Новое об И. И. Болотникове

Документов об И.И. Болотникове, крестьянском вожде XVII в., сохранилось очень мало. Почти ничего не известно о его действиях и распоряжениях во взятых им городах. Только недавно удалось обнаружить в сборных книгах по г. Калуге за 1613 г. сведения о переводе «по велению» И.И. Болотникова части «средних» и «молотчих» посадских людей – калужан в пушкари. Эта «военная реформа» обеспечила успешную оборону города от правительственных войск после разгрома восставших под Москвой в декабре 1606 г. 1 Тем большую ценность представляют вновь обнаруженные документы, сообщающие о действиях И.И. Болотникова в районе Орла в начале его беспримерного в истории крестьянских войн в России похода на Москву.

В 1625 г. болховский помещик Иван Матвеевич Зиновьев бил челом о выдаче ему ввозной грамоты на отцовское поместье в Болховском уезде, в Годыревском стане – сельцо Бабье, деревни Архипово, Герасимово, Вышний Рог и пустошь на Плоском Верху. Он указал, что «отца де его в смутное время убил вор Ивашка Болотников» (док. № 1). Здесь речь идет о расправе над болховским помещиком по личному распоряжению И.И. Болотникова при продвижении войск восставших через Волхов, куда они направились после занятия Орла. Однако о том, что послужило причиной для этой расправы и при каких обстоятельствах она совершилась, в челобитье И. М. Зиновьева не сказано.

Большое значение в этом плане имеет челобитье другого болховского помещика Викулы Васильевича Пальчикова, поданное в Поместный приказ 28 сентября 1634 г. Подробно перечисляя заслуги своих родственников, в том числе их содействие правительству в поимке Ивана Заруцкого, Марины Мнишек, и «воренка», сына Марины от «тушинского вора», В.В. Пальчиков счел, однако, нужным прежде всего остановиться на судьбе своего двоюродного дяди Афанасия Пальчикова: «А дядю, государь, моева двоюродна Аф/а/насья Пальчикова царь Барис пасылал в Литву Раст/ри/ги абличать; и как шол вор Ивашко Балотников, собрався с воры, и за та, государь, дядю моево Афанасья Пальчикова р/а/спял к городовой стене, и стоял прикован до вечерн/и/, и потом, государь, велел з башни убити» (док. № 2).

Основанием для казни Афанасия Пальчикова послужила посылка его в 1604 г. в Киев к князю Василию Острожскому от патриарха Иова «з грамотою» обличать самозванца 2. Содержащиеся в челобитной сведения об Афанасии Пальчикове подтверждают достоверность рассказа знаменитого «Извета» Варлаама о том, что Григорий Отрепьев со [101] своими спутниками – Варлаамом и Мисаилом Повадиным во время бегства в Литву проезжали через Волхов 3. Волховский помещик Афанасий Пальчиков был выбран не случайно. Возможно, ему приходилось иметь дело с самозванцем еще до перехода последним границы. Не известно, подвергался ли репрессиям Афанасий Пальчиков при Лжедмитрии I, как поступили с другим послом царя Бориса в Польшу Постником Огаревым, которого, как удалось установить, самозванец сослал в Сибирь, конфисковав его земли. Оттуда он возвратился лишь при Василии Шуйском 4.

По-видимому, на решение И.И. Болотникова казнить Афанасия Пальчикова повлияли не столько его прошлые обличения самозванца в Литве (ведь сам-то самозванец не казнил ни его, ни Постника Огарева!), сколько его агитация против восставших в 1606 г., накануне их вступления в Волхов. Из челобитья В.В. Пальчикова следует, что И.И. Болотников с момента перехода границы действовал именем «царя Дмитрия», шел под его знаменем. До того, как быть сброшенным с башни, Афанасий Пальчиков был прикован к городской стене, «распят» и стоял так до вечера. Другими словами, его казни был придан показательный, устрашающий характер. Он, как предатель, недруг «царя Дмитрия», был выставлен на всенародное обозрение. Каждый из болховских жителей мог воочию убедиться, какая судьба ожидает того, кто посмел бы утверждать, что «царь Дмитрий» не истинный царь, а самозванец. Из записок К. Буссова мы знаем, что и при осаде Москвы москвичи просили И.И. Болотникова показать им «царя Дмитрия» 5. Случай с Афанасием Пальчиковым свидетельствует о том, что вопрос о самозванце получил большую остроту уже в самом начале похода И.И. Болотникова, а также о том, какими суровыми мерами пресекал И.И. Болотников все попытки взять под сомнение истинность существования «царя Дмитрия». В Карамзинском хронографе сказано, что «в украйных в Полских и в Северских городах тамошние люди по вражию наважению бояр и воевод и всяких людей побивали разными смертми, бросали с башен, а иных за ноги вешали и к городовым стенам распинали (разрядка моя – В. К.) и многими различными смертми казнили и прожиточных людей грабили, а ково побивали и грабили и тех называли изменники, а они будто стоят за царя Дмитрия» 6. Оказывается, эти казни начались еще при И.И. Болотникове и были продолжены «царевичем» Петром.

Итак, из публикуемых материалов следует, что помещики в занятых И. И. Болотниковым районах, активно выступавшие против восстания, подлежали уничтожению. Их имущество конфисковалось 7.

Публикуемые материалы представляют несомненный интерес и для уточнения маршрута похода И. И. Болотникова на Москву. Дело в том, что прямых данных о движении отрядов И. И. Болотникова в районе Орловщины не было. О маршруте И. И. Болотникова исследователи заключали, исходя из косвенных свидетельств разрядных книг о путях отступления разбитых под Кромами царских войск. Теперь не может быть никаких сомнений, что И. И. Болотников, заняв Путивль, Кромы и Орел, двинулся на Волхов, где лично руководил расправами с враждебно настроенными помещиками.

Документы публикуются впервые. [102]

Публикация подготовлена В. И. Корецким, кандидатом исторических наук.


№ 1

1625 г., 28 сентября. Ввозная грамота болховскому помещику И. М. Зиновьеву на поместье в Годыревском стане Волховского уезда его отца Матвея Зиновья, убитого И. И. Болотниковым 8

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Болховской уезд в Годыревской стан в сельцо, что была д. Бабья на речке на Муту, в д. Гарасимов починок, в д. Архипов починок, в д. Вышней Рог, а Меркулов и Харламов починок тож, в пустошь, что был починок на Плоском, на Великом Верху, Кукуляшево тож, что было то сельцо и деревня и пустошь в поместье за Матвеевым Зиновьевым, а ныне за сыном ево за Иваном. Всем крестьянам, которые в том поместье в сельце и в деревнях живут, а в пустоши вперед учнут жити.

Бил нам челом Иван же Матвеев сын Зиновьев: отца де ево в смутное время убил вор Ивашка Болотников, а после отца своево остался сын ево, он, Иван, ныне нашу службу служит из житья, а нашего де жалования. И за отцом ево было поместье в Волховском уезде в Годыревском стану сельцо Бабья да д. Архипова, д. Гарасимово, д. Вышней Рог, пустошь на Плоском Верху, а в них пашни сто семьдесят девять чети, а на то де отца 9 ево поместье нашей грамоты не дано, и ему де тем отца своево поместьем вперед владеть непочему. И нам бы ево пожаловати велети ему на то отца ево поместья дать нашу ввозную грамоту. А по книгам письма и меры Григория Колединскова с товарыщи лета 7093-го году и по дозорным книгам Микифора Колычева да подьячева Терентья Великопольскова 128-го году и по ево Иванове скаске в том отца ево поместье в сельце, что была д. Бабья, да в д. Архипова, да в д. Герасимово, да в д. Вышней и в пустоши на Плоском на Великом верху написано пашни паханые и перелогом 10 добрые земли сто семьдесят девять чети в поле, а в дву потому ж. И будет так, как нам Иван Зиновьев бил челом, и вы все крестьяня, которые в том отца ево поместье в сельце и в деревнях живут, а на пустоши учнут жити, Ивана Матвеева сына Зиновьева слушали, пашню на него пахали и доход ему помещиков платили.

Писан на Москве лета 7134-го сентября в 28 день.

У подлинной грамоты потпись дьяка Венедикта Михеева.

№ 2

1634 г., 28 сентября. Челобитье болховского помещика В. В. Пальчикова о родственном поместье умершего племянника И. Пальчикова с сообщением о службах своих родственников в «смутное время» и казни в г. Волхове И.И. Болотниковым его двоюродного дяди А. Пальчикова, посланного в Литву царем Борисом обличать самозванца 11

Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа /Ру/си бьет челом халоп твой балхавитин Викулка Васильев с/ын/ Пальчиков.

Аклад мне, холопу твоему, четыреста чети, а вотчинки, государь, за мною, холопом твоим, в Волховском у/е/здя отца моева шестьдесят чети, а поместьица, государь, за /м/ной нет ни одной чети. А служу я, холоп твой, тебе государю в/ся/кия твои государевы службы зим-ния и летния и выборн/ыя/ с поместными в ряд. А дядю, государь, моева двоюродна Аф/а/насья Пальчикова царь Барис пасылал в Литву Раст/ри/ги абличать; и как шол вор Ивашка Балотников, собрався с воры, и за та, государь, дядю моево Афанасья Пальчикова р/а/спял к [103] городовой стене и стоял прикован до вечерн/и/, и потом, государь, велел з башни убити. А брата моева двоюроднова Гардея Пальчикова твой государев баярин князь Иван Никитич Адоевской пасылал за твоим государевым изменникам за Ивашком за Заруцким и за Маринкаю с сыном, и Гардей тебе, государю, служил и прямил – вора Ивашку /За/руцкова и Маринку с сынам взел и к тебе, государю, к Моск/ве/ привол. Дядь, государь, /м/аих родных и двоюродных – Матве/я/ да Ефрема Пальчиковых пабили литовския люди, как имали Волхов город. А Григорья Пальчикова убили при цари Ва/силь/и в падьездя. А я, холоп твой, к тебе, государю, языки приваживал и ранен был.

И в прошлом, государь, во сто четыредесят втором году племянника моево Ивана Пальчикова н/е/ стало, а посля государь, ево осталась жена ево Матрена без/де/тна, и о том мужа своево поместейца тебе, государь, н/е/ бивала челом. И ноня, государь, згаварила та 12 Ивановская жена замуж за балховитина за Ивана за Терехава; и тот Иван Терехов ноня приехал, а том жа племянна моево паместицы бить челом 13. А наперед, государь, сево мое была челобить/е/.

Милосердный государь царь и великий князь Михаила Федорович вс/е/а Руси пожалуй меня, холопа своево, сваим царским жалованьям, тем племянна моево паместийцам родственным, и не вели, государь, мима меня, холопа своево, отдать, за родителей моих кровь и за мое службишка, и вели, государь, челобитенку к делу взять.

Царь, государь смилуйся, пожалуй 14.


Комментарии

1. В. И. Корецкий. Новый документ по истории русского города времени крестьянской войны и польско-шведской интервенции. — «Археографический ежегодник за 1964 год». М., 1965, стр. 316—332.

2. Сборник имп. Русского исторического общества, т. 137. М., 1912, стр. 280 – 281.

3. Русская историческая библиотека. СПб, 1909, стб. 20.

4. ЦГАДА, ф. Поместного приказа, г. Суздаль, ст. № 27693, ч. II.

5. К. Буссов. Московская хроника. 1584 – 1613. М. – Л., 1961, стр. 139.

6. А. Попов. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869, стр. 331.

7. И. И. Смирнов. Восстание Болотникова. 1606 – 1607. М., 1951, стр. 898.

8. ЦГАДА, ф. Поместного приказа, гг. Орел и Волхов, ст. № 32110, ч. III лл. 7, 8.

9. В оригинале «отца» дважды.

10. Далее зачеркнуто: «и лесом».

11. ЦГАДА, ф. Поместного приказа, гг. Орел и Волхов, ст. 32113, ч. II, л. 9.

12. Поверх строки вставлено «та».

13. Поверх строки вставлено «бить челом».

14. На обороте помета: «143-го сентября в 28 день выписать».

Текст воспроизведен по изданию: Новое о И. И. Болотникове // Советские архивы, № 4. 1967

© текст - Корецкий В. И. 1967
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Усманов С. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Советские архивы. 1967

500casino

500casino

500casinonews.com