Записки о делах Московских, веденные с 1598 года Гримовским и представленные Сигизмунду III, Королю Польскому.

(Сия статья найдена в Варшаве одним Русским путешественником, и переведена им с Латинского языка. Мы обязаны почтенному А. М. Спиридову за сообщение оной в наш Журнал, но не видав подлинника, не ручаемся в достоверности исторической.)

Ваше Величество!

В следствие данного мне наставление спешу представить Вашему Величеству известие о настоящем положении дел Московских. И так, ведомо тебе буди, Государь, что вдовствующая Царица Ирина именуется уже инокинею Александрою; впрочем Россия по сие время управляется ее именем. Люди Московские более месяца занимались набиранием Царя: во все течение сего времени дворяне, купцы, [4] достаточные мещане съезжались по приглашению из разных городов в столицу, дабы умножить число избирающих. Третьего дня, всеобщий глас народа наименовал Монархом Российского Государства Бориса Феодоровича Годунова. Я был свидетелем редкого зрелища: в самом деле, что может сравняться с удовольствием видеть в наши времена человека, недопускающего на престол злодеяние, противополагающего величие души желанию многочисленной толпы искателей, жаждущих чести быть при Дворе нового властителя первейшими из рабов? Я узнал героя древности в особе Боярина и Дворецкого, Василья Григорьевича Годунова (Его отравил ядом Борис Феодорович Годунов, за то, что противился избранию его на Престол См. Летопись о мятеж. Ядро Росс. Ист.). Поддерживаемый в предприятии своем Князьями Воротынскими, имевшими немалое участие в избрании, он восстал и начал говорить уже тогда, когда большая часть подкупленных золотом голосов клонилась в пользу его родственника.

Осмеливаюсь представить Вашему Величеству мой перевод на языке древних [5] Римлян речи, которую он минувшего дня говорил в Патриаршем доме, где происходило собрание. Чрез сие самое льщусь надеждою, заменить в себе недостаток искуства в изображении существенных свойств Повелителя России. По окончании сего нижайшего моего донесения, немедленно примусь за перевод защитительной речи, произнесенной Окольничим, Андреем Петровичем Плетневым (тайным сообщником дум Бориса Годунова). Она вскоре будет представлена верноподданным Вашего Величества.

Галят-Гримовским.

(Голят Гримовский назван в Российских Летописях Секретарем Посольства. Тот ли это, который представил Сигизмунду речь, Переводчик не утверждает; но кажется, что это должен быть тот самый. Перев.

Текст воспроизведен по изданию: Записки о делах московских, веденные с 1598 года Гримовским и представленные Сигизмунду III, королю польскому // Северный архив, Часть 18. № 21. 1825

© текст - Булгарин Ф. В. 1825
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1825