ИЗ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ Б. БОЛДИНА

В Государственном архиве Горьковской области, в фонде НГУАК, хранится рукописная выписка XIX века из Писцовой книги 1621-1623 годов Арзамасского уезда, среди селений которого значится и Болдино (будущее Большое Болдино) 1. Сведения о древней истории села крайне скудны и отрывочны, поэтому малоизвестная опись начала XVII века является чрезвычайно важным источником для исследователей мест, связанных с именем великого поэта России.

После обычных в писцовом делопроизводстве географических уточнений местоположения села — «на речке на Азанке» — в тексте книги приводятся ценные сведения, что Болдино ранее было деревней «за бортники» 2, то есть, по нашему мнению, принадлежало бортникам, сборщикам меда диких пчел, чем вообще славился в XVI-XVII веках весь Арзамасский край.

В 1621-1623 годах в Болдине стояла «церковь Архангела Михаила, древена, клетцки», которую срубили на свои средства сами крестьяне. Для церковного причта они построили и три двора, выделили 30 четей пашни (четь равнялась 1200 кв. сажен) и около 2 десятин сенных пожен-покосов.

Далее в Писцовой книге перечислены владельцы (взрослые мужчины, главы семей) 20 крестьянских и 24 бобыльских двора. Простое сопоставление количества дворов крестьян и бобылей красноречиво свидетельствует, что сельское хозяйство в жизни болдинцев было далеко не главным, хотя земля и считалась «доброй». Больше половины сельчан составлялн бобыли, оторванные от земли и занимавшиеся ремеслом, бортничеством и охотой. Среди них, можно полагать, были люди, которые использовались в качестве постоянных работных на полях вотчинника. Их размер исчислялся 25 четями в одном поле (сравним — 20 крестьянских хозяйств владели всего 8 четями).

Кроме того, 67 четей земли оставалось в перелоге, то есть заброшенными после истощения и зарастающими мелколесьем для будущей подсеки. Селу принадлежали «по вражкам и по речке по Азанке» 400 копен сена (около 40 десятин покосов), что свидетельствовало о развитом здесь животноводстве.

Для управления всем этим многоотраслевым хозяйством в Болдине содержался особый приказчик Михаил Федоров, а для приезда владельца в селе сохранялся «вотчинников двор».

В 1621-1623 годах Болдино, как известно, принадлежало Федору Федоровичу Пушкину, получившему его в вотчину (то есть с правом передачи по наследству) в 1619 году «за Московское осадное сиденье». Напомним, что лотом 1618 года и который уж раз к Москве подступили польско-литовские войска претендента на русский престол королевича Владислава, и, казалось, было готово вновь вернуться «лихолетье смутной поры».

Решительный бой произошел в ночь с 30 сентября на 1 октября (на Покров день) в районе Арбатских и Тверских ворот каменного Белого города, когда было уничтожено [172] около 3000 поляков и захвачены их «пинарды и всякие приступные умыслы». Врага отбросили от Москвы, а вскоре в Деулине, недалеко от Троице-Сергиева монастыря, е Речью Посполитой заключили перемирие на четырнадцать с половиной лет.

Участники этих сражений получили награды, а наиболее отличившиеся служилые люди — в вечное пользование земельные пожалованья вместе с крестьянами. Среди них был и Федор Федорович Пушкин. За государственный ежегодный оклад в 70 руб. и землю отныне Федор Федорович Пушкин был обязан являться на военную службу на коне в полном вооружении и доспехах, так же как и два его оруженосца-слуги. Кроме того, из крестьян он обязан был набирать еще 8 воинов «на простых конях» 3, из которых два человека одевались за счет вотчинника «в доспехи», а остальные вооружались обычными луками и стрелами.

К 1632 году Федор Федорович Пушкин продолжал числиться на военной службе, но когда его в тот год вызвали в Москву, сказался больным и приписал в ответ: «... а даст Бог смогус и г-во жаловане будет и буду» 4.


Опись села Болдина 1621 года

«Село Болдино на речке на Азанке, что была деревня за бортники, а в селе церковь Архангела Михаила древена, клетцки, а в церкве образы и книги и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей.

Да церковных дворов: дв. поп Федор; дв. дьячок; дв. пономарь. Пашни церковные с примерные земли 10 чети в поле, а в дву потому ж. Сена 20 копен.

В том же селе за Федором Федоровым сыном Пушкиным по Государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии жалованной вотчинной грамоте, что дана ему за Московское осадное сиденье 127-го году; дв. вотчинников; дв. прикащик Мишка Федоров.

Да крестьян: дв. Ивашко Микифоров; дв. Федка Яковлев; дв. Якушка Иванов; дв. Петрушка Иванов; дв. Олешка Марков; дв. Фролко Терентьев; дв. Микишка Тарасов; дв. Куземка Тарасов; дв. Пронка Ондреев; дв. Мишка Онтипев; дв. Ивашко Кондратев; дв. Ивашко Неронов; дв. Грншка Семенов; дв. Васка Иванов; дв. Ермачко Логинов; дв. Исачко Онтипев; дв. Тимошка Васильев; дв. Матюшка Васильев; дв. Олешка Сергеев; дв. Васка Иванов.

Да бобыли: дв. Федка Васильев; дв. Жданко Григорьев; дв. Иванко Федоров; дв. Федотка Иванов; дв. Карпушко Осипов; дв. Ивашко Лаврентьев; дв. Агафонко Михайлов; дв. Мишка Олферов; дв. Гарасимка Иванов; дв. Петрушка Яковлев; дв. Назарко Федоров, дв. Созоико Васильев; дв. Трушка Олексеев; дв. Фатейко Семенов; дв. Савка Онтипьев; дв. Омелко Иванов; дв. Омелко Григорьев; дв. Ивашко Кондратев; дв. Ивашко Кондратев; дв. Петрушка Максимов; дв. Степанко Федоров; дв. Мишка Исаков; дв. Лукьянко Семенов з братом с Меншиком; дв. Иванко Васильев.

И всего: дв. вотчинников, дв. прикащиков, да 20 дворов крестьянских [173] да 24 двора бобылских, а людей в крестьянских и в бобылских дворех 45 человек. Пашни паханые: вотчинников 25 чети да крестьянские пашни 8 чети да перелогу 67 чети, и обоево пашни и перелогу 100 чети в поле, а в дву потому ж. Земля добра. Сена меж пол и по заполю и по вражкам и по речке по Азанке по обе стороны 400 копен. В живущем восм чети».


Комментарии

1. ГАГО. ф. 1411, оп. 822, д. 282, л. 22-23.

2. В опубликованных П. Поповым материалах из архива Пушкина названо количество пашенной земли и покосов, полученных в 1619 году вместе с Болдином Ф. Ф. Пушкиным, и приводится второе собственное название села «Забортники» (Летописи Государственного Литературного музея. М., 1936, кн. 1, с. 254-255). Это позднее неоднократно цитировалось исследователями истории Б. Болдина. Однако не бралось к расчет, что название села в таком случае в стереотипной формулировке писцов XVII в. читалось бы как «Болдино, Забортники тож».

3. Сташевский Е. Д. Землевладение Московского дворянства в первой половине XVII века. 31., 1911, с. 184-185.

4. Там же, с. 185.

Текст воспроизведен по изданию: Из древней истории Б. Болдина // Записки краеведов: очерки, статьи, воспоминания, документы, хроника, Вып. 6. Горький. Волго-вятское издательство. 1983

© текст - Филатов Н. Ф. 1983
© сетевая версия - Thietmar. 2011
© OCR - Николаева Е. В. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Волго-вятское издательство. 1983