ОПИСАНИЕ МОСКОВСКОГО ВОССТАНИЯ 1648 г.

В АРХИВСКОМ СБОРНИКЕ

Документальный материал о Московском восстании 1648 г. чрезвычайно беден и отрывочен, поэтому обнаруженный нами новый источник об этом восстании может вызвать интерес. Архивский сборник, в составе которого мы обнаружили описание московского восстания 1648 г., написан скорописью разных почерков последней четверти XVII — начала XVIII вв. и содержит списки бояр, окольничих и других чинов при Иване III, Василии III, Иване IV, Федоре Ивановиче, Алексее Михайловиче, Федоре, Иване и Петре Алексеевичах; разрядные выписки о службах отдельных родов, в том числе и относящиеся к роду Зюзиных и Собакиных 1.

Описание восстания 1648 г. помещено на листах 12-17 об.; кроме того, в конце листа 18 об. другими чернилами, очевидно, позднее, была сделана приписка о том же восстании.

Запись сборника была, вероятно, сделана не во время самого восстания, а позднее, в последней четверти XVII в., так как в ней имеются ошибки в датировке и передаче некоторых фактов. Так, начало восстания в ней датируется 23 июня, па самом же деле оно началось 2 июня; в другом месте запись этого сборника заменяет П. Т. Траханиотова Л. С. Плещеевым в сообщении о бегстве первого из Москвы. Но по степени подробности запись Архивского сборника стоит на первом месте среди всех русских летописных записей и имеет ряд дополнений по сравнению с другими источниками. Если, например, Псковская I летопись приводит перечень 13 разгромленных во время восстания дворов, то в записи Архивского сборника перечисляются 19 дворов. Сообщение анонимного шведского автора и Псковской I летописи о посылке царем для переговоров с восставшими боярина кн. М. М. Темкина-Ростовского и окольничего Б. И. Пушкина запись Архивского сборника дополняет фамилией думного дьяка М. Волошенинова. Очень интересно отсутствующее во всех других источниках сообщение о том, что на второй день восстания, восставшие, требуя выдачи [228] боярина Б. И. Морозова, окольничего П. Т. Траханиотова и Л. С. Плещеева, угрожали царю: «...покаместь ево, великого государя, о том (о выдаче.— В. Б.) указ к ним будет, — и они из города ис Кремля вон не пойдут, и будет межуусобная брань и кровь болшая в бояры и со всяких чинов людми у них у всяких людей и у всей черни и у всего народу». Это решительное предупреждение о кровавой расправе с боярами и «со всячих чинов людми» довольно ярко объясняет последовавшую того же 3 июня безоговорочную выдачу «всему народу... головою» Л. С. Плещеева. Запись Архивского сборника подтверждает сообщение А. Олеария о бегстве из Москвы В. И. Морозова и дополняет его сообщением о месте, где В. И. Морозова едва не убили ямщики: «... ево было боярина Бориса Ивановича убили пот Дорогомиловой слободою емщики и гоняли до самой Москвы» 2.

В записи называется также ряд новых, по сравнению с другими источниками, лиц, участвовавших от имени царя в переговорах с восставшими.

Таким образом, запись сборника, в которой основное внимание концентрируется на первых трех днях восстания, подтверждая сообщения других источников, дополняет их рядом новых сведений и в целом существенно расширяет наши представления о ходе и характере Московского восстания 1648 г. Приводим текст этой записи.

В. И. Буганов


Описание Московского восстания 1648 г.

Лета 7171 июня в 23 день был великому государю выход на празник стретения пресвятыя богородицы на Устретенку. И того числа была смута великая на Москве и били челом великому государю всем народом посадцкия и всяких чинов люди во всяких налогах и в разоренье на Левонтья Степанова сына Плещеева. А боярин Борис Иванович Морозов да окольничей Петр Тиханович Траханиотов за него стали. И как государь пошел от празника и за ним, государем, пришли на ево, государев, двор всяких чинов посадцкия люди всем народом и всех приказов стрельцы и били челом великому государю з большим невежеством. И великий государь к ним послал боярина князь Михаила Михайловича Темкина-Ростовскаго да окольничева Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова с том, что оне бьют челом ему, великому государю, шумно и з болшим невежеством, и указал было великий государь тех челобитчиков имать головам стрелетцким. И стрелцы учинилися непослушны и были с ними заодно и боярина князь Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова обесчестили и платье на них ободрали, одва оне ушли в верх к великому государю. И пошли всяких чинов люди из города ис Кремля вон и, вышетчи, почали грабить боярския дворы:

двор боярина Бориса Ивановича Морозова,

двор боярина князь Никиты Ивановича Адоевскаго,

двор боярина Глеба Ивановича Морозова,

двор боярина князь Михаила Михаиловича Темкина-Ростовского,

двор боярина и дворетцкаго князь Алексея Михайловича Лвова,

двор боярина и оружничева Григорья Гавриловича Пушкина,

двор боярина Федора Борисовича Долматова-Карпова,

двор окольничего Петра Тихановича Траханиотова,

двор окольничего Бориса Ивановича Пушкина,

двор думного дьяка посольскаго Назарья Иванова сына Чистого и самово ево, Назарья, на том своем дворе убили до смерти и животы вовсе рознесли и разорили без остатку,

двор столника и ближнева человека Василья Яковлева сына Голохвастова.

Дворянские дворы:

двор яселничего Обойма Федорова сына Болтина.

двор Левонтья Степанова сына Плещеева, [229]

двор Василья Иванова сына Толстова,

двор Романа Федорова сына Боборыкина,

двор Григорья Иванова сына Неронова,

двор дьяка Мини Кирилова сына Грязева,

двор дьяка Василья Неферьева,

двор гостя Василья Григорьева сына Шорина

и иныя многия дворы всяких чинов людей. А Левонтей Плещеев, услышав на собя к великому государю ото всяких чинов людей челобитье, побежал с Москвы (Здесь ошибка: не Л. С. Плещеев, а П. Т. Траханиотов бежал, вернее, получил назначение на воеводство в Устюжну Железнопольскую и в ночь с 3 на 4 июня поспешно выехал из Москвы в сторону Троице-Сергиева монастыря (См. П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. М.-Л., 1948, т. II, стр. 169)). И великий государь указал за ним послать того же часу с Москвы окольничева князя Семена Романовича Пожарского да с ним голову стрелетцкаго да 100 человек стрельцов (Запись Толстовского сборника сообщает, что вдогонку за П. Т. Траханиотовым было послано во главе с кн. С. Р. Пожарским 50 стрельцов (См. К. В. Базилевич. Городские восстания в Московском государстве XVII в. Сборник документов. М.-Л., 1936, стр. 75; П. П. Смирнов. Ук. соч., стр. 172)) и велено ево, поймавши, привесть с собою. И окольничей князь Семен Романович поймал ево, Левонтья, у живоначальныя Троицы в Сергееве манастыре на стану, на ево, Левонтьове, дворе и, поймав, ево, Левонтья, по указу великого государя привез связонова в телеге с собою к Москве. И великий государь указал ево, Левонтья, взять в верх и держать в верху до своево великого государя указу и за приставы сокольников тайных дел дьяку Дементью Минину сыну Башмакову.

Того же году на завтрее приходили к великому государю всяких чинов люди на дворец бить челом великому государю з большим собранием и посылали духовника великого государя благовещенского протопопа Стефана Нифантьевича бить челом, чтоб великий государь велел им выдать всему народу изменников, который ему, великому государю, изменяют и ево, государево, царство разоряют: боярина Бориса Ивановича Морозова да околничева Петра Тихановича Траханиотова да Левонтья Степанова сына Плещеева 3. А будет великий государь по их челобитью всего народу не велит выдать изменников боярина Бориса Ивановича Морозова да окольничего Петра Тихоновича Траханиотова да Левонтья Плещеева,— и покаместь ево, великого государя, о том указ к ним будет и они из города ис Кремля вон не пойдут и будет межуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людми у них у всяких людей и у всей черни и у всего народу. И великий государь послал их уговаривать от себя бояр с верху боярина Никиту Ивановича Романова да боярина князь Якова Куденетовича Черкаскова, да боярина князь Никиту Ивановича Адоевскаго, да боярина и дворетцкаго князь Алексея Михайловича Лвова, да боярина князь Михаила Петровича Пронскаго, да боярина Василья Ивановича Стрешнева, да окольничих князь Дмитрея Петровича Лвова, да князь Федора Федоровича Волхонского, да князь Ивана Андреевича Хилкова, да Бориса Ивановича Пушкина, да казначея Богъдана Минича Дубровскаго, да думных дьяков Ивана Гавренева да Федора Елизарова, да Ларивона Лопухина. И оне (восставшие.— В. Б.) великому государю з бояры приказали: будет им великий государь не велит выдать всему народу и всяким чином людем Левонтья Плещеева потому, что от нево, Левонтья, была им, всяким чином людем, насильство и налога и продажа большая 4. И бояря пришетчи, великому государю извещали против ихъ челобитья. И великий государь, говоря со всеми бояры и з думными людми, послал с своим государевым духовником з благовещенским протопопом Стефаном Нифантьевичем да з думным дворенином с Прокофьем Кузмичем Елизаровым да тайных дел в дьяком з Дементьем Башмаковым Левонтья Стефанова сына Плещеева и велел ево всему народу выдать головою. А окольничева великий государь указал казнить Петра Тихановича Траханиотова по их же челобитью и на Пожаре голову отсечь (Известие о казни П. Т. Траханиотова, которая была совершена 5 июня, расположено несколько неудачно, так как оно разрывает повествование о выдаче и убийстве народом Л. С. Плещеева 4 июня). И оне, всяких чинов люди, и весь народ, на ево государской милости челом ударя и взяв Левонтья Плещеева, пошли вон ис Кремля города и, выветчи из города ис Кремля, и середи Пожару убили ево, Левонтия Плещеева, до смерти.

Того же числа горела Москва от Неглинны до Чертолских ворот, не осталось в Белом городе ни единаго двора, толко осталось в Белом городе у трубы около Петровскаго монастыря дворов с триста, а за городом за Чертолскими вороты все же [230] выгорели слободы; а в Китай перекинуло с Неглинненскаго мосту, и выгорел в те поры кружечной двор весь. Того же году приходили на третей день всяких чинов люди и всем народом и били челом великому государю, чтоб великий государь велел им выдать боярина Бориса Ивановича Морозова. И великий государь послал к ним от себя бояр говорить и свой великого государя указ сказать боярина князь Михаила Петровича Пронского да боярина Василья Ивановича Стрешнева да окольничева Федора Васильевича Бутурлина да думного дьяка Федора Елизарова, что 5 им великий государь по их челобитию не велит выдать боярина Бориса Ивановича и велит ево сослать в сылку. И оне на государской милости били челом всем народом всяких чинов люди и пошли из города ис Кремля вон.

Того же числа указал великий государь по челобитью всяких московских людей чину и всей черни сослать в сылку в Кирилов монастырь боярина Бориса Ивановича Морозова за приставом. А с ним послан пристав Иван Гаврилов сын Чириков да голова стрелетцкой да с ними провожатых 100 человек стрелцов; и велено быть у нево же, боярина, до 6 ево, великого государя, указу на карауле по 20 человек стрельцов с ружьем у двора ево. Да он же было боярин Борис Иванович, услыша на себя ото всяких чинов и ото всево народу и черня челобитье и бунте болшой, побежал было с Москвы с своими з дворовыми людьми с небольшими и ево было, боярина Бориса Ивановича, убили пот Дорогомиловой слободою емщики и гоняли до самой Москвы; и он насилу от них ушел к Москве и из бегов все был в верху у великого государя до ссылки.

Того же числа указал великий государь сидеть у своих государевых дел в Золотой полате з бояры и с окольничими, и з думными дворяны, и з думными дьяки и докладывать о спорных своих великого государя делах себя, великого государя, боярину Никите Ивановичю Романову.

Того же году и числа указал великий государь сидеть в Стрелетцкой приказе и в Ыноземском боярину князь Якову Куденетовичю Черкаскому да с ним дьяку (Эти сообщения подтверждаются Псковской I летописью (См. К. В. Базилевич, Ук. сб. стр. 76-77.)). Того же числа указал великий государь сидеть в Новой чете боярину князь Михаилу Петровичю Пронскому да окольничему Михаилу Алексеевичу Ртищеву да дьяком. Того же числа указал великий государь сидеть в Земском приказе на Левонтьево место Степанова сына Плещеева Семену Васильевичю Волынскому да Савелью Потаповичю Нарбекову да дьяком (Здесь ошибка: после Л. С. Плещеева в Земском приказе был не Семен Васильевич Волынский, а Михаил Петрович Волынский. Дьяк С. П. Нарбеков умер в сентябре 1646 г. (См. «Русская историческая библиотека», т. X, стр. 302, 424)).

На думного дьяка посольского на Назарья Иванова сына Чистого били челом всяких же чинов посадцкия люди и всем народом, что он чинил соль в Московском государстве и по городам дорогую для своей прибыли 7.


Комментарии

1. ЦГАДА, ф. 181, д. 115/162.

2. В русских летописных записях об этом ничего не говорится.

3. Далее оставлено чистое место.

4. Это предложение выглядит незаконченным.

5. Над словом более светлыми чернилами приписана буква «б».

6. В тексте «да».

7. Слова последнего абзаца приписаны в нижней части л. 18 об. другими чернилами и расположены среди записей о восстании в Москве в 1662 г.

Текст воспроизведен по изданию: Описание московского восстания 1648 г. в архивском сборнике // Исторический архив, № 4. 1957

© текст - Буганов В. И. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Худяков И. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1957

Купить реферат

Купить реферат

mysocrat.com