№ 6

1640 г. августа 24. — УКАЗНАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ТУЛЬСКИМ ПОЛКОВЫМ ВОЕВОДАМ КН. А.Н. ТРУБЕЦКОМУ 1 С ТОВАРИЩАМИ О ВЫВОДЕ ПОСТОЯЛЬЦЕВ ИЗ КУЗНЕЦКОЙ СЛОБОДЫ И О ЗАПРЕЩЕНИИ ВПРЕДЬ СТАВИТЬ НА ПОСТОЙ В ДОМАХ ТУЛЬСКИХ ОРУЖЕЙНИКОВ

/Л. 1./ От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии на Тулу воеводам нашим князю Олексею Микитичю Трубецкому с товарыщи. Били нам челом тульские самопальные ствольные и замошные и станошные мастеры староста Еремка Баташов с товарыщи, а сказали: по нашему де указу дана им наша грамота, а по той нашей грамоте для нашего самопального дела на дворех у н[и]х послов и посланников, и воевод, и приказных всяких ратных людей ставить не велено, а велено ратных всяких людей ставить у стрелцов, и у пушкарей, и у затинщиков и у всяких людей оприч их, казенных кузнецов, и в нынешнем во 148 году велел ты на их [99] кузнецких дворех поставить московских стрелцов Олексеева приказу Философова по дватцати человек во дворе, а по иным по их дворам стоят дворяне московские и городовые и им от тех постоев чинитца изгоня и теснота великая избы и кузницы отняли, и за тем им нашего самопального дела делать невозможно и нам бы их пожаловать вел[еть] им в том наш указ учинить. И как к вам ся наша грамота придет и вы б ис кузнецкие сдободы московских и городовых дворян и стрелцов велели свесть для тово, что у тульских самопальных мастеров наше самопальное дело многое да и вперед, коли будет рать небольшая, стояльцов для нашего самопального дела ставить у них по нашему указу невелено. А как на Туле были бояря наши и воеводы князь Иван Борисович Черкаской 2 со товарыщи 3 и в те поры на Туле в кузнецкой слободе поставлены ратные люди для тово, что в ту пору на Туле была рать большая а. А прочет сю нашу грамоту и велели с нее списать список слово в слово да тот список оставили у себя, а сю нашу подлинную грамоту велели отдать тульским кузнецом старосте Еремке Баташеву с товарыщи для наших воевод.

Писан на Москве лета 7148-го августа в 24-й день.

На обороте: На Тулу воеводам нашим князю Олексею [Трубецкому с товарыщи]. Дияк Таврило Леонтьев 4.

Тульский государственный музей оружия. № 2532/4. Л. 1. Подлинник. Опубл.: [7, № 13, с. 69-70].


Комментарии

1. Трубецкой Алексей Никитич (ум. 1680), князь, в 1640-1646 гг. возглавлял армию, выдвинутую в район Тулы для защиты южных рубежей страны во время завершения строительства Белгородской черты [292, с. 163-165].

2. Черкасский Иван Борисович, князь, после смерти Филарета фактически возглавлял правительство России. Судья Стрелецкого приказа с 1622 г. до апреля 1642 г. [292, с. 163-165].

3. В 1635 г. на южной окраине Московского государства начались крупнейшие оборонительные работы. В 1638 г. в Тулу были направлены особокрупные силы во главе с кн. И. Б. Черкасским. Главнокомандующий всеми силами украинных полков и начальник всех засечных работ кн. И. Б. Черкасский получил особый наказ не пропускать татар через засеку, и в случае прихода крымцев «итти на крымского царя на прямой бой» (Новосельский А. А. Борьба Московского государства в первой половине XVII в. М.; Л., 1948. С. 293-295).

4. Леонтьев Гаврила, подьячий, затем дьяк. С. Б. Веселовский датирует его службу в Стрелецком приказе 1633/34 — 17 ноября 1639 гг. [100] [293, с. 290]. Видимо, служил и позднее, возможно по 1642 г., т. к. только с этого года начинается его служба в Астрахани. С. К. Богоявленский датирует его службу в Стрелецком приказе 1633/1634 — до 5 апреля 1643 г. [292, с. 164-165].

а. В копийной книге Музея оружия и публикации И. П. Сахарова в данном месте явная ошибка: работа небольшая.