ЧЕЛОБИТЬЕ ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ,

ПОДАННОЕ В 1654 ГОДУ СЕМЕНОМ ВОЛКОВЫМ НА ЛЕОНТЬЯ ДУНИЛОВА В ОБИДАХ ОСОБЛИВО ЗА НАЗВАНИЕ ВОЛКОВА ЧЕРНОКНИЖЦЕМ.

Царю Государю в Великому Князю Алексею Михайловичу всеа Русии бьет челом холоп твой Ярославля Большего Сенька, Иванов сын Волков. В нынешнем, Государь, во 162 году Октября в 22 день, в Ярославле в съезжей избе перед воеводою перед Семеном Чемесовым, да перед подъячним Григорьем Горяиновым Дементей, Левонтьев син Дунилов, ставь со иною на суд в деревенской ссоре, и на суде учал меня бранити матерны и всякою позорною лаею и толкать и заворот рвать в выблядком называть и назвал меня чернокнижцем, а будто ему сказывали крестьянишка мои три человека; да он же говорил, будто я твою Государеву казну грабил, а на те свои слова свидетеля никого непоставил и улики ни какие не сказал; и воевода те его затейные воровские речи велел записать и в том писал к тебе Государю к Москве я отписку и те его воровские речи и его Дементья и меня, холопа твоего, я тех моих крестьянишек трех человек, которых он показалъ, прислал к Москве в Судной в Володимирской Приказ. В Судном в Володимирском Приказе все мы распрашиваны, и у него Дементья в роспросе с Ярославскими своими речьми размолвка, и то дело у тебя Государя было в докладе и ты, Государь, указал, по тем его затейным безуличным воровским словам, пытать его Дементья, и будет не говорил, в моих крестьянишек пытать же; и по твоему Государеву указу боярин Григорий Семенович Куракин с товарищи велел его Дементья пытать; и он Дементий у пытки и на пытке, в тех своих затейных безкулачных воровских словах тебе Государю вину принес, что меня холопа твоего и крестьянишек моих тем всем поклепал напрасно за деревенскую ссору. А я холоп твой сам четверть со крестьянишки от тех мест и по ся места в железах за приставы сидел в Ярославле и на Москве в Судном Володимирском Приказе пятнадцать недель и ныне не свободен. Милосердый Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михаилович всея Руссии, пожалуй меня холопа своего, мели Государь тому Дементью в том его затейном воровском доводе, по своему Государеву указу и по соборному уложению свой Государев указ учинить, а меня холопа своего, для своей Государевы службы, и крестьянишек моих освободить, а за безчестье, Государь, мое и за проест и волокиту в [9] крестьянишек моих и что в Ярославле перед воеводою на суде меня бранил и бил и называл выблядком я чернокнижцем, я за его Дементьев на меня неподельной затейной воровской довод пожалуй меня холопа своего с большим сынишком моим Борискомъ, его Дементьевым поместьем в Ярославском уезде, а поместья, Государь, за ним тридцать шесть четвертей, или что объявятся по писцовым книгам вене или боль, а сынишко мой Бориско в твою Государеву службу поспел, а поместья А вотчины за ним нет ни одной четверти, а за иною холопом твоим крестьянских и бобыльских девять дворенков. Или по своему Государеву указу я по соборному Уложению что ты Государь укажешь. Царь Государь смилуйся пожалуй.

Челобитье это писано на столбце, на обороте коего сделана другою рукою следующая надпись: Государь пожаловал, указ учинил Боярину Князю Григорию Семеновичу Куракину. 162 (1654) году к 26 день. Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии пожаловал велел указ учинить Боярину Князю Григорию Семеновичу Куракину, да Миките Васильевичу Кафтыреву, да дьяком Михайлу Кузовлеву да Ивану Михайлову. Дьяк Степан Чубаров. Ниже по склейке рукою дьяка написано сставка.

Достав, соревнователь Общества В. Борисов

Текст воспроизведен по изданию: Челобитье царю Алексею Михайловичу, поданное в 1654 г. Семеном Волковым об обиде его Леонтьем Дуниловым // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских, Книга 23. 1855

© текст - Борисов В. 1855
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Никитова О. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ВОИДР. 1855