Неизвестный автограф сибирского летописца Саввы Есипова

Для изучения истории похода дружины Ермака Тимофеевича в Сибирь исследователи вот уже более двух столетий используют летопись, составленную в 1636 г. дьяком тобольского архиерейского (Софийского) дома Саввой Есиповым. Иногда труд С. Есипова относят к жанру исторических повестей. Этот источник по праву признается одним из важнейших, ему посвящена обширная специальная литература. К Есиповской летописи (так ее назвал еще Г. Ф. Миллер) обращались и обращаются историки, литературоведы, лингвисты. О широком ее распространении среди жителей Сибири и других местностей свидетельствуют многочисленные списки памятника, известные науке 1. По сей день не прекращаются споры о генеалогии сибирского летописания, в которых труд Есипова привлекает неизменное, подчас пристрастное внимание.

Ученые давно стремились выяснить, что за человек был Савва Есипов, каков его жизненный путь, сохранились ли какие-либо источники (кроме летописи), документы к нему относящиеся или им написанные. К сожалению, наука располагает пока единичными свидетельствами такого рода. Что же касается автографов Есипова, то их выявлено всего два, причем оба они столь кратки, что не дают необходимого представления даже о почерке летописца 2. А это, в свою очередь, затрудняет палеографическое изучение текстов, а также идентификацию графики письма, определение авторства.

В этой связи представляют определенный интерес предлагаемые вниманию читателей документы, обнаруженные нами в столбцах Сибирского приказа ЦГАДА. Они содержат дополнительные штрихи к характеристике сибирского летописца.

Первый публикуемый документ — подлинная челобитная С. Есипова и М. Трубчанинова, обвиняющая некого старца Малаха и требующая его удаления из тобольского архиерейского дома. Она была подана тобольским воеводам и, согласно тогдашней делопроизводственной практике, переслана под отпиской в Москву для принятия решения. Минуя местных воевод, челобитные на имя царя разрешалось подавать лишь тогда, когда просители находились в Москве. Воеводы и церковные иерархи имели право прямых письменных сношений с центральной властью 3. Существо проступков Малаха нас сейчас не занимает (да его и трудно определить), но ясно одно — перед нами ссыльный, своим буйным нравом не пришедшийся ко двору в церковных кругах сибирской столицы и способный на контробвинение (упоминается его донос «в воровском непристойном слове» на одного церковника).

Хотя под челобитной стоят две подписи (Есипова и Трубчанинова), палеографический анализ дает основание для утверждения, что писал документ именно Есипов. Будучи в это время приказными людьми тобольского архиерейского дома, челобитчики, с точки зрения служебной иерархии, вряд ли существенно отличались друг от друга. И все же Трубчанинов назван первым и первым подписал челобитную. По-видимому, имел значение тот факт, что Максим Григорьевич Трубчанинов еще в 1619-1620 гг. и позже был тобольским сыном боярским, выполняя различные ответственные поручения правительства, возглавлял отряды служилых людей, собирал ясак, начальствовал в построенном под его руководством Енисейске 4. Сотоварищ Есипова был кадровым служакой в Сибири. Должно быть, на склоне лет он переменил хлопотливую военно-гражданскую службу на более спокойную — под крылом сибирского архипастыря. Связи М. Трубчанинова и С. Есипова следует особо подчеркнуть, учитывая ссылку летописца на использование в своем труде свидетельств очевидцев. [64] В литературе есть указание, что еще в 1635 г. они получили 200 руб. на расходы после смерти архиепископа Макария 5.

Второй документ удостоверяет, что в конце 1640 г. С. Есипов еще был жив. В качестве челобитчика он упоминается в отписке тобольских воевод царю Михаилу Федоровичу. Документ примечателен и тем, что в нем имеется прямое указание на то, что в Тобольске тогда находился в ссылке известный противник официальной церкви — Капитон, давший имя одному из сектантских направлений («капитоны»).

Оба публикуемые источника содержат также колоритные бытовые черты XVII столетия. В публикацию не включены два документа, относящиеся к делу, возбужденному тобольскими администраторами и церковниками перед Москвой: челобитная келаря Аркадия и братии Знаменского монастыря на злополучного Малаха (в ней нет упоминаний о Есипове) и черновик царской грамоты в ответ на отписку тобольских воевод, повторяющий содержание последней.

Текст документов имеет небольшие дефекты: отдельные крайние в строке буквы утрачены, но они легко восстанавливаются по смыслу.

Публикацию подготовил А. А. Преображенский, доктор исторических наук.


№ 1

1640 г., сентября 25.— Челобитная приказных людей тобольского архиерейского дома Максима Трубчанинова и Саввы Есипова с жалобой на старца Малаха

/Л. 653/ Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю веса Русии бьют челом холопи твои Софейского дому приказные людишка Максимко Трубчанинов, Савка Есипов.

В нынешнем, государь, во 149-м году сентября в 24 день по твоему государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу твои государевы воеводы князь Петр Иванович Пронской да Федор Иванович Ловчиков да дьаки Иван Трофимов да Ондрей Галкин по челобитью Знаменсково монастыря келаря старца Аркадья з братьею прислали в Софейской дом ссыльного старца Малаха и указали ево, старца Малаха, в Софейском дому беретчи то (так в тексте) твоего государева указу.

И того старца Малаха в Софейском дому мы, холопи твои, держать не смеем для того, что тот старец ведомовой вор: преже, государь, сево при архиепископе Макарье тот старец Малах в Софейском дому поваренную избу сжег. И ныне от нево, старца Малаха, боимся тово же, чтоб он Софейского дому не зажог и не покрал и иные какие пакости не учинил.

Милосердный государь, царь и великий князь Михаиле Федоровичь всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих: вели, государь, тово старца Малаха из Софейского дому взять. Царь государь, смилуйся, пожалуй. /Л. 653 об./

К сей челабитнай Максим Трубчанинов руку приложил.

К сей челобитной Сава Есипов руку приложил.

Отметка о подаче: 149-го сентября в 25 день.

ЦГАДА, ф. Сибирского приказа, стб. 88. л. 653—653 об. Подлинник.

№ 2

1640 г.,декабря 27.— Отписка тобольских воевод царю Михаилу Федоровичу о расследовании дела ссыльного старца Малаха

/Л. 650/ Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Петрушка Пронской, Федька Ловчиков, Ивашко Трофимов, Ондрюшка Галкин челом бьют.

В прошлом, государь, во 147-м году писали к тебе, ко государю, из Сибири с Тобольска стольник и воеводы князь Михайло Темкин-Ростовской с товарыщи, что они по твоему государеву указу Знаменского монастыря ссыльного чернца Малаха против ево прежнево извету, что он извещал Знаменсково ж монастыря на Чернова попа Галактиона в воровском непристойном слове и на архиепископлих ссыльных старцов на Капитона да на Михаила, у пытки роспрашивали и пытать велели накрепко. А что он про то воровское непристойное слово в роспросе и с пытки говорил, и в той, государь, их, князь Михайлове с товарыщи, отписке к тебе, ко государю, писано подлинно.

И в прошлом же, государь, во 148-м году декабря в 24 день против тое князь Михайловы с товарыщи отписки прислана к нам, холопем твоим, твоя государева, царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамота. А велено Знаменсково монастыря черново попа Галахтиона, на которого, затеяв напрасно, извещал воровское непристойное слово чернец Малах, свободить и велети ему в Тобольску в Знаменском монастыре быть по-прежнему. А ссыльного, государь, чернца Малаха отослати в [65] Знаменской же монастырь к архимариту. А велеть ему быть в Знаменском монастыре под крепким началом в чорной работе. А из монастыря ево никуда отпущати не велети. И того над ним велеть смотрити и беретчи накрепко, чтоб он из монастыря никуда не ушол и дурна над собою никакова не учинил.

И мы, холопи твои, чорново попа Галахтиона из-за пристава /Л.651/ свободили и велели ему быть в Знаменском монастыре по-прежнему.

А ссыльново чернца Малаха отослали в Знаменской же монастырь х келарю старцу Аркадию, потому что в Знаменском монастыре архимарита нет. А велели ево держать под крепким началом в чорной работе, а из монастыря ево никуда отпущати не велели. И того, государь, над ним велели смотрить и беречи накрепко, чтоб он из монастыря никуда не ушол и дурна над собою никакова не учинил

И в нынешнем, государь, во 149-м году сентября в 20 день били челом тебе, государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, Знаменсково монастыря келарь старец Аркадей з братьею, а нам, холопем твоим, подали челобитную за своими руками на того ссыльново чернца на Малаха /Л. 652/

И мы холопи твои по той их челобитной чернца Малаха до твоего государева указу за ево воровство велели было держать на архиепископле дворе в смиренье

И сентября ж государь, в 25 день били челом тебе государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, Софейского дому приказные люди Максим Трубчанинов да дьяк Сава Есипов, а нам, холопем твоим, подали челобитную за своими руками И мы, холопи твои, Знаменсково монастыря келаря старца Аркадья з братьею и софейских приказных людей Максима Трубчанинова да дьяка Савы Есипова челобитные послали к тебе, ко государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, под сею отпискою. А чернца Малаха взяли с архиепископля двора, до твоего государева указу, за ево воровство велели вкинуть в тюрьму /Л.650/

Помета: Отписать, велеть его, чернца-вора, сослать в Мангазею к Николе на Туру-хан и на Турухане велеть ему быть у церкви в пономарех (вписано под строкой) и беречи ево, чтоб он с Турухана никуды не ушол.

Отметка о подаче: 149-го декабря в 27 день подал подъячей Богдан Ушаков.

ЦГАДА, ф. Сибирского приказа, стб. 88, л 650-652. Подлинник.


Комментарии

1. См.: Дворецкая Н. А. Археографический обзор списков повестей о походе Ермака. — В кн.: Труды отдела древнерусской литературы, т. XIII. М.- Л., 1957.

2. См.: Ромадановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (Истоки русской сибирской литературы). Новосибирск, 1973, с. 51-52. Фотовоспроизведение подписи Саввы Есипова помещено в кн.: Наш край в документах и иллюстрациях. Средне-Уральское кн. изд.-во, 1966, с. 127.

3. Забвение этого порядка приводит некоторых историков к ошибочным и путанным суждениям (см., например, Сергеев В. И. Источники и пути исследования сибирского похода волжских казаков. — В кн.: Актуальные проблемы. Сборник трудов. М., 1976, с. 21).

4. См. Миллер Г. Ф. История Сибири, т. 1. М.-Л., 1937, с. 43-46, 50 и др.

5. См. Ромадановская Е. К. Указ, соч., с. 52.

Текст воспроизведен по изданию: Неизвестный автограф сибирского летописца Саввы Есипова // Советские архивы, № 2. 1983

© текст - Преображенский А. А. 1983
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Сорокин В. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советские архивы. 1983