СПИСОК СТОРОННИКОВ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

(Новая находка в Шведском государственном архиве)

В последнее время резко возрос интерес к истории Смутного времени (начало XVII в.). Дальнейшее изучение Смуты делает необходимым расширение источниковой базы.

В конце 30-х годов XIX в. историк С. В. Соловьев привез из Швеции коллекцию документов XVI—XVIII вв., которую продал Археографической комиссии. Наиболее интересные материалы в скором времени были опубликованы в изданиях комиссии. Русские люди начала XVII в. не вели дневников, почти не писали воспоминаний. В источниках довольно редкими были характеристики политических деятелей той поры, поэтому исследователи сразу же обратили внимание на небольшой фрагмент документа без начала и конца, который содержал перечень и краткие характеристики дьяков московских приказов — приверженцев царя Василия Шуйского 1. Данные документы широко использовались в работах по истории Смуты 2.

Недавно в Государственный архив древних актов в Москве поступил микрофильм русских материалов XVI—XVII вв. из Шведского государственного архива в Стокгольме, среди которых имеется документ, озаглавленный «Московского государства ушники, которые Московское государство в разорение и смуту приводили...». Памятник, как и отрывок из коллекции С. В. Соловьева, содержит перечень высших должностных лиц — приверженцев царя Василия Шуйского. Сопоставление обнаруживает, что нижний край шведского документа и верхний срез фрагмента С. В. Соловьева полностью совпадают и можно прочитать разорванный текст. Фрагмент С. В. Соловьева, таким образом, является прямым продолжением шведского документа. Окончание памятника, к сожалению, отыскать пока не удалось 3.

Анализируемый документ, судя по каллиграфическому почерку и большой осведомленности автора, написан одним из московских дьяков или подьячих в скором времени после свержения Василия Шуйского. Автор памятника, как видно из его слов, не занимал высоких постов в администрации Шуйского и стремился выслужиться при новом царе Владиславе. Он старательно перечислил всех приспешников бывшего царя, дал их краткие характеристики и упомянул об их тайных делах. Благодаря доносу можно узнать о подлинной роли в событиях 1606—1610 гг. Василия Сукина («сидел в челобитной избе и людей в тайне сажал в воду...»), Артемия Измайлова («был у воровских дел»), Ивана Измайлова («был у Шуйского у чародеев и у кореньшиков. Ближе его не было») и др., прояснить скрытые пружины власти. [318]

Документ написан скорописью коричневыми чернилами на 4 сставах, пронумерованных автором цифрами 1-4. На сставах 3-4 филиграни фрагменты герба польского орла 4. Был свернут свитком. На обороте 1-го сстава помета на польском языке рукой канцлера Льва Сапеги темными чернилами: «Список панов московских, которые где бывали в делах и которые где служили...» На обороте 3-го сстава пометы XIX в. чернилами: «АИ Т. 2. № 310», тушью: «Кол. С. В. Соловьева 454». На обороте 4-го сстава — карандашом: «№ 190», печать Археографической комиссии.

Текст документа публикуется в соответствии с правилами, принятыми для передачи текстов XVII в. Пропуски восстановлены в прямых скобках.

И. О. Тюменцев


Московского государства ушники, которые Московское государство в разоренье и в смуту приводили при князе Восилье Шуйском и с ним совето[вали], и королю не били челом, и королевича на царство не хотели и казну царскую многую розимали, а тех людей, которые на Московское государство хотели королевича Владислава Жигимонтовича, губили и наносили князю Василью Шуйскому, и по их наносу беду всякую приимали и именья своего, и жалованья и животов отбили, которые были на Москве при князе Василье Шуйском.

Боярин князь [Иван] княж Семенов сын Куракин.

Боярин князь Борис княж Михайлов сын Лыков.

Окольничей князь Данило княж Иванов сын Мезецкой.

Стольник князь Василей княж Семенов сын Куракин.

Шурин князя Василья Шуйского, сидел у кушанья-князь Иван княж Петров сын Буйносов.

Крайчей князь Семен княж Васильев сын Прозоровской.

Думной дворянин Василей Борисов сын Сукин. Сидел в Челобитной избе и людей в тайне сажал в воду по Шуйского веленью и сам замышлял. /2-й сст./

Окольничей Ортемей Васильев сын Измайлов. Был у воровских дел у Шуйского.

Отливошной чашник Тимофей Васильев сын Измайлов.

Спальник Иван Васильев сын Измайлов. Был у Шуйского у чародеев и у кореньщиков. Ближе ево и не было.

Стольник Василей Ондреев сын Измайлов. А братья ево и племянники ближние стряпчие.

Стольник Василей Иванов сын Бутурлин. А такова вора и довотчика нет, и на отца своего родного доводил.

Стольник князь Олексей Львов княж Петров сын Львова. Великой шептун и нанозщик Шуйскому.

Стольник князь Григорей княж Федоров сын Хворостинин. И сам, и мать были у Шуйского великие шептуны.

Стольник князь Юрий Енщин.

Володимерец Родивон Власьев сын Всеволодский. Шептун. Послан от Шуйского в воеводы на Колмогоры денег збирать.

Стольник князь Иван княж Михайлов сын Одоевской. Был у Шуйского шептун.

Ларка Сумин /3-й сст./ А был у Шуйского в комнате у крюка (Строка вписана между строк.).

Постельничей Иванис Григорьев сын Ододуров. А такова вора и на Москве нет. И по немец у Шуйского напросился, и немец к Москве привел, и, умыслив с Измайловыми и со князем Данилом Мезецким, и Васильем Сукиным и с Васильем // *Бутурлиным, по приказу князя Василья // (Место разрыва шведского документа и фрагмента С. В. Соловьева.) Шуйскова и братьи его, чтобы опять сидети на Москве князю Василью Шуйскому, а не хотя государя нашего королевича, говорил и вмещал на Москве во многие люди: «Государь де наш князь Василей не пострижен!» И брат ево Григорей тож говорил.

Дворянин с Москвы Иван Матвеев сын Бутурлин з детьми. В тайных гонцех с Москвы в Можаеск от князя Василья от Шуйсково ко князю Дмитрею Шуйскому гонял и от князя Дмитрия из Можайска к Москве к Шуйскому гонял.

Думной дворянин, и у царицы за кушаньем сидел и царице брат, Иван Никифоров сын Чемчюгов.

Дияки; Василей Осипов сын Янов. Шуйскому по жене племя. Сидит в Московском разряде;

Василей Григорьев сын Телепнев. — Сидит /4-й сст./ в Посольском приказе;

Томило Юдин сын Луговской. Сидит в Ноугородском розряде. [319]

А говорили три их Шуйскому: «Побил де еси Сендомирсково с товарищи, Польша де и Литва у тебя вся в руках!»

Дияк Григорей Елизаров. Сидел в Ноугородской четверти. Сам еретик и еретики ему приказаны. Да у нево ж многая Государева казна, и ведает, где казна кому роздавана и розсхоронена.

Диак, смолянин сын боярской бывал (Так в тексте.) Михайло Бегичев. А диачество ему дано за шептанье.

Олексей Захарьев сын Шапилов. Сидел в Казанском дворце со князем Дмитрием Шуйским. В походе стояли против Государя со князем Дмитрием же.

Да Семен Еуфимьев. Сидел с ними же и умышлял заодин.

Диаки дворцовые Филип да Афиноген Федоровы дети Голянищева.

Злые шептуны.

Диаки поместные Николай Никитин сын Новокрещенов... (Окончание документа не найдено или утрачено.)


Комментарии

1 АИ. СПб., 1841. Т. 2. № 310.

2 Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. СПб., 1901.

3 РГАДА. Ф. 1204. Швед. мкф. (НП). Рул. 133. Ч. 2. № 26; АС.-Пб. ФИРИ. Кол. 124. Оп. 1. Д. 454.

4 Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Филиграни XVII в. по рукописным источникам Государственного Исторического музея. М., 1988. № 988 (1594—1607 гг.).

Текст воспроизведен по изданию: Список сторонников царя Василия Шуйского. (Новая находка в Шведском государственном архиве) // Археографический ежегодник за 1992 г. М. 1994

© текст - Тюменцев И. О. 1994
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Чурочкин С. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Археографический ежегодник. 1994