ПИСЬМО ЦАРЯ АЛЕКСИЯ МИХАЙЛОВИЧА.

В 1831 году издана в Москве книга: Сборник Муханова (Москва, в университетской тип., в 4-ку, более 400 страниц.) Книга эта содержит в себе материалы, драгоценные и любопытные. Около 200 разных актов собрано в ней, бывших доныне неизвестными. Мы нашли в числе их, между прочим, домашнюю переписку царя Алексия Михайловича с его любимцем, стольником Матюшкиным. Она тем драгоценна, что едва ли не в первый еще раз видим мы подробности домашней жизни наших древних государей, сохранившиеся в современных подлинных известиях. Почитаем любопытным представить здесь для обращика одно письмо, без соблюдения старинного правописания и с некоторою переменною слов, для лучшей ясности.

«От царя и великого князя Алексия Михайловича всея Руссии, стольнику нашему А. И. Матюшкину. Писал я к тебе напредь сего, что буду к Москве в понедельник, но писал я не спросившись с собою, потому что соколов не было, да и не ведал, что боярин Борис Иванович послал к тебе по соколов; привезли их в четверг поутру двух, Ширяева дикомыть, да Модина дикомыть, но вабили они у себя с вервью, и без верьви отнюдь не летали и не поворачивали они, и поехали мы отведать на [485] Васильев пруд; на первом дне, как привезли их, летали они высоко гораздо, да не слазят к уткам, потому что еще не пора — сам выдаешь, ныне Фомина неделя; а на другой день, в пятницу, вчера поутру, летали хорошо, да опять не слазят. Поехал я к Сущеву, наехал прыск, водою налило, между Сущева и Напрудного; пустили сокола Модина, и он хорошо полетел, да не слез, а уток было много, свиязи, шилохвосты и чирята, а в длину та вода шесть сажен, а поперег две сажени, и тем хорошо, что некуда утечь, иных водиц близко нет, и соколу Модину дали вабило, а пустили Ширяева — безмерно хорошо летел, погнал и осадил в одном конце два гнезда шилохвостей, да пол-третья гнезда чирят; погнал вдругоряд, и понеслась одна утка шилохвость, и милостью Божиею и твоими молитвами и счастьем, как ее мякнет по шее, так она десятью перекинулась, да ушла пеша в воду опять; хотели по ней стрелять, чаяли, что худо заразил, а он ее так заразил, что кишки вон; она поплавала немножко и побежала на берег, а сокол-то и сел на ней. Это я тебе объявляю, а сестрам скажи, хоть по короче того, как пишу; прислать же к ним добычи ни коими мерами нельзя, потому что соколам скормили: ведь первую еще утку убил, так чтобы не покручинились. А нынче еду под Тушино с соколами, и буду поутру в [486] пятницу в Москву. А что тебя боярыни спросят про детей своих, скажи, что дал Бог здоровы, а коли который занеможет, к тебе тотчас отпишу, и проч.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо царя Алексия Михайловича // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 50. № 200. 1844

© текст - ??. 1844
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1844