№ 68. 1579 г. не позднее января 17. - Дело в Поместном приказе об отводе коловерскому помещику Б. Д. Уварову дворового места в Коловери.

I. 1579 г. не позднее января 17 (датируется по грамоте, написанной на основании челобитной - см. № 68.II). - Челобитная Б. Д. Уварова об отводе ему дворового места у крепостной стены в городе.

/л. 1/ Государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всея Руси бьет челом холоп твой государев Богданко Уваров.

Пожаловал ты меня, холопа своего, велел испоместити в Коловери. И твои государевы пис[ц]ы (в тексте ошибочно: писы) князь Григорей Путятин с товарищи мне, холопу твоему, дали поместив в Коловери, а места мне, холопу твоему, в Коловери для (слово повторено дважды) городовые осады немецких людей приходов в городе не дали. И я, холоп твой государев, волочился в Коловери без места пол году. И я, холоп твой государев, бил челом твоему государеву воеводе Михайлу Бурцову, и твой государев воевода Михайло Бурцов мне, холопу твоему, дал место в городе городовые осады на стене. И я, холоп твой государев, то место городовое росчишшял и хоромы (исправлено взамен первоначального: горомы) на том месте строил. И твои государевы писцы Григорей Путятин с товарыщи по недружбе и не по моему челобитью за очи написали мне, холопу твоему, место з [185] Григорьем з Бешенцовым. А сведал я, государь, что мне, холопу твоему, Григорей Бешенцов недруг. И мне, холопу твоему, з Григорьем з Бешен/л. 2/цовым прожити неможно, потому что мне, холопу твоему, Григорей Бешенцов недруг.

Православной царь государь, пожалуй меня, холопа своего, против тово моего места, что мне, холопу твоему, твои государевы писцы дали по недружбе з Григорьем з Бешенцовым, Кузьминым местом Лихорева, полатою, на[д] тою же полатою местом. А то, государь, мое место, что мне, холопу твоему, дал Михаила Бурцов в городе на сте[не] (слово не дописано), взял коловырской помещик Иван Еремеев.

Государь, смилуйся пожалуй, чтоб я, холоп твой, государь, от Григорьевой недружбы в конец не погиб.

Государь, сми[луй]ся, пожалуй.

Ф. 159. Оп. 1. Д. № 22. Л. 1-2. Подлинник.

II. 1579 г. января 17. - Грамота в Пернов воеводам кн. Ф. М. Лобанову-Ростовскому, П. Е. Кутузову и дьяку Василию Алексееву об отводе Б. Д. Уварову дворового места.

/л. 3/ От царя и великого князя Ивана Васильевича [всеа Руси] (здесь и далее текст частично утрачен, восстановлено по смыслу) в Пернов воеводе нашему князю Федору Михай[ловичю Лобанову]-Ростовскому да Поснику Ели[зарь]евичю Кутузову, да дьяку нашему Василью [Оле]ксееву.

Бил нам челом коловерский помещик Богдан Уваров, а сказал: (далее зачеркнуто: Велено деи ему отделити поместье в Коловери. И писцы Деи наши князь Григорей Путятин с товарыщи поместье ему в Коловери отделили, а места деи ему в городе в Коловери для городовые осады и от немецких людей приходу не дали. И он деи бил челом в Коловери Михаилу Бурцову. [И Михайло] деи ему Бурцов место в городе для городовые осады ему на стене дал. И он деи то место розщистил и хоромы на том месте ставил. И писцы деи наши князь Григорей) дали деи ему писцы наши князь Григорей Путятин с товарыщи в городе Коловери полату да погреб, пять сажен места, для осадного времени з Григорьем з Бешенцовым. А Григорей деи ему [Бешен]цов недруг, и ему деи с ним жити в одном месте неможно. И нам бы его пожаловать в городе для городовые осады Кузьминым двором (вписано над строкой взамен зачеркнутого: местом) Лихорева, а Кузьмы деи Лихорева не стало. [186] /3 об./

* А в писцовых книгах письма князя Неклюда Путятина с товарищи 85-го году написано:

В городе в Коловери полата верхняя, что была немчина Анцы Надборова, вдоль четыре сажени, а поперег тож. А у нее [двои] двери, ... сеней и два окна. В одном окне окончина стекольчата. Вдоль семи пядей, а поперег шести пядей с наводы. И та полата отдана для осадного времени Григорью Бешенцову да Богдану Уварову. Да к той же полате им дано порожжего места к городовой стене под роскатом вдоль пять сажен подле по ..., поперег до Тарасов две сажени с о[сьминою], /л. 4/ в городовой стене отведен [от города отход] (чтение предположительно). Да Григорью да Богдану дан середней погреб под нижнею полатою князецкою, что дана Ондрею Бурцову с товарыщи (далее зачеркнуто: Да в тех же коловертских книгах написано). А подле воеводцкие полаты полата большая (далее зачеркнуто: В которой полате был [государев] хлеб), мера полате в длину восьм сажень, а поперег полчетверты сажени. А в ней шесть окон больших, семое малое, а на них решетки железные. И тое полаты два окна больших да окно малое отданы городовому прикащику Кузьме Лихореву да дворцовых сел прикащику Боранчику Курицыну. Да под тою полатою погреб, вдоль восемь сажен без локти, а поперег полтретьи сажени. И того погреба треть дана Кузьме Лихореву да Терентью Курицыну (- вставка на лл. 3 об.-4). /л. 3/

И будет так, как нам Бог[дан Уваров] бьет челом, и как к вам ся наша [грамо]та придет (далее на лл. 3, 4 об. зачеркнуто: И вы б Кузьмы Лихо // рева в городе Коловерти), и вы б Кузьмины /л. 4 об./ полаты и погреба, что ему в Коловери писцы дали и что Кузьма прибавил после писцов (слова с начала л. 4 об. написаны на полях), дали Богдану Уварову и в книги есте за ним написать велели для того, что Кузь[мы] (слово не дописано) Лихорева не стало, а жены и детей у него не осталось. А поместье Кузьмы Лихорева и Богдановы места (далее зачеркнуто: в городе отдали [полаты] кому пригож [быстя кому Коловерне]) и полаты и погреба [от]дано ему ж Богдану.

Писан на Москве [лета] 7087-го генваря в ... день.

На л. 3 об. отметка о посылке: 87-го генваря в 17 день такова грамота дана за приписью дьяка Кирея Горина.

Ф. 159. Оп. 1. Д. № 22. Л. 3-4 об. Отпуск.