ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

НАКАЗЫ БОЯРИНУ И. В. МОРОЗОВУ

1

(15 января 1655 г., Вязьма)

От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, боярину нашему Ивану Васильевичю Морозову с товарищи. Ведомо учинилось нам, великому государю, что на Москве в моровое поветрее мужья от жон постригалися, а жены от мужей, а ныне многие живут во своих дворех з женами и многие постриженые в рядех торгуют, и пьянство и воровство умножилось. И как вам ся наша грамота придет, и вы б есте велели проведать про то подлинно и о всем о том к нам отписали на наш стан, в Вязму, тотчас, с нарошным гонцом. Писан на нашем стану, в Вязме, лета 7163-го, генваря в 15 день.

2

(15 января 1655 г., Вязьма)

От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, боярину нашему Ивану Васильевичю Морозову с товарыщи. Как вам ся наша грамота придет, и вы б есте отписали к нам подлинно, на Москве моровое поветрее унялось ли или еще порывает, а буде перестало, и сколь давно перестало и в коем числе. Писан на нашем стану, в Вязме, лета 7163-го, генваря в 15 день.

3

(17 января 1655 г., Вязьма)

От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, боярину нашему Ивану Васильевичю Морозову с товарыщи. По нашему указу велено вам на Москве перемывать денги и, перемыв, прислать к нам, в Вязму, тотчас, и в городы по тому ж бы есте писали, чтоб, перемыв, присылали в нашу казну и в городы, наш указ велено вам о том послать, а что по нашему указу учинили, и о том вы к нам не писывали. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б о том отписали к нам на наш стан, в Вязму, денги на Москве и которые приходили из городов к Москве, и те денги перемывали ль, и буде не перемывали, велели [535] перемывать в воде, против прежнево нашево указу, да отписати б вам к нам, унялось ли на Москве моровое поветрее, а буде унялось, и сколь давно унялось и в коем числе. Писан на нашем стану, в Вязме, в наших царских хоромех, лета 7163-го, генваря в 17 день.

4

(21 января 1655 г., Вязьма)

От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, боярину нашему Ивану Васильевичю Морозову с товарыщи. Писано к вам с трубником нашим Павликом о подклюшнике Федоре Ходине с сыном, жив ли он или нет? да к вам же писано о смертоносной язве, престало ли поветрее моровое? и будет престало, и сколь давно и в котором числе и нет ли упадку на люди язвою или без язвы? И вы к нам, великому государю, писали генваря в 21 день, что подклюшник Федор и с сыном Ходины живы, а умер от старых язв дияк наш Петр Стеншин ныняшняго месяца в 19 день, а про смертоносную язву не пишете, престала ли или нет и нет ли старопострелных людей, которые не выздоровели от язв, и будет есть, и сколко и которово числа дияка нашево Петра Стеншина пострелило, и адин ли он умер или со всем двором? И то знатно? не спасая нашево государева здоровья и без ума пишете неподлинно! Пригоже было вам и еженедель про смертоносную язву, также что и в царствующем граде Москве делаетца писать. Да к вам же писано про новопостриженных старцов и стариц и про иное всякое безчинство, и вы к нам ничево подлинно не пишете, и вы то делаете самым нерадетелным делом. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б, против сей нашей грамоты, отписали к нам, великому государю, о всем подлинно, не мешкая, с тем же гонцом, аднолишно б вам про смертоносную язву и про дьяка нашево Петра Стеншина отписать тотчас, а про тех старопострелных людей сыскивать накрепко и отписать с иным нарошным гонцом, против сей нашей грамоты, тотчас, не мешкая ни часу. Писан на нашем стану в Вязме в наших царских хоромех, лета 7163-го, генваря в 21 день.

5

(28 января 1655 г., Вязьма)

От царя и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, боярину нашему Ивану Васильевичю Морозову с товарыщи. Ведомо учинилось нам, великому государю, что на Москве которые выморошные дворы, а в них не осталось никово и стоят пусты, и с тех дворов выметаны на улицы постели и всякое рухледишко и снегом занесло и замерзло, а из иных и из жилых также выметаны. И как к вам ся наша милостивая грамота придет, и вы б есте велели сыскивать накрепко, в Кремле и по которой [536] улице итить нам, великому государю, да не токмо во Кремле и по которой улице итить нам, великому государю, и по всем улицам и переулкам, чтоб нигде из выморошных дворов на улицах ничево не было заморново и адноконечно бы к нашему государеву пришествию во всей Москве по всем улицам и переулкам чисто было и заморново не было, а, подобрав бы, велели в непроходимое место закопать. Писан на нашем стану, в Вязме, лета 7163-го, генваря в 28 день.

6

(Январь 1655 г.)

От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, боярину нашему Ивану Васильевичю Морозову с товарыщи. Как вам ся наша грамота придет, а которые столники и стряпчие и дворяне Московские и жилцы и дворяне и дети боярские живут на Москве, велели собрать к смотру и сказали б есте наш государев указ, чтоб шли к нам, великому государю, со всею службою и з запасы, а которой хлеб солдатцкой, и вы б есте тотчас велели весть в Смоленеск, потому что писали к нам, великому государю, из Могилева воевода Михаила Воейков да полковник Констянтин Поклонской, что Поляки Новой Быхов осадили и гетмана нашево наказнова Ивана Золотаренка осадили жь и хотят приходить под Могилев и под иные наши городы новые, а в городы по тому жь бы есте писали наш государев указ, чтоб тотчас из городов высылали и, сказав сей наш государев указ нашим ратным людем, высылали их на службу и велели ставитца по местам безсрочно, а которые есть на Москве рейтары и гусары и салдаты, и вы б есте высылали их и велели ставитца по местом безсрочно. Писан на нашем стану, в Вязме, лета 7163-го, генваря...

А мы, великий государь, пойдем к Москве, на малое время, поклонитися образу Пресвятыя Богородицы и целовати святых Чюдотворцов мощи и вас, бояр, и околничих, и думных дьяков, и всех людей, от печали обвеселить и утешить и, отвезши сестр своих государынь и царицу свою и детей, назад возвратимся и пойдем, за милостью Божиею, противу Польскова короля, не мешкая, а для приезду ратных людей своево государева полку оставил в Вязме ертоулнова воеводу столника князь Петра Элмурзина Черкасково.

Текст воспроизведен по изданию: Московия и Европа. М. Фонд Сергея Дубова. 2000

© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Abakanovitch. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Фонд Сергея Дубова. 2000