОМ ВОССТАНИИ 1650 ГОДА

№ 1

1650 г. марта 17

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ НОВГОРОДСКИМ ПОСАДСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ МИХАИЛОМ ВЯЗМИТИНЫМ О НАПАДЕНИИ ВОССТАВШИХ НА ЕГО ДВОР

Марта в 17 день подал явку посадцкой человек Михаила Вязмятин 1. В нынешнем де во 158-м году марта к 16-му числу в ночи пришед гилем 2 и розбоем на его двор, на Конюхову улицу воровские люди с топорками и с пешнями и з дубьем, и во дворе его [85] образы и сундуки и коробьи и ларцы розсекли, и животы его все пограбили, деньги и кузнь серебряную и жемчюжную и платье муское и женское и шапки муские и женские и суды серебряные и медные и оловяные, и хлебные и вкладные и всякие запасы, и государевы жаловальные грамоты и кабалы и записи и отписи и духовные памяти и всякие крепости, и книги печатные и писменые и переводы строчные и знаменные, да поставленья Василья Оничкова ларчик, а в нем триста рублев денег, да з Гостина поля черного попа Кирила денег осмьдесят рублев, да работного человека Ондрюшки Иванова поклажных денег десять рублев.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 93-94

№ 2

1650 г. марта 21

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ ПОДЬЯЧИМИ НОВГОРОДСКОЙ ПРИКАЗНОЙ (СЪЕЗЖЕЙ) ИЗБЫ И НОВГОРОДСКОГО ДВОРЦОВОГО ПРИКАЗА ОБ ИХ НЕУЧАСТИИ В ВОССТАНИИ

Марта в 21 день подали явку Новгородцкие съезжие избы подьячие Богдан Воломской, Дружина Харитонов, Федор Федоров, Иван Ормячников, Дружина да Семен Протопоповы, Прокопей Федоров, Иван Черкасов, Иван Сергиев, Ондрей Иванов, Давыд Иванов, Куземка Родионов, Иван Алексеев, Григорей Яковлев, Борис Иванов, Яков Поздышев, Степанко Балавенской, Гаврилка Федоров, Офонка Устинов, Микитка Славков, Фомка Васильев, Савка Кислов, Ивашко Иванов, Тимошка Шустов да Дворцового приказу Конан Семенов, Иван Олухов, что в нынешнем де во 158-м году марта в 15 день в Великом Новегороде в посадцких людех, и в стрельцах, и в казакех, и в новокрешенах учинилось смятение великое, и многие домы пограбили и государева богомольца митрополита Никона 3 били и за окольничим за князь Федором Андреевичем Хилковым 4 и за дьяки за Васильем Софоновым 5 да за Исаком Кудриным 6 с оружьем и с каменьем гоняли, а их, подьячих, с теми смутными людми в их воровском заводе и в думе и в совете нет и не бывало и впредь не будут. А ныне де, покрывая оне свое воровстве, во градцкой в земской избе бившей митрополичь приказной человек Иван Жеглов 7 с советники, которые на воровство думали и учинились с посадцкими и с стрельцы и с казаки и с новокрещены и со всеми черными людми учинили смуту, забыв государево крестное целованье, учинили запись неведомо какую, и к той записи всяких чинов лю-дем велят руки прикладывать 8, не показав. А которые люди не хотят в таком их воровском совете быть, и тем велят силно, бив розными всякими бои, руки потому же прикладывать. А дворян и детей боярских, которые ныне в Великом Новегороде, и подьячих велят, имая по одному человеку, приводить в земскую избу и заставливают руки прикладывать потому же сильно. И марта же в 20 день дворяне и дети боярские и оне, подьячие, к земской избе приходили и Ивану Жеглову и всем новгородцем посадцким людей говорили, чтоб оне им те свои записи показали, и заводца де Иван Жеглов с товарыщи с своими советники записи не показали, а сказывал им тот Иван Жеглов речью, что написаны у них записи таковы: как де по кого-нибудь их воровского совету присланы будут с Москвы какие-нибудь люди, и их бы никого не выдать, стоять за одно. И они де, подьячие, в том им отказали и рук своих к той их воровской записи не приложили, и оне де их за то хотят побить до смерти и домы их и животы пограбить и совсем их до конца разорить. А оне де, помятуя государево крестное целованье, с ними в таком их воровском совете быти не хотят. И чтоб их государь пожаловал, челобитье их велел записать, а не что де ково из них, схватя и каким мучением или боем и неволею принудят к той своей воровской записи руки приложить, да будет хто и приложит, не истерпя мученья и бою, и за то б им от государя в опале не быть.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 94-97 [86]

№ 3

1650 г. марта 22

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ СЫНОВЬЯМИ НОВГОРОДСКОГО ГОСТЯ ВАСИЛИЯ СТОЯНОВА О НАПАДЕНИИ ВОССТАВШИХ НА ЕГО ДВОР

Марта в 22 день подал явку Васильев сын Стоянова 9 Митька да Олешка да Ивашко (Слова “да Ивашко” написаны над строкой) вместо матери своей Анны Максимове дочери, что в нынешнем де во 158-м году марта к 16-ту числу в вечеру учинилось в Великом Новегороде великое смятенье и в ночи пришли ко двору мужа ее многие люди, ведая, что мужа ее Василья в Великом Новегороде нет 10, и тот мужа ее двор весь розграбили. И что было икон окладных и неокладных и живота в сундуках и в ларцах и в коробьях бобров и выдер и куниц и лисиц и норок и иных мягких товаров, и денег и яфимков и золотых и шолков всяких, и серебра и золота и жемчюжного саженья и серебряной кузни и платяного всякого верхнево и исподнево и белья и полотен и перин и подушек и одеял и серебряных судов и всякого медного и оловяного и погребцов и шкатул сткляницами с питьем, и то де все разломали и живот весь пограбили. И что де было в погребах питья всякого и в амбарех съестомого всякого и харчевого запасу и труб и котлов и лохань и рукомоев медных и оружья всякого и лошадиной збруи и в хоромех железного всякого запасу и замков висучих и личинных и всякой домовой деревяной посуды, то все пограбили, а иное переломав по двору и по улицы розметали. И что де было у мужа ее государевых жаловальных грамот и духовных памятей и кабал и записей и всяких крепостей и книг письменых... (Далее в книге утрачен один лист).

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 97 об.-98 об.

№ 4

Не ранее 1650 г. марта 22 ранее апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ СЫНОМ ПОСАДСКОГО ЧЕЛОВЕКА АНДРЕЯ ВАСИЛЬЕВА ВАСИЛИЕМ О ПРИСВОЕНИИ ВОССТАВШИМИ КЛЮЧА ОТ ГОРОДСКИХ ПАВЛОВСКИХ ВОРОТ

Того же дни подал явку вместо посадцкого человека Ондрея Васильева 11 сын его Василей, что де з докладу государевых бояр и воевод, которые преже сего были на государеве службе в Великом Новегороде, и окольничего и воеводы князя Федора Андреевича Хилкова был у него, Ондрея, городовой ключ Павловских ворот. И как де приходил его грабить Елисейко сапожник, прозвище Лисица, с товарыщи, и тот де городовых ворот ключ тот Елисейко взял. И нечто де в те ворота учинитца какое дурно, и ему бы напрасно в том не погинуть.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 99об.-100

№ 5

Не ранее 1650 г. марта 22ранее апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ ТОЛМАЧЕМ ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА НЕЧАЕМ ДРЯБИНЫМ О НАПАДЕНИИ ВОССТАВШИХ НА НЕГО И ДАТСКОГО ПОСЛАННИКА ИВЕРТА КРАББЕ

Того же дни подал явку Посольского приказу толмач Нечайко Дрябин на новгородца на посадцкого человека на Трофимка прозвище на Волка. В нынешнем де во 158-м году марта в 9 день по государеву указу послан он с Москвы ис Посольского приказу дацкие земли с посланником Гиберт Граб 12 для толмачевства и проводить до Новагорода и до Пскова. И марта же де в 15 день приехал он с тем посланником в Новгород в пятом часу дни. И того ж часу окольничей и воевода князь Федор Андреевич Хилков да дьяк Василей Софонов ко Пскову их отпустили, и как он с тем посланником будет в солодожном ряду, и того посланника и их многие люди стали бить и грабить. [87] И он де в тех людех узнал только того Трофимка Волка. А грабежем де у него взяли платяного и денег на десять рублев с полтиною. И привели его в земскую избу и били и в железа сажали.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 100-101

№ 6

Не ранее 1650 г. марта 22— ранее апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ ПРИСТАВОМ МИКУЛОЙ ПЕРЕТРУТОВЫМ О НАПАДЕНИИ ВОССТАВШИХ НА НЕГО И ДАТСКОГО ПОСЛАННИКА

Того же дни подал явку жилец Микула Сергиев сын Перетрутов. В нынешнем де во 158-м году послан он с Москвы по государеву указу в приставех з датцким посланником до Великого Новагорода и до Пскова, и марта де в 15 день он, Микула, в Новегородн по государеву указу питье и подводы взял, и того же числа поехал с тем посланником во Псков. И в солодожном ряду того датцкого посланника и его, Микулу, били и грабили, а грабежем живота его, Микулина, взяли пару пистолей, цена три рубли шесть алтын, да пищаль винтованную птичью в три рубли с полтиною, да шапку черленую суконную с пухом в рубль четыре алтына, да пуху портище цена дватцать три алтына две деньги, да чернильницу медную в пять алтын.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 101-101 об.

№ 7

Не ранее 1650 г. марта 22— ранее апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ ПЛОЩАДНЫМИ ПОДЬЯЧИМИ О ПРИНУЖДЕНИИ ИХ ВОССТАВШИМИ ПИСАТЬ ДОКУМЕНТЫ В ЗЕМСКОЙ ИЗБЕ

Того же дни подали явку площадные подьячие Юшка Толмачев, Куземка Филипов, Олешка Юрьев, Архипко Толмачев. Приходя де из земской избы, хватают их писать насильством, а площадной де их староста Федотко посылает их в земскую избу писать насильством без государева указу.

Архив. ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл, 102-102 об.

 № 8

1650 г. апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ НОВГОРОДСКИМ ПОСАДСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ИВАНОМ ТЕТЕРИНЫМ О НАПАДЕНИИ ВОССТАВШИХ НА ЕГО ДВОР И О НЕПОДПИСАНИИ ИМ ДОКУМЕНТОВ ВОССТАВШИХ

Апреля в 1 день подал явку новгородец торговой человек Иван Тетерин 13. В нынешнем де во 158-м году марта в 16 день приходили на двор их воровские люди с топорки и з дубьем и во дворе их искали неведомо чево и запас всякой переломали и розметали. И оне де Иван, видя их такое воровство, покинули вскоре в конюшни под ясли денег двести дватцать рублев. И те де воры те их деньги сыскали и из двора вынесли. И в те же поры взяли из двора сильно племянника его Микитку в земскую избу и держали его до полуночи, и дела ему никакова не сказав, отпустили. А его, Ивана, призывали в земскую избу в свой совет, и он де к ним не ходил. А велели ему неведомо к каким записем и к челобитным 14 руку прикладывать. И он де Иван, помятуя государево крестное целование, к тем их гилевским записем и к челобитным руки своей не приложил. И те де воровские люди похваляютца двор его разграбить и его, Ивана, убить.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 104-105 [88]

№ 9

1650 г. апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ НОВГОРОДСКИМ ПОСАДСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ВАСИЛИЕМ ПРИЕЗЖАЛОВЫМ О НАПАДЕНИИ ВОССТАВШИХ НА ЕГО ДВОР И О НЕПОДПИСАНИИ ИМ ДОКУМЕНТОВ ВОССТАВШИХ

Того же дни подал явку новгородец торговой человек Васка Проезжалов 15. В нынешнем де во 158-м году как он был на Москве и без него де в Великом Новегороде учинилось смятенье, воровские люди, пришед разбоем на его двор с саблями и с топорки и з дубьем марта к 17-ту числу в ночи, и во дворе иконы окладные и денги и кузнь серебряную и жемчюжную и платье и суды оловяные и медные и кабалы и крепости, кожи сырые и лен и питье розграбили. И как де он, Васка, с Москвы приехал, и его стрельцы ухватили силно и привели в земскую избу к прежнему митрополичю приказному к Ивану Жеглову да к посадцкому человеку к Игнашку Молодюжнику 16 с товарищи и, сковав в железах, мучили и стращали смертным убивством, а велели неведомо х каким челобитным 17 руку приложить. И он де Василий, помятуя государево крестное целованье, к тем их челобитным по се число руки не приложил. И они де похваляютца и достальной его Васильев живот, что с собою с Москвы привез, и лавку розграбить.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 107-108

№ 10

1650 г. апреля 1

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ ПЛЕМЯННИКОМ НОВГОРОДСКОГО ГОСТЯ СЕМЕНА СТОЯНОВА МИКИТОЙ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ВОССТАВШИМИ СЕМЕНА В ТЮРЬМУ И С ПРОСЬБОЙ ОБ ЕГО ОСВОБОЖДЕНИИ

Того же дни подал явку вместо гостя Семена Стоянова 18 племянник его Микита Иванов сын Стоянов. В нынешнем де во 158-м году марта в 25 день без государева де указу по повеленью из земские избы Ивана Жеглова да Игнашка Солодовника 19 с товарыщи вкинут он, Семен, в тюрму 20. И чтоб его государь пожаловал для ради ангела государыни царицы и великие княгини Марии Ильеничны велел его ис тюрмы свободить.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 108-108 об.

№ 11

1650 г. апреля 4

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ НОВГОРОДСКИМ ПОСАДСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ АФАНАСИЕМ МИКЛЯЕВЫМ О ДОПРОСЕ ВОССТАВШИМИ ЕГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИШЕДШЕГО ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Апреля в 4 день подал явку новгородец торговой человек Офонка Микляев 21, что в нынешнем де во 158-м году апреля в 1 день человек их Олешка пришол из-за рубежа, привел с собою четырех жеребцов немецких да с ним же от брата его Петра 22 прислана была грамотка. И тот их человек в таможне с теми лошадьми объявился. И от таможне взяли его в земскую избу к роспросу, и Игнашко де Солодовник роспрашивая его стращал всякими розными пытками, а роспросных речей вслух не прочли. А его де, Офонку, к тем речем вместо человека своего руку прикладывать велели сильно и грамотку брата его отняли.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 109-110 [89]

№ 12

1650 г. апреля 10

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ НОВГОРОДСКИМ ПОСАДСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ МИХАИЛОМ ВЯЗМИТИНЫМ О ТОМ, ЧТО ЧАСТЬ ВЗЯТЫХ У НЕГО ВОССТАВШИМИ ДОКУМЕНТОВ ПОДБРОШЕНА В ЕГО ЛАВКУ

Того же дни подал явку новгородец посадцкой человек Михалка Еустафьев Вязмятин 23. В нынешнем де во 158-м году году (Так в тексте) апреля к девятому числу в ноче в солодожном ряду откинули в лавку его в окно, что прорезано на заборных досках для кошок, неведомо хто воровские люди пограбленого их живота государеву жаловальную грамоту о питье и о стояльцах и об огневом выимки да духовную свидетельствованную зятя его матфеевскую свечника. А иных никаких писем окроме того не откинули.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 111 об.-112

№ 13

1650 г. апреля 22

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ СТОРОЖАМИ НОВГОРОДСКОЙ ПРИКАЗНОЙ ИЗБЫ ОБ ИХ НЕУЧАСТИИ В ВОССТАНИИ

Явка съезжие избы сторожей Ларки Петрова да Куземки Васильева да Ивашка Никанова да Васки Яковлева. В нынешнем де во 158-м году как в Великом Новегороде учинилась смута в посадцких и в стрельцах и в казакех и в новокрещенах и многие .домы грабили, и оне де, помня государево крестное целованье, в то смутное время и по приезде в Великий Новгород боярина князь Ивана Никитича Хованского24 для обереганья государевы казны и всяких дел сидели в съезжей избы, а к смутным людей ни в чем не пристали. А на той челобитной помета дьяка Василья Софонова: 158-го апреля в 22 день записать челобитье.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 124-124 об.

№ 14

1650 г. июля 6

ЗАПИСЬ О ПОДАЧЕ ЯВОЧНОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ ПЛОЩАДНЫМ ДЬЯЧКОМ КУЗЬМОЙ ФИЛИПОВЫМ О ПОПЫТКЕ ВОССТАВШИХ ПРИНУДИТЬ ЕГО ПИСАТЬ ДОКУМЕНТЫ В ЗЕМСКОЙ ИЗБЕ

Июля в 6 день подал явку площадной дьячок Куземка Филипов. В нынешнем 158-м году как в Великом Новегороде учинилось смятенье и те смутные люди его, Куземку, повели насильством в земскую избу для своего мятежного письма, и он де от них побежал. И в то де время оторвали у него бумажник с писмами, а в том же бумажники были две заемные кабалы, кабала во шти рублех в двадцати алтынех, заимщиков пятеро человек, другая кабала в трех рублех заимщиков два человека.

Архив ЛОИИ, колл. 2, кн. 30, лл. 132 об.- 133


Комментарии

1. Михаил Евстафьев сын Вязмитин (Вязма) — новгородский посадский человек из “лучших”

2. Гиль — смута, мятеж.

3 Никон — новгородский митрополит (1648-1652 гг.), впоследствии патриарх (1652-1658гг.).

4. Кн. Ф. А. Хилков — окольничий, воевода в Великом Новгороде (1648/49-1649/50 гг.).

5. Василий Иванович Софонов — дьяк в Великом Новгороде (1649/50-1650/51 гг.).

6. Исак Харитонович Кудрин — дьяк в Новгородском дворцовом приказе.

7. Иван Жеглов — возглавлял руководящую группу восстания; в начале апреля 1650 г. начал проводить предательскую политику.

8. Речь идет о т. н. общей круговой записи, содержавшей обязательство всего населения Новгорода “стоять за одно”. Запись эта не сохранилась.

9. Василий Гаврилович Стоянов — новгородский посадский человек, гость, представитель семьи купцов, превратившихся фактически в монополистов новгородской торговли.

10. В. Стоянов в период восстания был в Москве, где не позднее 19 марта 1650 г. подал в Посольский приказ челобитную о разрешении вывезти на продажу в шведские владения мясо и рыбу и получил согласие на это.

11. Андрей Васильев (Земский?) — новгородский посадский человек из “лучших”.

12. Гиберт Граб — русская транскрипция имени и фамилии датского посланника Иверта Краббе, который возвращался из Москвы на родину. Восставшие, убедившись, что он не является шведским агентом, разрешили ему ехать за рубеж, но тот отказался и потребовал, чтобы его отправили обратно в Москву.

13. Иван Тетерин — новгородский посадский человек из “лучших”.

14. Очевидно, речь идет об общей круговой записи (см. примечание 8) и челобитной, адресованной царю, с жалобами на воеводу кн. Ф. А. Хилкова, митрополита Никона и семью Стояновых. Эта челобитная была составлена в конце марта 1650 г. и передана в Москве через Посольский приказ шестью избранными в Новгороде представителями 11 апреля (она опубликована. См. “Документы о Новгородском восстании 1650 г.”, с. 293-296).

15. Василий Приезжалов (Проезжалов) — новгородский посадский человек из “лучших”.

16. Игнатий Молодожник (Солодовник) — новгородский посадский человек, один из руководителей восстания. В 1649 г. он — “збору соляные пошлины целовальник”, но вскоре был разорен Стояновыми и оказался в тюрьме. Освобожден из нее восставшими.

17. См. примечания 8 и 14.

18. Семен Иванович Стоянов — новгородский посадский человек, гость, представитель семьи купцов Стояновых (см. примечание 9).

19. См. примечание 16.

20. С. Стоянов при нападении восставших на его двор успел скрыться и пытался бежать в Москву. Повстанцы организовали погоню и настигли его в 300 с лишний верстах от Новгорода.

21. Афанасий Микляев — новгородский посадский человек из “лучших”, родственник Стояновых.

22. Петр Микляев — новгородский посадский человек из “лучших”, брат Афанасия Микляева. Вместе со Стояновыми вел торговые дела за рубежом. В феврале 1649 г. был послан приказом Большого прихода за границу для заключения сделок на продажу казенного шелка-сырца.

23. См. примечание 1 и док. № 1.

24. Кн. И. Н. Хованский — боярин. 20 марта 1650 г. карательный отряд во главе с ним был послан против восставших. 13 апреля он вступил в Новгород, а 16 апрели Хованский уведомил царя о полном успокоении города.

Текст воспроизведен по изданию: Новые материалы о новгородском восстании 1650 г. // Вопросы истории, № 2. 1981

© текст - Панеях В. М. 1981
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Давыденко. В. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории. 1981