ПРИЛОЖЕНИЕ

Около 1628 г. — Крестоцеловальная запись (присяга) новиков при поступлении в службу.

/л. 220/ Список з записи привести ко кресту новиков розных городов детей боярских.

Яз имярек.

Целую крест Господень государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его благоверной царице и великой княине Евдокее Лукьяновне и их царским детем государю царевичю князю Олексею Михаиловичю и государю царевичю князю Ивану Михаиловичю и царевне и великой княжне Ирине Михаиловне, и царевне и великой княжне Анне Михайловне, и царевне и великой княжне Татьяне Михайловне и которых детей им государем впредь Бог даст. /И на/ то/м/ служити мне государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю и ево царского величества детем, государю царевичю князе Олексею Михаиловичю, и государю царевичю князю Ивану Михаиловичю, и прямити, и добра хотети во всем вправду, безо всякие хитрости и их государьского здоровья /л. 221/ мне во всем оберегати и никакова лиха им государем не мыслити, и опричь государя своего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и его царского величества детей государя царевича князя Олексея Михаиловича и государя царевича князя Ивана Михайловича на Владимерское и на Московское царство и на все великие государьства Росиского царствия иново государя из ыных государств литовского и немецкого королем и королевичем, из розных земель царем и царевичем и из руских родов никово не хотети и государства под ними Государи не подискивати.

А где уведаю или услышу на государя своего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русски и на его благоверную царицу и великую княиню Евдокею Лукьяновну и на их благородные дети на государя царевича князя Олексея Михаиловича, а на государя царевича князя Ивана [103] Михаиловича, я на царевну я великую княжну Ирину, я на царевну и великую княжну Анну, я на царевну я великую княжну Татьяну в каких людех скоп и разговор или инои каков злой ушел я мне государя своего... /л. 222/ с теми людьми битися и будет мочно (неразб.) и мне их переимав привести к государю. А будет за которыми мерами тех людей поймать не мочно и мне про тот скоп и заговор сказати государю или ево государевым бояром я ближним людем или в городах воево/л. 223/дам и приказным людем.

А где велят государь мне быти на своей государеве службе и мне, будучи на их государьской службе, им государем служити и с недругами их с крымскими и с наганскими, и с литовскими, и с немецкими людми битися за них государей своих не щада головы своей, до смерти; и в Крым, и в Литву, и в Немцы, и в ыные ни в которые государства не отъехати и из городи, и ис полков, и ис посылок без государева указу и без отпуску не съехать, и города не здати, и в полкех воевод не покинуть, и с их государевыми изменники не ссылается, и ни на какие прелести не прельститца, и ни в чом мне государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, и ево одрьского величества детем государю царевичю князю Олексею Михаиловичю и государю царевичю князю Ивану Михайловичю не изменити никоторыми делы и никоторою хитростию.

А хто не ста/л. 224/нет государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царского величества детем государю царевичю князю Олексею Михаиловичю и государю царевичю князю Ивану Михаиловичю служити и прямити или хто учнет с ызменники или с татары, или с литовскими и с немецкими людьми ссылатьца мне с теми людьми за государей своих и за их государство битися до смерти, а самому мне ни к какой измене и к воровству ни к какому, и ни к какой воровской прелести не приставать. А служити мне государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царьского величества детем государю царевичю князю Олексею Михаиловичю, и государю [104] царевичю князю Ивану Михаиловичю и прямити во всем по сему крестному целованью.

Так же мне самовольством и скопом и заговором ни на ково не приходить и никово не грабить и не побивати и никакова дурна никому не чинити. И посылкам во всяких делех сказывать против государского крестного целованья вправду, по свойству и по дружбе ни по ком не покры/л. 225/вати, а по недружбе ни на ково ложно не сказывати.

И во всем мне государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царского величества детем государю царевичю князе Олексею Михайловичи и государю царевичю князю Ивану Михаиловичю служити и прямити и добра хотети безо всякие хитрости по сему крестному целованью.

Яз имярек. Целую сей светии и животворящий крест Господень на том на всем, как в сеи записи написано. По тому мне государю своему царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и его царского величества да тем государю царевичю князю Олексею Михаиловичи и государю царевичю Ивану Михаиловичю служити и прямити и добра хотети во всем вправду, безо всякие хитрости и до своего живота по сему крестному целованью.

ЦГАДА. Ф. 210. Столбцы Севского стола. № 116. Л. 220-225. Список.

Текст воспроизведен по изданию: Источники о новичном верстании в первой половине ХVII века // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1991

© текст - Козляков В. Н. 1991
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1991