ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПИСЬМА СЕМЬЕ

1

(26 мая 1654 г., Можайск)

Г(о)с(у)д(а)рыне моей матушке благоверной ц(а)ревне и великой княжне Ирине Михаиловне и г(осу)д(а)рыням моим сестрам — ц(а)ревне и великой княжне Анне Михаиловне, царевне и великой княжне Татияне Михаиловне. Радуйтеся и веселитеся и уповайте крепко на Господа! Той да соблюдет, Той да укрепит вас в молитве и в посте, Той да сподобит вас, светов своих, нам видить в радость. Брат ваш ц(а)рь Алексей челом бьет. Изволите про меня ведать, и я пришел со всеми людми в Можяеск майя 26 де(нь) и буду стоять один день, суботу, для кормов лошядиных. А из Можяйска пойдем 28 де(нь) в неделю, а стан будет в петинатцати верстах на реке Ельне; а спешю, г(о)с(у)д(а)р(ы)ни мои, для тово, [510] что сказывают, людей в Смоленске и около Смоленска нет никово, чтобы поскорее захватить. Да пожялуйте, г(о)с(у)д(а)р(ы)ни мои, пишите о своем здоровье, а мне бы слышя про ваше здоровья радоватися. Да не кручинтеся для Христа, уповайте для Бога. Да пожялуйте не покиньте моей жены, а вашей невестки и своих племянника и племянниц, а моих детей. А потом всем всем (Так в изд. 1896 г. — Примеч. ред. изд. 2000 г.) с любовию поклон и челом бью всею душею и со всем сердечным своим хотением и радостию. Многолетствуйте, светы мои, на многие лета.

2

(3 июня 1654 г., пустошь Жижели)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам — г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей матушке и сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне о Бозе радоватися! Вам, светом моим, и з женою нашею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. Посылал я за рубеж для языков Максима Грекова и м(и)л(о)стию Б(о)жи(е)ю, и пр(е)ч(и)стые Б(огоро)д(и)цы помощию и заступлением, и московских чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы и Филиппа и всех святых молитвами, а н(а)шим г(о)с(у)д(а)рьским и в(а)шим счасьтьем, привели к нам на н(а)ш стан, на пустошь Жижилей, осми ч(е)л(о)в(е)к языков; и те языки в роспросе сказывали, что в Смоленску сидят не болшие люди, всево две тысечи с лишком, а моево походу не чают. А в Орше, сказывают, ратных людей десят тысечь. А у короля де н(ы)не сейм зачался; а о чом сейм и чем кончитца, тово ещо неведомо. А корунное во(й)ско все пошло против гетмана Хмелницкова; а против нас корунное войско не многое хочет быть. Да от меня ж, г(о)с(у)д(а)р(ы)ни мои, из Вязмы побежал за рубеж х королю полскому смол(ь)янин с(ы)н боярской Васка Михаилов с(ы)н Неелов с тем, что я на короля иду с ратными людми; и тово изменника Васку Неелова на рубеже поймали; и он в роспросе повинился, что побежал х королю полскому с весьтьми. А на н(а)ш стан на пусто(шь) Жижилей пришли мы, великий г(о)с(у)д(а)рь, июня в 2 де(нь) дал Б(о)г здарово. А изменника Васку Неелова ве(ле)ли четвертоват. Писан на н(а)шем стану на пустоши Жижилей лета 7162-г(о) июня в 3 де(нь). Да не покручинтеся, г(о)с(у)д(а)рины мои светы, что не своею рукою писал, — голова тот день болела, а после есть лехче. Да не кручиньтеся по мне для Христа; уповайте на Нево, Света: ей, Он сотворит доброе нам и вам! Да послал я вам, светы мои, [511] денег с Петром Матюшкиным, и языки с ним же послал. И вы, г(о)с(у)д(а)р(ы)ни мои, пожялуйте от себя ото всех за вести добрые 20 рублев денег ему. А потом с радостию душевною и сердешною поклон.

3

(12 июля 1654 г., Девичья гора)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам — г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей матушке и сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне о Бозе радоватися с женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А мы, великий г(о)с(у)д(а)рь, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и в(а)шим, светов моих, м(о)л(и)твами под Смоленским на горе Девич(ь)е июля в 12 де(нь) дал Б(о)г здарово. А над Смоленским, прося у Б(о)га м(и)л(о)сти, промышляем. Июля в 9 де(нь) приехали к нам черкасы от наказнаго гетмана “нашего” от Ивана Золотоленка; а сказывали нам, что наказной их гетман Иван Золоторенко с черкасы стоят под городом под Гомлем, асадя ляхов, кн(я)зя Жиземского с таварищи. А те де ляхи пошли было под н(а)ши черкаские городы под Чернигов и под иные черкаские городы; и они де их не пропустили. А к нам де будут наказной гетман и черкасы июля в 19 де(нь). А как черкасы к нам под Смоленеск придут, и мы станем к Смоленску приступат(ь), а после приступа пойдем под Оршу. Писан на н(а)шем стану под Смоленским на Девич(ь)е горе лета 7162-г(о) июля в 12 де(нь).

На обороте находится царская надпись: г(о)с(у)д(а)рыням моим сестрам.

4

(17 июля 1654 г., Девичья гора)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам — г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей матушке и сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне о Бозе радоватися с женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми. А мы, великий г(о)с(у)д(а)рь, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и в(а)шим, светов моих, м(о)л(и)твами под Смоленским на Девич(ь)е горе июля в 17 де(нь) дал Б(о)г здарово. А над Смоленским за помощию Б(о)жиею и за в(а)шими м(о)л(и)твами промысл идет и хотим приступат(ь). Писан на н(а)шем стану под Смоленским на Девич(ь)е горе лета 7162-г(о) июля в 17 де(нь). [512]

А потом многолетствуйте и со мною, светы мои, и со всеми на многие лета во веки и на веки; а я дал Бог здорово. А потом челом бью вам, светом своим.

На обороте находится царская надпись: г(о)с(у)д(а)рыням моим сестрам.

5

(28 июля 1654 г., Девичья гора)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам — г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей матушке и сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, г(о)с(у)д(а)р(ы)не моей сестрице ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне о Бозе радоватися с женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)шими. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А мы, великий г(о)с(у)д(а)рь, под Смоленским на Девич(ь)е горе м(и)л(о)стию Б(о)жиею и в(а)шим, светов моих, м(о)л(и)твами июля в 28 де(нь) дал Б(о)г здарово. Писали к нам из Полотца боярин н(а)ш и воеводы Василей Петрович Шереметев с товарищи, что м(и)л(о)стию Б(о)жию и в(а)шим, светов моих, м(о)л(и)твами Десна город нам, великому г(о)с(у)д(а)рю, добила челом, а под Друею городом н(а)ши ратные люди поляков поби(ли) и город Друю взяли и высекли. Да оне ж, бояре н(а)ши и воеводы, посылали из Полотцка наших ратных людей на полских и на литовских людей, и м(и)л(о)стию Б(о)жию и в(а)шим же, светов моих, м(о)л(и)твами поляков побили на голову, и языки, и знамена, и литавры, и барабаны, и пушки поймали, а языков взяли семнатцет(ь) ч(е)л(о)в(е)к. Писан под Смоленским на н(а)шем стану на горе Девич(ь)е лета 7162-г(о) июля в 28 де(нь).

Многолетствуйте, светы мои, во веки и на веки и со мною и с женою и со всеми детми нашими и уповайте на Бога! Той сотворит на пользу нам и вам! Без Него же ничто может состоятися. А потом челом бью.

Протопоп благословение подает вам, светом.

На обороте первого столбца находится царская надпись: г(о)с(у)д(а)рыням моим сестрам.

6

(24 апреля 1655 г., Смоленск)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам и матери ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне и з женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми, а с своими племянником и племянницами, с ц(а)р(е)в(и)чем и великим кн(я)зем Алексеем Алексеевичем, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Евдокеею Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною [513] Марфою Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Анною Алексеевною о Б(о)зе радоватися. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А об нас бы вам не печаловатца; а мы на Б(о)жией службе, Ево м(и)л(о)стию и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всея великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, апреля в 24 де(нь), дал Бог, здорово во граде Смоленске.

А потом вам, светом своим, челом бью; многолетствуйте и с нами со всеми и здравствуйте на многие лета. Да для Христа, г(о)с(у)д(а)рыни мои, оберегаитеся от заморнова ото всякой вещи; не презрите прошения нашего. Да челом бью на том вам, светом своим, что не оставляете жену мою и детак; и паки молю, не оставьте их для Христа, а у нас только и племяни, что вы, светы мои. Брат ваш ц(а)рь Алексей челом бьет.

На обороте: 1) царская надпись: г(о)с(у)д(а)рыням моим сестрам и 2) внизу помета: от мору велел опасатца.

7

(30 апреля 1655 г., Смоленск)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам и матери ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне и з женою н(а)шею с ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми, а с своими племянником и племянницами, с ц(а)р(е)в(и)чем и великим кн(я)зем Алексеем Алексеевичем, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Евдокеею Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Марфою Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Анною Алексеевною о Б(о)зе радоватися. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А об нас бы вам не печаловатца, а мы на Б(о)жией службе, Ево м(и)л(о)стию и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всея великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, апреля в 30 де(нь) во граде Смоленске, дал Б(о)г, здорово. Радивил от Магилева отшол прочь и стал в 5 верстах; а Любавичи апять отворотили и шляхту и мещан поймали да привели к нам, великому г(о)с(у)д(а)рю; а походу н(а)ш(е)во в Смоленеск не чаяли. Да буди вам ведомо: на Днепре был мост 7 сажен вверх над водою; и на Фоминой н(е)д(е)ли прибыло столко, что уже с мосту черпают воду; а чаю и поймет, по н(ы)нешней д(е)нь прибывает и в ширину немерно разлился, чаю, на версту, и табары мои, которые внизу были, все поняло и горы много захватило. А Смоленские сиделцы говорят, что с 30 лет такой болшой воды не запомнят. И вестей иных вскоре ожидаем.

А потом вам, светом своим, челом бью; многолетствуйте, светы мои, и с нами на многие лета во веки. [514]

8

(26 июня 1655 г., Шклов)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам и матери ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне и з женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми, а с своими племянником и племянницами, с ц(а)р(е)в(и)чем и великим кн(я)зем Алексеем Алексеевичем, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Евдокеею Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Марфою Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Анною Алексеевною о Б(о)зе радоватися. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А об нас бы вам не печаловатца; а мы, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаг(о) Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, июня в 26 де(нь) против н(а)ш(е)го города Шклова, дал Б(о)г, здорово.

А потом вам, светом своим г(о)с(у)д(а)рыням, всем вкупе брат ваш ц(а)рь Алексей челом бьет; многолетствуйте на многие лета.

Да приказывали мы с столником с княз Юрьем Ромодановским к вам и велели вам сказать, что после ево гонец будет с тем к вам от нас к Москве, что июня в 26 де(нь) пойдем ис Шклова за Днепр к Борисову. И мы не пошли, потому что запасов хлебных стало мало, а днепровою повоскою не изнялися; и мы послали сухим путем 600 подвод по запас в Смоленеск и ожидаем тово запасу к Петрову дни; и наряд болшой и(з) Смоленска поспеет же к Петрову дни. А кой час запас придет, и мы, прося у Б(о)га м(и)л(о)сти и за отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии св(я)тыя м(о)л(и)твы, пойдем за Днепр к Борисову, не мешкая ни часу. А бояр и воевод, дав им запасы и надеяся к Б(о)гу на отца н(а)ш(е)го св(я)тыя м(о)л(и)твы, отпустили за Днепр.

Июня в 20 де(нь) в среду отпустили передового полку бояр и воевод княз Никиту Ивановича Одоевского с товарыщи. А июня в 24 де(нь) в воскресенье отпустили болшого полку боярина и воевод княз Якова Куденетовича Черкаского с товарыщи. А июня в 25 де(нь) в понеделник отпустили сторожевого полку боярина и воевод княз Бориса Олександровича Репнина с товарыщи. И велели им итить прямо к Менску; а Золотаренок Иван з братом к Менску пошли же.

Да писал к нам околничей н(а)ш и воевода Богдан Хитрово, что в Борисов пришол и Березу реку занял, и мост через реку Березу зделал, и с н(а)ш(и)ми ратными людми через реку перебрался, и крепости за рекою поделал, и стоит за рекою и ожидает н(а)ш(е)во г(о)с(у)д(а)р(е)ва указу. [515]

Да он же, Богдан, посылал под Менеск для языков, и языков многих поймали. А в роспросе языки сказывают, что в Менску людей нет, а сенатыри все от(ъ)ехали х королю на сейм; а сейм вершился ли или не вершился, и чем вершитца, и про то не ведают; а про короля не ведают же: ест ли у нево в зборе люди или нет.

Да к нам же писал боярин н(а)ш и воеводы Василей Петрович Шереметев с товарыщи, что посылал н(а)ш(и)х ратных людей в два места на полских и литовских людей, а с(ы)н ево Матвей Шереметев стоял под городом Велижем. И м(и)л(о)стию Б(о)жиею и отца н(а)шего великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, а н(а)шим, великого г(о)с(у)д(а)ря, и с(ы)на н(а)ш(е)го бл(а)говернаго ц(а)р(е)в(и)ча и великого кн(я)зя Алексея Алексеевича счастьем, полских и литовских людей побили и языков многих поймали; а город Велиж нам, великому г(о)с(у)д(а)рю, добил челом, и воевода Матвей Шереметев в город вошол.

На обороте первого столбца сделана рукою государя надпись: г(о)с(у)д(а)рыням моим сестрам.

9

(8 июля 1655 г., село Крупки)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам и матери ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне и з женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми, а с своими племянником и племянницами, с ц(а)р(е)в(и)чем и великим кн(я)зем Алексеем Алексеевичем, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Евдокеею Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Марфою Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Анною Алексеевною о Б(о)зе радоватися. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А об нас бы вам не печаловатца; а мы, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, июля в 8 де(нь) на н(а)ш(е)м г(о)с(у)д(а)р(е)ве стану в селе Крупках, дал Б(о)г, здорово.

Да буди вам, г(о)с(у)д(а)рыням, ведомо: июня в 26 де(нь) писал к нам, г(о)с(у)д(а)рю, боярин н(а)ш и воевода Василей Петрович Шереметев, что, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и пр(е)ч(и)стыя Б(огоро)д(и)цы заступлением и всех св(я)тых м(о)л(и)твами и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, а н(а)шим, великого г(о)с(у)д(а)ря ц(а)ря и великог(о) кн(я)зя Алексея Михаиловича, всеа великия и малыя Росии самодержца, и с(ы)на н(а)ш(е)го бл(а)говернаго ц(а)р(е)в(и)ча и великого кн(я)зя Алексея Алексеевича счастьем, полских и литовских людей побили в дву местех и языков многих [516] поймали. А город Велиж нам, г(о)с(у)д(а)рю, добил челом: столник н(а)ш и воевода Матвей Васил(ь)ев с(ы)н Шереметев в город въехал.

А июля в 6 де(нь) писал к нам околничей н(а)ш и воевода Богдан Матвеевич Хитрово, что встретилис с литовскими людми н(а)ши ратные люди до Менска за 5 верст и, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и пр(е)ч(и)стыя Б(огоро)д(и)цы заступлением и всех св(я)тых м(о)л(и)твами и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, а н(а)ш(и)м, великого г(о)с(у)д(а)ря ц(а)ря и великого кн(я)зя Алексея Михаиловича, всеа великия и малыя Росии самодержца, и с(ы)на н(а)ш(е)го бл(а)говернаго ц(а)р(е)в(и)ча и великого кн(я)зя Алексея Алексеевича счастьем, литовских людей гнали до Менска и многих побили и языков взяли 15 ч(е)л(о)в(е)к да знамя белое, а на нем клеймо, да 2 барабана. А как н(а)ши ратные люди за ними к Менску догнали, и на их спинах в город и въехали, и город Менеск взяли, и полковников салдатцких с полками по городу поставили. А бояре и Золотаренок в Менеск пришли.

А потом здравствуйте, светы мои, и с нами и многолетвствуйте во веки. А мы за ваши беззлобивыя молитвы идем наскоро в Менеск и под Вильню; и прося у Бога милости, станем промышлять, сколько Он Милосердый помочи подаст. А бояре княз Яков с товарищи и Золоторенок все в Менске; и мы им указали итить, где сведают ляхов. А потом брат ваш ц(а)рь Алексей челом бьет.

На обороте первого столбца находится царская же надпись: г(о)с(у)д(а)рыням моим сестрам.

10

(12 июля 1655 г., Борисов)

Г(о)с(у)д(а)р(ы)ням моим сестрам и м(а)т(е)ри ц(а)р(е)вне и великой княжне Ирине Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Анне Михаиловне, ц(а)р(е)вне и великой княжне Татияне Михаиловне и з женою н(а)шею ц(а)р(и)цею Мариею и з детми н(а)ш(и)ми, а с своими племянником и племянницами, с ц(а)р(е)в(и)чем и великим кн(я)зем Алексеем Алексеевичем, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Евдокеею Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Марфою Алексеевною, с ц(а)р(е)вною и великою княжною Анною Алексеевною о Б(о)зе радоватися. Брат в(а)ш ц(а)рь Алексей челом бьет. А об нас бы вам не печаловатца; а мы, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и отца н(а)ш(е)го великого г(о)с(у)д(а)ря св(я)тейшаго Никона патриарха московского, всеа великия и малыя Росии м(о)л(и)твами, июля в 12 де(нь) против н(а)ш(е)го города Борисова, дал Б(о)г, здорово. А потом здравствуйте, светы мои, на многие лета и с нами и со всеми нашими. И о том не кручиньтеся, а нам, чяю, помешкать и до зимнева пути. Да разсудите себе, г(о)с(у)д(а)рыни мои: толи лутче, [517] что по осени на время у вас побывать да по последнему пути апять на службу и с вами апять не видатца; или то лутчи, что ныне помешкать да вовсе за милостию Божиею и за вашими молитвами, светов моих, отделатца и вовсе с вами быть на Москве? А потом брат ваш ц(а)рь Алексей челом бьет.

На обороте первого столбца находится не царская надпись: г(о)с(у)д(а)р(ы)ням ц(а)р(е)внам.

Текст воспроизведен по изданию: Московия и Европа. М. Фонд Сергея Дубова. 2000

© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Abakanovitch. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Фонд Сергея Дубова. 2000